Психологическое содержание понятия «направленность личности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является исследование направленности личности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ исследований по проблеме направленности …5
2. Сущность направленности как важнейшего психологического
свойства личности ………………………………………………………17
3. Исследование направленности личности ……………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….36
Список литературы …………………………………………………………38
Приложение 1 ……………………………………………………………….41
Приложение 2 ………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

refland.ru_29090.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Психология личности

Тема: Психологическое содержание понятия «направленность личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

 

Введение  …………………………………………………………………….3

  1. Теоретический анализ исследований по проблеме направленности …5
  2. Сущность направленности как важнейшего психологического

     свойства личности  ………………………………………………………17

  1. Исследование направленности личности  ……………………………..32

Заключение ………………………………………………………………….36

Список литературы …………………………………………………………38

Приложение 1 ……………………………………………………………….41

Приложение 2  ………………………………………………………………46 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления  и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа  направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.

Из многих отраслей психологических  знаний психология личности  - наука  достаточно молодая. Свое развитие она  получила в начале ХХ века.

И для зарубежной, и  для отечественной психологии проблема личности является труднейшей.

В психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Чем больше психических свойств (характер, темперамент, способности, чувства и т. д.) называются «личностными», тем глобальнее становится понятие «личность» и тем труднее им оперировать.

Ведущим компонентом  структуры личности является основное системообразующее свойство личности – направленность – совокупность системоустойчивых мировоззрения, интересов, идеалов, убеждений, доминирующих потребностей, определяющая поведение личности в меняющихся внешних условиях.

Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции  личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и  тенденций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Поэтому вопрос о направленности личности очень важен. Ведь в направленности выражаются цели человека, его психологический облик, потребности.

Изучением личности, в  том числе и ее направленности, в отечественной психологии занимались Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Ю.М. Орлов, Б.И. Додонов, Н.И. Рейнвальд, К.К. Платонов и другие.

Целью нашей работы является исследование направленности личности. Цель работы конкретизирована в следующих задачах:

    • анализ основных направлений в изучении направленности личности;
    • рассмотрение психологических характеристик, присущих направленности личности;
    • практическое определение направленности личности.

Объектом исследования  в работе выступает направленность личности как ее важнейшее психологическое свойство. Предметом – основные характеристики направленности личности.

Цель работы и ее задачи определили следующую структуру последней: работа состоит из введения, 2 теоретических разделов и практического, заключения, списка  используемой литературы, заключения и приложений.

 

 

 

    1. Теоретический анализ исследований по проблеме направленности

 

Прежде чем приступить к изучению направленности личности, рассмотрим понятие «личность».

Следует признать, что  и для зарубежной, и для отечественной  психологии проблема личности оказалась  труднейшей1. По вопросам об определении личности и ее структуры в психологической науке существует множество мнений.

Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются широким  разнообразием. Л. Хелл и Д. Зиглер в  своей монографии выделяют девять направлений  в теории личности. Это – психодиагностическое (Фрейд) и пресмотренный А. Адлером и К. Юнгом вариант этого направления, диспозиционное (Г. Олпорт, Р. Кеттел), бихевиористское (Б. Скиннер), социально-когнитивное (А. Бандура), когнитивное (Дж. Келли), гуманистическое (А. Маслоу), феноменологическое (К. Роджерс), эго-психология (Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни).

Если обобщить определения  понятия «личность», существующие в  рамках различных психологических  теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, Ж. Нюттен, Г. Айзенк, А. Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно определяется как «синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно изменяющейся срде» и «…в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида»2.

Итак, личность человека – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно  возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно0потребностных  отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта3.

В отечественной психологии также нет однозначного толкования личности. Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской  психологии можно выделить по меньшей  мере четыре доминирующих теории личности:

1917-1936 гг. – личность  как профиль психических черт;

1936-1950 гг. – личность  как опыт человека;

1950-1962 гг. – личность как темперамент  и возраст;

1962-1970 гг. – личность как совокупность  отношений, проявляющихся в направленности.

А.В. Петровский также говорит о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени. Так, период 50-60-х годов характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека.

С середины 60-х годов предпринимаются  попытки выяснения общей структуры  личности, а состоявшийся в 1969 г. Всесоюзный симпозиум по проблемам личности прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода.

К концу 70-х годов ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих  признаков личности.

Понятие направленности личности в отечественной психологии впервые ввел С.Л. Рубинштейн. Он определил ее через установки и тенденции, потребности, интересы и мотивы. Рубинштейн рассматривает направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности, мотивы деятельности: «Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами»4. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: 1.предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и 2. напряжение, которое при этом возникает. Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков5. По Рубинштейну, направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей обусловливает успешную работу.

А Н. Леонтьев в этом плане выделяет два понятия — «значение» и «личностный смысл»: «сознаваемое объективное значение и значение его для субъекта»6. Одно и то же значение имеет различный смысл в зависимости от мотивов-стимулов. Далее А. Н. Леонтьев говорит о том, что «одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл: мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ним, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остроэмоциональных, аффективных - лишены смыслообразующей функции: мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами»7.

Вопрос о структуре  личности в открытой форме впервые поставил В.Н. Мясищев. Специфика его взглядов  на структуру личности в том, что в ней нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность – отношение, замыкающая на себя все другие психологические характеристики личности. Именно отношение, по мысли В.Н. Мясищева, является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. Направленность Мясищев вывел за пределы структуры личности, как и темперамент, эмоциональность. Направленность, по мнению В.Н. Мясищева, выражает доминирующее отношение.

Развивая идеи А.Ф. Лазурского об отношении личности, В.Н. Мясищев  строит свою концепцию личности, центральным  элементом которой является понятие  «отношение». Отношение личности –  это активная, сознательная, интегральная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. В структуре отношения В.Н. Мясищев выделяет эмоциональную, оценочную (когнитивную) и конативную (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения поределяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты.

В трудах А.Г. Ковалева личность выступает как интегральное образование  псизихеских процессов, психичесикх  состояний и психологических  свойств.

Психичесикие свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических  состояний. В процессе развития психические  свойства определенным образом связываются  друг с другом и образуют сложные  структуры.

В качестве таковых А.Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (интеллектуальтные, волевые, эмоциоанльные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что выделение этих структур условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только, к примеру, направленность, но и характер. Но все же следует различать эти структуры как относительно автономные.

В.С. Мерлин вслед за В.Н. Мясищевым  говорит о том, что структуру личности нельзя характризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. В.С. Мерлин считает, что направленность и способности представляют собой не разные подсистемы, а разные функции идних и тех же свойств личности.

Концепция К.К Платонова  является наиболее ярким образцом реализации идей структурного подхода к пониманию  личности человека. К.К Платонов рассматривает  личность как динамическую систему, то есть систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности:

1) социально обусловленные  особенности (направленность, моральные  качества);

2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

3) опыт (объем и качество  имеющихся знаний, навыков, умений  и привычек);

4) индивидуальные особенности  различных психических процессов.

Взаимосвязь между этими группами особенностей при ведущей роли так называемых социально обусловленных свойств образует структуру личности, являющуюся таким образом, по К.К. Платонову, наиболее высоким уровнем интеграции в сфере явлений личности.

Одним из таких компонентов  является направленность и отношения личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Направленность включает как компонент включает в себя желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это – формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Платонов говорит о том, что «в направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, устойчивость и действенность»8.

Говоря о различных научных направлениях в изучении структуры личности и ее направленности, необходимо остановиться на анализе некоторых исследований такого психического явления, как установка. В отечественной психологии теория установки в основном была разработана Д. Н. Узнадзе и его учениками. В своих работах Д. Н. Узнадзе указывает, что установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей субъективной ситуацией. Установка также определяет направелнность личности и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности. Среди установок выделяются: первичная (зафиксированная), ситуативная и вторичная (фиксированная) установка.

Информация о работе Психологическое содержание понятия «направленность личности»