Психологические особенности внимания младших школьников на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение организации внимания младших школьников на уроках.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
Охарактеризовать внимание как психологическую категорию;

Определить возрастные особенности;

Определить особенности внимания младших школьников;

Рассмотреть возможности применения различных методов организации и развития внимания на уроках;

Оглавление

Введение
Глава I. Внимание школьников на уроках
1.1 Внимание как познавательный процесс человека
1.2 Психологические особенности внимания
1.3 Особенности внимания у младших школьников
1.4 Развитие непроизвольного и произвольного внимания
Глава II. Педагогическая эффективность методов для организации внимания на уроках
2.1 Использование наглядности на уроках как способ организации внимания
2.2 Использование технических средств для развития внимания у младших школьников на уроках
2.3 Игровые приемы в обучении как средство развития внимания в младшем школьном возрасте
2.4 Вспомогательные приёмы, используемые на уроках для развития внимания
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

моя курсовая готовая по психологии.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Например, ребенок, который учится писать, вначале двигает  всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации  их в группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание и  направляется на торможение ненужных движений. В своем развития произвольное внимание проходит определенные стадии. Исследуя среду, ребенок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем дает целостное описание ситуации и наконец - интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

     Развитие  устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. Если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, то к 6-7 годам она возрастает до 1,5-3-х часов. Так же долго ребенок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности. Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности, которая ему безразлична или вовсе не нравится.

Аналогично развивается  и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребенок отвлекается  от нее в среднем 4 раза, то в 6 лет - всего один раз. Это - один из ключевых показателей готовности ребенка к обучению в школе.На ранних фазах развития произвольное внимание разделено между двумя людьми - взрослым и ребенком.

Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него жестом или словом; ребенок отвечает на этот сигнал, фиксируя взглядом названный предмет или беря его в руки. Указание на предмет жестом или словом организует внимание ребенка, принудительно меняя его направление. Тем самым заданный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Когда у ребенка развивается собственная речь, он может сам назвать предмет и, таким образом, произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится для ребенка внутренней и выполняется им самостоятельно. Из сказанного ясно, насколько тесно произвольное внимание связано с речью.

     Произвольное  внимание полностью развивается  к 12-16 годам. Таким образом, несмотря на некоторую способность детей  начальных классов произвольно управлять своим поведением, непроизвольное внимание у них все же преобладает. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности. 

     Таким образом главной особенностью внимания младших школьников является его  непроизвольный характер: он легко  и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому с первых же дней учебного года учитель должен планомерно формировать этот вид внимания у детей.

Необходимо, не нарушая детских интересов, детской любви к перемене впечатлений, приучать ребенка постепенно останавливать свое внимание на все более и более продолжительные сроки, приучить его к сосредоточению внимания на одном каком-нибудь деле. Педагог, вызывая ту или иную эмоцию, усиливает раздражение и создает доминантный процесс. После нескольких раз этот процесс настолько проторяет пути, что становится уже привычным. Таков путь создания произвольного внимания.

Педагог должен основываться на какой-нибудь потребности  ребенка, усилить её, иногда искусственным путем - путем подавления других потребностей, а затем упражнять ребенка в этом. Он должен строго следить, чтобы потребности ребенка удовлетворялись в полной мере, но не в ущерб общим интересам самого ребенка и общества.

Педагог должен всячески разнообразить процесс работы, открывая ребенку в нем, разные стороны и вызывая работой все большее число интересов ребенка, привлекая по возможности зрение, слух, движения рук, ног и всего организма, - словом, давая ребенку наибольшую пищу для его деятельности.

Итак, в первой главе определялись особенности  внимания, как психологической категории, виды, свойства, функции, теории внимания так и возрастные особенности внимания. 

Глава II. Педагогическая эффективность  методов для организации  внимания на уроках 

Уровень процесса эффективности учебной деятельности зависит от двух главных составляющих: 

  • умения  преподавателя управлять вниманием  своих учеников;
 
  • умения  научить учеников владеть процессом  планирования своего внимания.
 

Выбирая метод  обучения, преподаватель должен осознавать, что главное при изучении дисциплины - это формирование знаний, умений, навыков, а также воспитание и развитие обучающихся.

Каждый из методов, применяющихся в педагогической практике, имеет свои достоинства  и недостатки, но использование их в системе, во взаимосвязи поможет достигнуть наилучших результатов в усвоении детьми знаний и в развитии их мыслительной активности. 

 2.1 Использование наглядности на уроках как способ организации внимания 

Центральный компонент  любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.

     Сложностью  на уроках является мобилизация внимания учащихся при повторении пройденного. Для учеников, знающих материал, это скучное занятие, которое  кажется им ненужным, для тех, кто  всё перезабыл, повторение - тяжёлая и неприятная работа. Задача учителя - сделать повторение интересным и полезным на уроке. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации, заинтересовать учеников приведением знаний в порядок, в определённую систему, чтобы они хорошо запоминались.

Разнообразие  методов ведения урока и форм учебной работы - важнейшее условие  поддержания внимания учащихся любых  классов.

Как было отмечено выше, существуют психологические проблемы организации внимания на уроках у  младших школьников. Дети быстро устают, могут быть внимательными не более 20 минут. Поэтому на любом этапе урока нужны наглядные средства.

Педагогическое  мастерство учителя, умение хорошо излагать свой предмет основаны на умении строить  процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Д. Ушинский считал, что наглядное обучение - "это  такое учение, которое строится не на отвлечённых представлениях и  словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком..."

Значение наглядности  состоит в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет  объём усвояемого материала, снижает  утомление, тренирует творческое воображение, развивает внимание, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.

Проблема наглядности  при обучении очень актуальна. Более  того, принцип наглядности стал рассматриваться  не как вспомогательный, а как  один из основных принципов в обучении младших школьников. 

Функции наглядности, в целом, состоят в следующем: 

  • увеличить эффективность обучения,
 
  • помочь  ученику усваивать материал более  осмысленно, с большим интересом.
 

Функции наглядности, используемые на уроках: 

  • презентация материала (в связной речи или в изолированном виде);
 
  • уточнение знания;
 

Различается наглядность  предметная и образная.

При обучении комбинируют различные виды наглядности.

При использовании  наглядных пособий учителю необходимо учитывать и возрастные, и индивидуальны  особенности учащихся.

Наглядность соответствует  особенностям мышления детей, способствует лучшей организации внимания младших  школьников на уроках.

     Таким образом, использование наглядных  пособий - рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль; вносит разнообразие в учебный процесс; дает учащимся возможность наглядно представить то, о чём говорится в той или иной ситуации. Картинки вызывают положительные эмоции учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей. 

2.2 Использование технических средств для развития внимания у младших школьников на уроках 

Применение технических  средств обучения приводит к повышению  качества знаний учащихся, способствуют концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу.

Применение  на уроке аудиовизуальных  средств обучения - это не только использование ещё одного источника информации. По сравнению с другими средствами наглядности аудиовизуальные пособия, несомненно, вызывают более разнообразные психические процессы, а также предполагают значительную перестройку психической деятельности, учащихся, и, прежде всего, таких её сторон, как внимание и память.

Применение аудиовизуальных  средств обучения направлено, прежде всего, на развитие непроизвольного внимания, в то время как использование видео и кинофильмов связано с необходимостью включения у учащихся произвольного внимания.

     Таким образом, использование технических  средств на уроках позволяет управлять  вниманием учеников. Многие педагоги и методисты справедливо рассматривают видео и кинофильмы как усилитель человеческого внимания.

Понятно, что  лучше усваивается тот учебный  материал, который оказывает на учащихся эмоциональное воздействие, которое  оказывает просмотр кинофильма или  прослушивание записей. Видео является незаменимым пособием там, где надо показать, как то, или иное языковое явление отражает неречевую ситуацию 

Важная  особенность использования  видеофильмов на уроках заключается в следующем: 

  • кино может  изображать коммуникативные ситуации наиболее полно;
 
  • видео позволяет  увидеть, где происходит действие.
 

Требования  к отбору видеофильмов: 

  • материал  урока должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения;
 
  • надо учитывать  также возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
 

Таким образом, демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного  учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания. 

2.3 Игровые приемы в обучении, как средство развития внимания в младшем школьном возрасте 

В первом классе большое внимание уделяется осознанному  обучению и усвоению грамматики. На уроках учителя многие грамматические упражнения заменяют играми, поскольку  у детей в этом возрасте это  основной и любимый вид деятельности, а также дополнительный стимул к изучению языка.

Возможность использования  игровой деятельности позволяет  обеспечивать естественную мотивацию  знаний, сделать интересным и осмысленным  даже самый элементарный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения. Ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в определённых ролях. Она обладает большими возможностями мотивационно - побудительного плана. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Например, при изучении темы "Семья" – дети примеряют на себя семейные роли( роль мамы, папы, сына, дочери и.т.д.) дают всем членам семьи имена и новая лексика по теме усваивается легко и с удовольствием. Для активизации лексического материала при изучении, например, темы "Мой дом": на уроке дети - разная мебель. Но не простые шкафы и стулья, а со своими характерами и капризами.

Информация о работе Психологические особенности внимания младших школьников на уроках