Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:37, контрольная работа
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Определение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»………3
2.Структура личности……………………………………………………………8
3.Отечественные и зарубежные теории личности……………………………..11
4.Практическое задание: представить различные подходы к структуре личности в отечественной и зарубежной психологии, методов психологии в виде схемы или таблицы……………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………..20
Во всех пяти стратегиях
изучения организации личности, при
всем разнообразии теоретических позиций,
выбора "элементов", способов связи
между ними проявляется общая
тенденция - размещать "индивидные"
свойства человека в основании структуры,
характеризовать их как базовый
уровень организации человека. Подобное
представление о месте
Имеется достаточно данных для того, чтобы утверждать, что могут быть следующие личностные структуры: иерархические (вертикальные) - структура, в которой отдельные черты отличаются друг от друга разной степенью общности, чаще всего имеют иерархический вид, напоминающий обычную структуру понятия (личность делится на ограниченное число сложных свойств, которые, в свою очередь, разделяются на более значительное число более простых качеств или черт; ээлементарным структурным компонентом является черта); координационные ("демократические", горизонтальные или сетевые) - предполагают известную рядоположность свойств и функций, наличие двусторонних влияний, гармоничность внутренних отношений; функциональные (целевые) - характерны тем, что выделенные взаимосвязи подчиняются целевому принципу. Они показывают, как взаимодействуют отдельные черты личности в ходе решения той или иной задачи.
Кроме того, на основании критерия общности, можно выделить такие структуры личности, как общие, частные и специальные. Деление личностных структур на общие, частные и специальные обусловлено тем, что познание личности носит дифференцированный характер. Предметом изучения в одних случаях выступает личность в целом, в других - исследование сосредоточивается на отдельных "подструктурах", а в третьих - на личности особого рода, или типа. Значит, структуры личности в целом будут общими; структуры темперамента, характера, мотивации, потребностей или способностей - частными; специфические структуры личностей, относящихся к определенным категориям ("авторитарная" личность, личность руководителя, преступная личность и т.д.) - специальными. Во всех случаях структурам личности свойственны индивидуальные особенности, отражающие уникальность человеческой индивидуальности.
Структуры личности различаются также по степени сложности. Например, концепция Г.Оллпорта отличается высокой сложностью: "Несмотря на то, что основных организующих жизнь человека черт может быть немного, структура организации, включающая также второстепенные и противоречивые тенденции, тем не менее, чрезвычайно сложна". Г. Келли предлагает более просто организованную систему, с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между ними. Его концепция личностных конструктов является объяснением относительно постоянных измерений структуры личности.При общей характеристике структур личности нельзя обойти и меру их разработанности, полноты. По данному критерию можно воспользоваться тремя позициями: модель отвечает основным критериям структурности; модель представляет собой только профиль выраженности черт личности; модель является псевдоструктурной, предлагая только набор отдельных элементов или блоков.
В психологии используются специальные методы, с помощью которых выявляются существенно-важные факты, закономерности и механизмы психики.
Методы психологии
Основные | |||
Наблюдения
Научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления. |
Эксперимент
Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. | ||
Житейские наблюдения |
Научный метод наблюдения |
Лабораторный |
Естественный |
Ограничиваются регистрацией
фактов, носят случайный
|
Переход описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимое условие – четкий план, фиксация результатов в специальном дневнике. |
Протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура действия испытуемого определяются конструкцией. |
Протекает в обычных условиях, применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах. |
констатирующий
| |||
Вспомогательные | |||
|
|
Заключение
Приложение 1
Структура личности | |
Направленность |
Определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. |
Возможности |
Включает систему способностей,
которая обеспечивает успешное осуществление
действительности. Различные способности
взаимосвязаны и |
Характер |
Определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяются моральные и волевые качества. |
Системы упражнений |
Обеспечивает саморегуляцию, самоконтролю и коррекцию действий и поступков жизни и деятельности. |