Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть специфику взаимодействия между лидерами как социально-психологического феномена влияющего на успешность совместной деятельности группы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты лидерства, а именно: рассмотреть понятие лидерства в социальной психологии; выявить основные психологические мотивы личности лидера; рассмотреть «Я» концепцию лидера; описать основные теории лидерства; сопоставить феномены лидерства и руководства, изучить основные стили лидерства и их эффективность в ситуационном контексте; рассмотреть функции лидера.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты лидерства в психологии………………4
1.1 Понятие лидерства в психологии, потребности и мотивы лидера………4
1.2 Самооценка лидера, «Я» концепция и теории лидерства в психологии..7
1.3 Сравнительная характеристика, стили и функции лидерства и руководства……………………………………………………………………..16
Глава 2 Психологические особенности формирования лидерства. Взаимодействие между лидерами……………………………………………23
2.1 Гендерные особенности лидерства. Проблема женского лидерства……23
2.2 Возрастные особенности лидерства и влияние лидера на групповую динамику……………………………………………………………….……….26
Глава 3. Особенности взаимодействия между лидерами……………….29
3.1 Программа исследования взаимодействия между лидерами в студенческих группах………………………………………………………….29
3.2 Анализ результатов исследования………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………39
Приложения…………………………………………………………………….40
С другой стороны, лидеры, которые надеются друг на друга, могут потерпеть неудачу. Они могут так углубиться в поддержание теплых, любящих отношений, что теряют из вида цели. Может присутствовать отличное пасторство, но отсутствовать настоящее лидерство. Со временем, люди, более ориентированные на цели, начинают жаловаться на отсутствие пункта назначения, и некоторые из них могут даже начать самовольно брать на себя лидерство, создавая проблемы с официальными лидерами, и иногда добавляют смятения, мешая в самых различных ситуациях. Что такое взаимоотношения?
Мы убеждены, что одной из главных причин того, почему у нас столь много трудностей во взаимоотношениях, является то, что мы предполагаем, что они являются частью обыкновенного знания, которым мы располагаем, и нам всего лишь нужно улучшить своё поведение в отдельных областях. Если это было хотя бы частично так, у нас не было бы столько проблем, потому что множество из них возникает благодаря взаимоотношениям, которые не работают, как должно. Для начала поразмыслите над простым определением того, что вовлечено в межличностные взаимоотношения, оставив на некоторое время вопросы взаимоотношений человека с окружающей средой или животным миром.
Взаимоотношения – это взаимный обмен жизнью между двумя или более личностями. Определённые важные выводы возникают из этого обширного определения, и к ним мы сейчас и обратимся.
Во взаимоотношениях между лидерами необходимы ясность и согласие по поводу того, какой вклад ожидается от лидеров. В истории были лидеры, которые были отвержены и убраны. Во многих случаях печальная реальность заключалась в том, что они отдали всё, кроме одного, чего от них ждали, и это было лидерство.
Список использованной литературы
1. Андриенко Е. В. Социальная психология. - М. 2010 г. – 530 с.
2. Бендас Т. В. Психология лидерства. - Спб., 2009 г. – 280 с.
3. Дедерихс Ж.А., Марио Р. Хиллари. Клинтон и власть женщин. - М. 1995г. – 302 с.
4. Ермакова Ж.
А. Лидерство как социально-
5. Ефремова О.И.
Женщина и успех. Женщина
6. Журавлева А.Л. Социальная психология. - М., 2002 г. – 450 с.
7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. - М., 1991г. – 350 с.
8. Кричевский
Р.Л. Если Вы – руководитель
(элементы психологии
9. Дж. Льюис. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. - СПб. 2004 г. – 215 с.
10. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997 г. - 478 с.
11. Менегетти А. Система и личность. - М. 2003 г. – 420 с.
12. Мокшанцев
Р., Мокшанцева А. Социальная
13. Немов Р. С. Психология. - М. 2008 г. – 387 с.
14. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. — Минск, 1998.
15. Самыгин С. И. Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов н/Д, 1997. – 412 с.
16. Психология. Словарь. - М. 1990 г. – 325 с.
Приложения
Приложение 1
Рис. 1 Взаимосвязь стиля руководства с качествами лидера, характеристикой ситуации и особенностями самой группы и последователей.
Приложение 2
Определение понятий «лидер», «лидерство» в глазах студентов.
Лидерство - умение быть первым во всем.
Лидер- это тот человек за которым пойдут все. Его всегда будут слушать.
Лидер - это человек который умеет мотивировать окружающих, организовать их работу и не боится брать на себя ответственность за результат.
Лидерство- это процесс возвышение и покровительства одного или нескольких индивидов над другими, при котором как правило общественность подчиняется и прислушивается к мнению этих людей.
Лидерство - это процесс влияния на определенное количество людей в различных жизненных сферах, с помощью личных качеств, умений, приобретенных навыков.
Лидер - это человек, который умеет управлять грамотно людьми, умеет их заинтересовать в своем деле, чтобы они делали то, что ему нужно.
Лидерство - это способность человека в виду своих психологических особенностей принимать на себя ответственность за группу людей.
Лидерство - это черта характера, появляющаяся у человека со временем с помощью которой у человека появляется умение руководить людьми.
Лидерство - умение вести за собой толпу, умение нести ответственность за совершенные деяния, умение быстро принимать рациональные решения в нестандартных ситуациях!
Лидерство - набор определенных качеств, позволяющие доминировать над другими людьми.
Лидерство - это совокупность качеств, позволяющие человеку выделяться из группы и грамотно управлять ей, а также способность управления и выхода из сложившейся ситуации, исходя из своих целей.
Лидерство - умение, способность организованно руководить людьми, влиять на них таким образом, чтобы они выполняли задачи, поставленные перед ними. Но задачи эти заданы лидером.
Лидер- человек, обладающий организаторскими способностями, умеющий принимать важные решения, вести за собой людей и к которому все прислушиваются
Лидер – человек, который пользуется авторитетом, добивается поставленных целей.
Лидерство - качество человека, основанное на занятии человеком определенного места в общества с долей власти над другими.
Лидер- человек, который может вести всех за собой. Лидер -весьма харизматичная личность с кучей идей в голове по реализации задуманных планов.
Лидерство - это стремление человека идти впереди. Стремление быть первым, устанавливать правила, навязывать свою игру для достижения общей, благой цели.
Лидер - самый главный, впереди всех, активное влияние и навязывание своего мнения.
Лидер – это человек, который может вести за собой других и брать на себя ответственность.
Лидер - личность, которая влияет на своих последователей и направляет их деятельность на неформальном уровне за счёт своего авторитета, харизмы и пр.
Лидерство-это умение повести за собой людей, знать, как и когда действовать, умение брать на себя ответственность.
Лидерство – это умение управлять другими людьми. Делать так, чтобы к твоему мнению прислушивались.
Приложение 3
Табл. 1 Основные личностные характеристики лидера | ||
Качество, отмеченные во втором вопросе |
Число респондентов, отметивших данное качество |
Число респондентов, указавших качество в процентном соотношении от общего числа отмеченных качеств (79) |
ответственность |
8 |
6, 32% |
неконфликтность |
1 |
0, 79% |
отсутствие зависимости от стереотипов |
1 |
0, 79% |
решительность |
3 |
2,37% |
грамотность, знания, ум, рациональность, образованность |
8 |
6, 32% |
толерантность |
1 |
0, 79% |
доброта, отсутствие "злого гения" |
4 |
3,16% |
тактичность |
1 |
0, 79% |
жёсткость |
1 |
0, 79% |
понимание |
4 |
3,16% |
"холодная голова" |
3 |
2,37% |
авторитет |
1 |
0, 79% |
организованность |
2 |
1, 58% |
точность, прямолинейность |
2 |
1, 58% |
умение управлять |
1 |
0, 79% |
компетентность |
1 |
0, 79% |
азарт, риск |
3 |
2,37% |
эгоизм |
1 |
0, 79% |
самодостаточность |
1 |
0, 79% |
жизнерадостность |
1 |
0, 79% |
напористость, стремление, целеустремлённость, настойчивость |
6 |
4, 74% |
сила воли |
3 |
2,37% |
внимательность |
1 |
0, 79% |
уверенность |
6 |
4, 74% |
честность |
1 |
0, 79% |
харизма |
4 |
3,16% |
чувство юмора |
1 |
0, 79% |
грамотное изложение мыслей и идей |
2 |
1, 58% |
умение выслушать |
3 |
2,37% |
развивающийся |
1 |
0, 79% |
коммуникабельность |
1 |
0, 79% |
трудолюбие |
1 |
0, 79% |
доминантность - желание власти |
1 |
0, 79% |
79 |
Приложение 4
Табл. 2 Врождённые
и приобретённые лидерские
Табл. 1 Врождённые
и приобретённые лидерские | ||
Критерий |
Число респондентов |
Число респондентов в процентом соотношении |
Число респондентов, ответивших, что лидерские качества являются врождёнными |
4 |
17,40% |
Число респонеденотов, указавших, что лидерские качества могут быть как врождёнными, так и приобретёнными |
3 |
13% |
Число респондентов, указавших, что лидерские качества яприобретаются со временем |
16 |
70% |
Приложение 5
Диаграмма 2. Врождённые
и приобретённые лидерские
Приложение 6
1 Бендас Т. В. Психология лидерства. - Спб., 2009 г. – С. 102.
2 Бендас Т. В. Психология лидерства. - Спб., 2009 г. – С. 88
3 Ермакова Ж. А. Лидерство как социально-психологический феномен. - М. 2008 г. – С. 202.
4 Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель (элементы психологии менеджмента в повседневной работе). – М. 1998. – С. 100.
5 Журавлева А.Л. Социальная психология. - М., 2002 г. – С. 112.
6 Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997 г. – С. 256.
7 Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. - М.: Инфра-М, 2009 г. – С. 289-290.
8 Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. - М.: Инфра-М, 2009 г. – С. 35.
9 Журавлева А.Л. Социальная психология. - М., 2002 г. – С. 29.
10 А.Л.Журавлева Социальная психология. М., 2002 г. – С. 85.
11 Ермакова Ж. А. Лидерство как социально-психологический феномен. - М. 2008 г. – С. 103.
12 Дж. Льюис. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. - СПб. 2004 г. – С. 38.
13 А.Л.Журавлева. Социальная психология. - М., 2002 г. – С. 85.
14 Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. - М., 1991г. – С. 258.
15 Психология. Словарь. - М. 1990 г. – С. 236.
16 Там же, с. 239.
17 Менегетти А. Система и личность. - М. 2003 г. – С. 309.
18 Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. - М.: Инфра-М, 2009 г. – С. 28.
19 Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. - М.: Инфра-М, 2009 г. – С. 32.
20 Немов Р. С. Психология. - М. 2008 г. – С. 172.
21 Андриенко Е. В. Социальная психология. - М. 2010 г. – С. 253-254.
22 Дж. Льюис. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. - СПб. 2004 г. – С. 108.
23 Менегетти А. Система и личность. - М. 2003 г. – С. 308.
24 Самыгин С. И. Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов н/Д, 1997. – С. 327.
25 Ермакова Ж. А. Лидерство как социально-психологический феномен. - М. 2008 г. – С. 143.
26 Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. - М., 1991г. – С. 176.
27 Ермакова Ж. А. Лидерство как социально-психологический феномен. - М. 2008 г. – С. 258.
28 Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997 г. – С. 305.
29 Ефремова О.И. Женщина и успех. Женщина элегантного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г. – С. 89.
30 Самыгин С. И. Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов н/Д, 1997. – С. 108.
31 Психология господства и подчинения: Хрестоматия. — Минск, 1998. – С. 152-153.