Психологические особенности внимания младших школьников на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение организации внимания младших школьников на уроках.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
Охарактеризовать внимание как психологическую категорию;

Определить возрастные особенности;

Определить особенности внимания младших школьников;

Рассмотреть возможности применения различных методов организации и развития внимания на уроках;

Оглавление

Введение
Глава I. Внимание школьников на уроках
1.1 Внимание как познавательный процесс человека
1.2 Психологические особенности внимания
1.3 Особенности внимания у младших школьников
1.4 Развитие непроизвольного и произвольного внимания
Глава II. Педагогическая эффективность методов для организации внимания на уроках
2.1 Использование наглядности на уроках как способ организации внимания
2.2 Использование технических средств для развития внимания у младших школьников на уроках
2.3 Игровые приемы в обучении как средство развития внимания в младшем школьном возрасте
2.4 Вспомогательные приёмы, используемые на уроках для развития внимания
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

моя курсовая готовая по психологии.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

     Итак, одним из эффективных средств  развития познавательного интереса к обучению является использование  игр на уроке (ролевых, сюжетных, по правилам и других).Игра является перспективной  формой обучения, так как она способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливает мотивацию и активную деятельность учащихся, повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает внимание, память, воображение.

2.4 Вспомогательные приёмы, используемые на уроках для развития внимания 

Высокая эффективность  обучения достигается в том случае, если организовать это обучение в  интеграции с другими видами деятельности, такими как рисование, лепка, аппликации, танцы, музыка, что способствует формированию всесторонней личности школьника.

Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Ребята с удовольствием разучивают песни. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует её активизации. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня является стимулом для развития речевых навыков и умений, а также может выступать как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда дети устали. Одним из эффективных приёмов является использование стихотворений и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и другим людям. Заучивание небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала. 

Учитывая, что  младшие школьники быстро утомляются, их внимание рассеивается, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные и индивидуальные формы работы, использовать зарядку, динамические паузы, игры, соревнования и др.

     Таким образом, во второй главе данной работы определялась педагогическая эффективность  методов для организации внимания. Были изучены особенности использования наглядных и игровых методов, использование технических средств и других способов организации и развития внимания. 

                                      

                                        Заключение 

Итак, в данной работе изучались и анализировались  психологические вопросы организации внимания младших школьников на уроках.

Проведённый анализ психологической и педагогической литературы позволил выяснить психологические  особенности внимания, а также  наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.

Внимание, как  и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. Особое значение для развития произвольного  внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.

Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах  ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него попрежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. Важно помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

     В данной работе приведены основные методы и способы по организации и развитию внимания. Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

  • преподаватель должен учитывать возрастные особенности развития внимания у младших школьников: переключаемость внимания, произвольное и непроизвольное внимание;
 
  • в проведении урока преподавателем должен быть задан  оптимальный темп: учёт сложности  задания, наличие знаний, навыков;
 

преподаватель на уроках должен использовать различные методы: наглядные, игровые, использование технических средств и других способов организации и развития внимания;

преподаватель должен знать индивидуальные особенности  своих учеников и учитывать их.

Постоянно повышать интерес учащихся к уроку - задача каждого педагога. Развитие и изобретательных  и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для раскрытия личности учащегося.

                            Список литературы 
 

  • «Возрастная и педагогическая психология» Под ред. А.В. Петровского. - М., 1999.
 
  • Волкова Т.Н. «Развитие памяти и внимания». - М., 2000.
 
  • «Использование игр на уроках в начальной школе» Под ред.М.И. Тарасовой. - СПб, 2006.
 
  • Немов Р.С. «Психология». В 3 кн. Кн.1. - 4-е изд. - М., 2003.
 
  • Павлова С.А., Трофимова Р.Я. «Информационно-технические средства обучения в начальной школе»  Начальная школа. - 2000. - №4.
 
  • «Рубинштейн С.Л. Внимание и его воспитание». - М., 2001.
 
  • «Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии». - СПб., 2004.
 
 
  • « Фундаментальные  концепции внимания»Выготского  Л.С., Леонтьева А.Н.,

           Рубинштейна С. Л.; 

  • «Исследования внимания с учётом возрастных особенностей»  Ю.Б. Гиппенрейтер,

              Т.Н. Волковой. 
 

Приложение№1

         

            Психологические тесты.   

«Изучение уровня внимания у  школьников во 2-3 классах» 

Инструкция:  

 «Материал, который вы получите, содержит  смысловые ошибки. Найдите и исправьте их».

 Затем раздается  текст, для исправления которого  не требуется знание правил, а  необходимо только внимание. Неисправленная  ошибка – это ошибка внимания. Текст содержит 10 ошибок.  

    Текст  

Зимой  в саду расцвели яблони.

 В ответ я  киваю  ему рукой.

Первый  урок в расписании - русский урок.

На зеленых  склонах цветут грибы.

Каждая  птица воет подняв к солнцу раскрытый  клювик, а волк поет подняв голову на луну.

Летом дети лепят из снега снеговика, играют в снежки, и катаются с горки на санках.

На Северном полюсе очень жарко, а на Юге холодно!

На Новый  год принято украшать пальму.

 Правильный текст

 Зимой (весной) в саду расцвели яблони.

 В ответ я  киваю  ему рукой (головой).

Первый  урок в расписании - русский урок (язык).

На зеленых  склонах цветут грибы (цветы).

Каждая  птица воет (поет) подняв к солнцу раскрытый клювик, а волк поет (воет) подняв голову на луну.

Летом (зимой) дети лепят из снега снеговика, играют в снежки, и катаются с горки на санках.

На Северном полюсе очень жарко (холодно), а на Юге холодно (жарко)!

На Новый  год принято украшать пальму (елку). 
 
 

Обработка результатов  

 Подсчитать  количество ошибок:  

0 – 2 ошибки  высший уровень внимания;  

3 – 4 ошибки  средний;  

5 и более  низкий.  
 
 

             Тест "Внимательный - невнимательный"  

 Есть  люди, которые всегда начеку —  ничто их не может удивить,  ошеломить, поставить в тупик.  Им противоположность — люди  рассеянные и невнимательные, теряющиеся  в простейших ситуациях.  

 Ответьте  «да» или «нет» на следующие  вопросы:  

1. Часто  ли вы проигрываете из-за невнимания?  

2 Разыгрывают  ли вас друзья и знакомые?  

3. Умеете  ли вы заниматься каким-либо  делом и одновременно слушать  то, о чем говорят вокруг вас?  

4. Находили  ли вы когда-нибудь на улице  деньги или ключи?  

5. Смотрите  ли внимательно по сторонам, когда  переходите улицу?  

6. Способны  ли вспомнить в деталях фильм,  который посмотрели два дня  назад?  

7. Раздражает  ли вас, когда кто-то отрывает  вас от чтения книги, газеты, просмотра телевизора или какого-либо иного занятия?  

8. Проверяете  ли сдачу в магазине сразу  у кассы?  

9. Быстро  ли находите в квартире нужную  вещь?  

10. Вздрагиваете  ли, если вас внезапно кто-то  окликнет на улице?  

11. Бывает ли, что вы одного человека принимаете за другого?  

12. Увлекшись  беседой, можете ли пропустить  нужную вам остановку?  

13. Можете  ли вы, не мешкая назвать даты  рождения ваших близких?  

14. Легко  ли вы пробуждаетесь ото сна?  

15. Найдете  ли вы в большом городе без посторонней помощи то место (музей, кинотеатр, магазин, учреждение), где побывали единожды в прошлом году?  

  Обработка результатов

 По  одному очку оцените ответы  «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 15 и ответы «нет» на вопросы 1, 7, 10, 11, 12.  

 11 очков и больше.  Вы удивительно внимательны и проницательны. Такой памяти и такой внимательности остается только позавидовать — это дано не каждому.  

 От 5 до 10 очков.  Вы достаточно внимательны, не забываете ничего важного. Однако, как говорится, и на старуху бывает проруха — кое-что можете запамятовать, иногда проявляете рассеянность, что оборачивается досадными недоразумениями. И все же вы способны в ответственный момент сосредоточиться и не допустить какой-либо промашки.  

4 очка и менее.  Вы очень рассеянны, и это является причиной многих неприятностей в вашей жизни. Когда вас в этом упрекают, вы, бывает, отвечаете с улыбкой, что просто мечтательны и не придаете значения всяким «пустякам». Пустякам ли? Ведь из-за вашей невнимательности неприятности терпят и окружающие — что значит, например, забыть завернуть водопроводный кран или потерять взятую у кого-то редкую книгу? Бывает, что люди даже бравируют своей рассеянностью, хотя, если разобраться, это качество отрицательное. Конечно, нередко — скажем, для людей престарелого возраста — оно не подвластно нам. Но в зрелые годы и особенно в молодые каждому под силу перебороть свою невнимательность, воспитать собранность и постоянно тренировать память.

Информация о работе Психологические особенности внимания младших школьников на уроках