Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:31, курсовая работа
Цель работы - изучение организации внимания младших школьников на уроках.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
Охарактеризовать внимание как психологическую категорию;
Определить возрастные особенности;
Определить особенности внимания младших школьников;
Рассмотреть возможности применения различных методов организации и развития внимания на уроках;
Введение
Глава I. Внимание школьников на уроках
1.1 Внимание как познавательный процесс человека
1.2 Психологические особенности внимания
1.3 Особенности внимания у младших школьников
1.4 Развитие непроизвольного и произвольного внимания
Глава II. Педагогическая эффективность методов для организации внимания на уроках
2.1 Использование наглядности на уроках как способ организации внимания
2.2 Использование технических средств для развития внимания у младших школьников на уроках
2.3 Игровые приемы в обучении как средство развития внимания в младшем школьном возрасте
2.4 Вспомогательные приёмы, используемые на уроках для развития внимания
Заключение
Список литературы
Приложения
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ.
Введение
Глава
I. Внимание школьников на уроках
1.1 Внимание
как познавательный процесс
1.2 Психологические
особенности внимания
1.3 Особенности
внимания у младших школьников
1.4 Развитие
непроизвольного и произвольного внимания
Глава
II. Педагогическая эффективность методов
для организации внимания на уроках
2.1 Использование
наглядности на уроках как способ организации
внимания
2.2 Использование
технических средств для развития внимания
у младших школьников на уроках
2.3 Игровые
приемы в обучении как средство развития
внимания в младшем школьном
возрасте
2.4 Вспомогательные
приёмы, используемые на уроках для развития
внимания
Заключение
Список
литературы
Приложения
Введение
Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания педагогом закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
Актуальность
проблемы изучения особенностей организации
внимания у детей младшего школьного
возраста определяется тем, что именно
в этом возрасте формируется качественно
новые характеристики внимания, равно
как и других процессов. Для этого необходимо
знать и учитывать особенности формирования
внимания у детей младшего школьного возраста,
так как именно в этом возрасте формируется
качественно новые характеристики внимания.
Любому педагогу известно, как трудно
у детей поддерживать "внимание"
в течение более или менее продолжительного
времени. Дети легко отвлекаются, перебрасываются
с предмета на предмет, с трудом могут
сосредоточиться на какой-нибудь одной
работе. Приходится их приучать быть внимательными,
приучать останавливаться подолгу на
одном каком-нибудь деле. Вся работа только
тогда проводится хорошо, когда она проводится
со вниманием, даже запоминаем мы лучше,
если внимательны к данному материалу.
Цель
работы - изучение организации
внимания младших школьников на уроках.
Данная цель
конкретизирована в следующих задачах:
В качестве объекта моего исследования является ребёнок младшего школьного возраста 2 класса Средней Образовательной Школы № 7 города Зеленодольска Республики Татарстан.
Предметом данного исследования является изучение психологических особенностей внимания у детей младшего школьного возраста.
Значимость данной
работы заключается в том, что
при работе с детьми младшего школьного
возраста педагог должен иметь представление
о:
Что я и попыталась раскрыть
в своей работе.
В
качестве метода исследования было
выбрано тестирование
Внимание как психологическая категория, его виды, функции, возрастные особенности рассматривалось многими отечественными и зарубежными психологами.
В различной
психологической и
Теоретическим основанием данной работы являются работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов:
« Фундаментальные концепции внимания» Выготского Л.С., Леонтьева А.Н.,
Рубинштейна С. Л.;
«Исследования внимания с учётом возрастных особенностей» Т.Н. Волковой.
« Психология
» книга 1 Общие основы психологии
4 издание в качестве учебника
для студентов высших учебных
заведений. Р.С. Немов.
Глава I.
Внимание школьников
на уроках
1.1
Внимание как познавательный
процесс человека
Внимание - один из познавательных процессов человека; процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание человека
обладает пятью
основными свойствами:
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Устойчивость
внимания может определяться разными
причинами. Одни из них связаны с
индивидуальными
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.
В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором - сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте.
Переключаемость
внимания, если она происходит на непроизвольной
основе, может свидетельствовать
о его неустойчивости, но такую
неустойчивость не всегда есть основание
рассматривать как
С переключаемостью
внимания функционально связаны
два разнонаправленных
Данные характеристики
внимания связаны со специальными свойствами
нервной системы человека - лабильностью,
возбудимостью и торможением. Соответствующие
свойства нервной системы непосредственно
определяют качества внимания, особенно
непроизвольного, и поэтому их следует
рассматривать в основном как природно
обусловленные.
Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Распределение
внимания зависит от психологического
и физиологического состояния человека.
При утомлении, в процессе выполнения
сложных видов деятельности, требующих
повышенной концентрации внимания, область
его распределения обычно сужается.
Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.
Внимание
в жизни и деятельности
человека выполняет
много различных
функций:
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности.
Вниманием определяется
качество и результаты функционирования
всей познавательной активности:
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
Психологические теории внимания.
Одну из наиболее
известных психологических
Состояние внимания
всегда сопровождается не только эмоциональными
переживаниями, но также определенными
изменениями физического и физиологического
состояния организма. Только на основе
детального и тщательного изучения подобного
рода состояний можно составить ясное
представление и о механизмах внимания.
Для Т.Рибо было особенно характерно подчеркивание
значения физиологических коррелятов
психических процессов и состояний, и
это обстоятельство сказалось на его трактовке
интересующего нас явления. Имея это в
виду, концепцию
Рибо можно назвать
психофизиологической. Как чисто
физиологическое состояние внимание включает
комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных
и других произвольных или непроизвольных
реакций. Интеллектуальное внимание, кроме
того, влечет за собой усиление кровообращения
в занятых мышлением органах тела. Состояния
сосредоточенности внимания сопровождаются
также движениями всех частей тела: лица,
туловища, конечностей, которые вместе
с собственно органическими реакциями
выступают как необходимое условие поддержания
внимания на должном уровне.
Информация о работе Психологические особенности внимания младших школьников на уроках