Психологические особенности внимания младших школьников на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение организации внимания младших школьников на уроках.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
Охарактеризовать внимание как психологическую категорию;

Определить возрастные особенности;

Определить особенности внимания младших школьников;

Рассмотреть возможности применения различных методов организации и развития внимания на уроках;

Оглавление

Введение
Глава I. Внимание школьников на уроках
1.1 Внимание как познавательный процесс человека
1.2 Психологические особенности внимания
1.3 Особенности внимания у младших школьников
1.4 Развитие непроизвольного и произвольного внимания
Глава II. Педагогическая эффективность методов для организации внимания на уроках
2.1 Использование наглядности на уроках как способ организации внимания
2.2 Использование технических средств для развития внимания у младших школьников на уроках
2.3 Игровые приемы в обучении как средство развития внимания в младшем школьном возрасте
2.4 Вспомогательные приёмы, используемые на уроках для развития внимания
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

моя курсовая готовая по психологии.doc

— 153.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ. 
 
 
 

                                                 НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                             Оглавление 

Введение 

Глава I. Внимание школьников на уроках 

1.1 Внимание  как познавательный процесс человека 

1.2 Психологические  особенности внимания  

1.3 Особенности внимания у младших школьников 

1.4 Развитие непроизвольного и произвольного внимания 

Глава II. Педагогическая эффективность методов для организации внимания на уроках 

2.1 Использование наглядности на уроках как способ организации внимания 

2.2 Использование технических средств для развития внимания у младших школьников на уроках 

2.3 Игровые приемы в обучении как средство развития внимания в младшем школьном        возрасте 

2.4 Вспомогательные приёмы, используемые на уроках для развития внимания 

Заключение 

Список  литературы 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания педагогом закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

     Актуальность  проблемы изучения особенностей организации  внимания у детей младшего школьного  возраста определяется тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, равно как и других процессов. Для этого необходимо знать и учитывать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания. Любому педагогу известно, как трудно у детей поддерживать "внимание" в течение более или менее продолжительного времени. Дети легко отвлекаются, перебрасываются с предмета на предмет, с трудом могут сосредоточиться на какой-нибудь одной работе. Приходится их приучать быть внимательными, приучать останавливаться подолгу на одном каком-нибудь деле. Вся работа только тогда проводится хорошо, когда она проводится со вниманием, даже запоминаем мы лучше, если внимательны к данному материалу.  

Цель  работы - изучение организации внимания младших школьников на уроках. 

Данная цель конкретизирована в следующих задачах: 

  • Охарактеризовать  внимание как психологическую категорию;
 
  • Определить  возрастные особенности;
 
  • Определить  особенности внимания младших школьников;
 
  • Рассмотреть возможности применения различных методов организации и развития внимания на уроках;
 

В качестве объекта моего исследования является ребёнок младшего школьного возраста 2 класса Средней Образовательной Школы № 7 города Зеленодольска Республики Татарстан.

Предметом данного исследования является изучение психологических особенностей внимания у детей младшего школьного возраста.

Значимость данной работы заключается в том, что  при работе с детьми младшего школьного  возраста педагог должен иметь представление о: 

  • психологических свойствах внимания,
 
  • возрастных  особенностях внимания детей младшего школьного возраста,
 
  • различие  произвольного и непроизвольного  внимания,
  • теории и методике развития внимания и умение практически применять их на практике.
 

      Что я и попыталась раскрыть в своей работе. 

     В качестве метода исследования было выбрано тестирование 
     

  •   « Изучение уровня внимания у школьников во 2 -3 классах»;
  • «Внимательный - невнимательный».
 

 Внимание как психологическая категория, его виды, функции, возрастные особенности рассматривалось многими отечественными и зарубежными психологами.

В различной  психологической и педагогической литературе рассматриваются вопросы  изучения и формирования внимания младших  школьников.

Теоретическим основанием данной работы являются работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов:

« Фундаментальные концепции внимания» Выготского Л.С., Леонтьева А.Н.,

 Рубинштейна  С. Л.;

«Исследования внимания с учётом возрастных особенностей» Т.Н. Волковой.

 « Психология  » книга 1 Общие основы психологии 4 издание в качестве учебника  для студентов высших учебных  заведений. Р.С. Немов. 
 

Глава I. Внимание школьников на уроках 

1.1 Внимание как познавательный  процесс человека 

 Внимание - один из познавательных процессов человека; процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: 

  • устойчивостью,
 
  • сосредоточенностью,
 
  • переключаемостью,
 
  • распределением,
 
  • объемом.
 

Устойчивость  внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Устойчивость  внимания может определяться разными  причинами. Одни из них связаны с  индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности  со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в  данный момент времени. Другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.). Третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые - с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. 

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его  случайно заинтересовало, а во втором - сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте.

Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать  о его неустойчивости, но такую  неустойчивость не всегда есть основание  рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны  два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй - тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Данные характеристики внимания связаны со специальными свойствами нервной системы человека - лабильностью, возбудимостью и торможением. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные. 

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается. 

Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.

Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет  много различных  функций: 

  • активизирует  нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические  процессы,
 
  • способствует  организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
 
  • обеспечивает  избирательную и длительную сосредоточенность  психической активности на одном  и том же объекте или виде деятельности.
 

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности.

Вниманием определяется качество и результаты функционирования всей познавательной активности: 

  • точность  и детализация восприятия,
 
  • прочность и избирательность памяти,
 
  • направленность  и продуктивность мыслительной деятельности.
 

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

                      Психологические теории внимания.

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием, Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний.  

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т.Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Имея это в виду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. 

Информация о работе Психологические особенности внимания младших школьников на уроках