Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:37, контрольная работа
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Определение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»………3
2.Структура личности……………………………………………………………8
3.Отечественные и зарубежные теории личности……………………………..11
4.Практическое задание: представить различные подходы к структуре личности в отечественной и зарубежной психологии, методов психологии в виде схемы или таблицы……………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………..20
Государственное образовательное
автономное учреждение среднего профессионального
образования Ярославской
Рыбинский педагогический колледж
Контрольная работа
По Психологии
050144 «Дошкольное образование»
Понятие личности в психологии
Выполнила студентка Д31 группы
Ибрагимли Гюнай Тахир кызы
Добина Наталья Иосифовна
Рыбинск
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Определение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»………3
2.Структура личности…………………………
3.Отечественные и зарубежные теории личности……………………………..11
4.Практическое задание:
представить различные подходы
к структуре личности в отечественной
и зарубежной психологии, методов психологии
в виде схемы или таблицы……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Введение
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Проблема личности - одна из центральных в психологии. Понятие личности в психологии актуальна тем, что воспитание личности в наше время играет важную роль. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение.
1.Определение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»
Индивид (от латинского individuum - неделимое ) – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и техническими процессами. Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром: активность.
Личность – 1) Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) Определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Индивидуальность- человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость . Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.
2.Структура личности
Личность
в трудах А. Г. Ковалева выступает
как интегральное образование психических
процессов, психических состояний
и психологических свойств.
Психологические
процессы составляют фундамент психической
жизни человека. Психические процессы
формируют психические состояния, которые
характеризуют функциональный уровень
психической деятельности. До образования
устойчивых психических свойств состояния
характеризуют развивающуюся личность
ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный,
аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена
состояний меняет облик личности ребенка.
Психические
свойства образуются из психических
процессов, функционирующих на фоне
психических состояний. Психические
свойства характеризуют устойчивый,
относительно постоянный уровень активности,
характерный для данного
Сама личность
представляет собой синтез названных
выше структур. Независимость, произвольность
поведения и зрелость человеческой личности
обеспечивается этим синтезом.
3.Отечественные и зарубежные теории личности
Отечественные теории личности.
А. Мясищев, Смирнов, Малышев... Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода
понимания личности является нечеткость,
многозначность.
Б. Ананьев, Платонов, Мерлин сходились
во мнении говоря о том, что Личность -
не весь человек, а лишь его социальные
качества, это не просто субъект деятельности.
Основные компоненты структуры личности
- "некие абстрактные духовные образования".
Ананьев считал, что личностью становится
любой индивид в той мере, в какой он начинает
сознательно определяться. Личность характеризуется
совокупностью общественных отношений
и определяемой ими позицией в обществе.
Платонов утверждал, что концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).
В. Рубинштейн говорил, что Личность - это
совокупность внутренних условий, через
которые преломляются внешние воздействия.
Этого определения придерживаются многие
исследователи, но оно слишком общее.
Зарубежные теории личности:
Индивидуальная психология. А.Адлер считает, что люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.
Дж.Роттер говорил о том, что Личность - результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.
Когнитивная психология. Дж. Келли - теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное - то, как человек объясняет любое событие.
Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.
4.Подходы к
структуре личности в
А. Г. Асмолов полагает,
что только по такому критерию, как соотношение
биологического и социального в структуре
личности, насчитывается пять стратегий
исследования строения личности: конституционально-
1. Конституционально-
2. "Факторная" стратегия изучения структуры личности оперирует понятием "черта личности". Сначала выявляются при помощи той или иной процедуры поверхностные черты личности, корреляционные "плеяды" (Р. Кэттелл), которые впоследствии объединяются в обобщенные исходные черты — факторы, которые проявляются в реакциях человека. В концепциях Р. Кэттелла, Г. Айзенка и Дж.Гилфорда структура личности — это "набор" черт. Используются методы, которые позволяют получить представление о так называемых модальных формах личности, т. е. о "созвездии черт", характерном для той или иной популяции людей в определенной культуре. Факторные структуры, по мнению Асмолова, также склонны связывать поведенческие тенденции личности с конституцией человека. Для Кэттелла, Айзенка, Гилфорда характерна позиция двойной детерминации развития личности, то есть признание "доделки" базовых врожденных предрасположенностей под влиянием научения, среды.
3. "Блочная" стратегия структуры личности предполагает существование доступных наблюдению в обыденной жизни "блоков" (уровней, подструктур), которые можно расположить по вертикали"биологическое — социальное". На нижнем этаже "здания" личности располагается темперамент (индивидное свойство). Над ним надстраивается блок индивидуальных особенностей восприятия, мышления и т.п.). Над блоком "психических процессов" размещается блок опыта, включающий память и ее содержание: приобретенные навыки и знания. На самом верхнем этаже находится блок направленности, в который входят отношение личности к миру и моральные черты. Наиболее четко и открыто эта концепция представлена К.К.Платоновым.Эта стратегия неоднократно подвергалась критике с позиций системного подхода. А.В. Петровский назвал ее (вместе с факторной стратегией) "коллекционерским подходом к исследованию структуры личности".
4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности противостоит "конституционной" стратегии. Ее особенность в том, что в любых проявлениях личности усматривается иерархически организованные уровни мотивов. Даже темперамент характеризуется Г. Оллпортом как эмоциональная склонность, предопределяющая восприимчивость и скорость реагирования. Таким образом, принимается методологическая предпосылка, согласно которой в любом динамическом образовании сконцентрированы свойства личности как целого.
Мотивационно-динамическая стратегия исследования организации личности, исторически возникшая в русле психоанализа, характеризует такие различные подходы, как гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс), персонологическая теория индивидуальных черт (диспозиций) личности Г. Оллпорта, когнитивные подходы к личности, опирающиеся на "теорию поля" К. Левина, гормическая психология Макдугалла, персонология Г. Мюррея и др.Отечественные варианты мотивационно-динамической стратегии структурирования личности, как правило, ставят в центр структуры направленность личности. Направленность представляет собой емкую описательную характеристику структуры личности. Вместе с тем при выделении этой характеристики остается открытым вопрос, как участвуют в направленном поведении человека те или иные его индивидные свойства.
5. Поведенческо-