Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть специфику взаимодействия между лидерами как социально-психологического феномена влияющего на успешность совместной деятельности группы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты лидерства, а именно: рассмотреть понятие лидерства в социальной психологии; выявить основные психологические мотивы личности лидера; рассмотреть «Я» концепцию лидера; описать основные теории лидерства; сопоставить феномены лидерства и руководства, изучить основные стили лидерства и их эффективность в ситуационном контексте; рассмотреть функции лидера.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты лидерства в психологии………………4
1.1 Понятие лидерства в психологии, потребности и мотивы лидера………4
1.2 Самооценка лидера, «Я» концепция и теории лидерства в психологии..7
1.3 Сравнительная характеристика, стили и функции лидерства и руководства……………………………………………………………………..16
Глава 2 Психологические особенности формирования лидерства. Взаимодействие между лидерами……………………………………………23
2.1 Гендерные особенности лидерства. Проблема женского лидерства……23
2.2 Возрастные особенности лидерства и влияние лидера на групповую динамику……………………………………………………………….……….26
Глава 3. Особенности взаимодействия между лидерами……………….29
3.1 Программа исследования взаимодействия между лидерами в студенческих группах………………………………………………………….29
3.2 Анализ результатов исследования………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………39
Приложения…………………………………………………………………….40
Однако, не смотря на все различия, в некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как совершенно идентичные. Такой взгляд вполне оправдан, так как социально-педагогическая сущность лидерства и руководства совпадает. В связи с этим многие теории управления оправданы как для лидерства, так и для руководства»20.
В отличие от руководителя лидер обладает неформальным авторитетом в своей группе. «Лидер всегда авторитетен, иначе он не будет являться лидером. «Авторитет – это совершенно особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей.
В широком смысле под авторитетом понимается общепринятое неформальное влияние, в узком – одна из форм осуществления власти. Можно определить авторитет и как признание лидера его последователями»21.
Однако, на практике, могут встречаться группы, в которых руководитель и лидер – это одно и то же лицо. В данном случае все вышеперечисленные факторы будут относиться к данной личности, и при этом влияние данного лица будет носить естественный характер, включённость в ситуацию коллектива улучшится, но у лидера появится зависимость от группы. Данный тип руководства подходит для творческих коллективов. Так как руководитель сочетает в себе направленность на результат, хороший контроль психологической ситуации, неформальный авторитет, естественное влияние.
В 30-е гг. 20 в. Курт Левин выделил 3 стиля руководства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский).
Стиль лидерства представляет собой типичную для лидера систему приёмов воздействия на членов группы (подчинённых или ведомых).
Авторитарный стиль
Демократический стиль отличается
коллегиальным обсуждением
«При таком стиле группа
существует самостоятельно и сама определяет
основные направления своей
Важно отметить, что стиль лидерства напрямую связан с личностными качествами лидера, характеристикой ситуации и особенностями самой группы и последователей (см. рис. 1 в приложениях).
Оптимальный вариант –
это сочетание в деятельности
руководителя всех трёх стилей. Основными
факторами изменения стиля
Специфика функций лидера детерминируется главным образом в соответствии с особенностями группы (последователей) , которой он руководит .
Многие из функций, к рассмотрению которых мы сейчас перейдем, применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей первичных коллективов и крупных организаций.
Лидер как администратор. Эта функция включает в себя деятельность по разработке основных направления деловой политики, наблюдение за выполнением действий. Сущность данной функции - предписание деятельности другим членам группы.
Лидер как планировщик. В рамках данной функции лидер осуществляет разработку методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий.
Лидер как политик. Данная функция представляет собой установление целей и основной линии поведения группы. В основном групповые цели и методы их достижения имеют три источника: указания сверху, указания снизу, т. е. решения самой группы, указания самого лидера (при условии, что он обладает автономией в принятии решений).
Лидер как эксперт. К лидеру обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту.
Лидер как представитель группы во внешней среде. Лидер в этом случае отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю, ценности и т. д. Он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы.
Лидер как регулятор отношений внутри группы. Данная функция подразумевает предупреждение и предотвращение или выявление и регуляцию конфликтов между членами группы. Лидер как источник поощрений и наказаний. Данная функция, на наш взгляд, имеет особую значимость, так как напрямую связана с ценностными ориентациями группы и её лидера. Лидер как пример. В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать. Лидер как символ группы. Группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных индивидуумов. Члены таких групп прибегают к различным знакам отличия в одежде и поведении (например, члены масонских лож, политических партий, клубов и т. д.). Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов»25. Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность. Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать. Такие выражения лидеров как: «все претензии — ко мне», «действуйте моим именем», «передайте, что я приказал» относятся именно к этой функции.
Таким образом, в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения. Лидер как проводник мировоззрения. Лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В целом оно отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа.
Глава 2 Психологические особенности формирования лидерства. Взаимодействие между лидерами
2.1 Гендерные
особенности лидерства.
Т. К. Арефьева (СамГУ) отмечает, что «эпоха создала свой стереотип деловой женщины. Образ женщины лидера формировался на основе некоего мужского стандарта (это выражалось как в методах достижения цели, так и во внешнем облике). По мнению Т. К. Арефьевой «копирование женщиной мужского стиля руководства является одной из причин негативного отношения к женщине – руководителю со стороны как мужчин, так и женщин»26.
Общественное сознание нашей страны консервировало традиционные взгляды на роль мужчины как добытчика и кормильца, женщины – домашней хозяйки, отводя её более низкие ступени общественной иерархии. Общественное сознание отводит женщине роль трудолюбивой исполнительницы, нежели роль лидера. Как показывает статистика, число женщин по мере следования от низших звеньев социальной иерархии к высшим постепенно уменьшается.
Стремление
женщины поднять свой профессиональный
уровень выталкивается
Сложившаяся обстановка
отражает уровень социально-
Однако, как показали исследования ленинградских специалистов, женщины руководители по своим качествам, особенно ответственному отношению к делу не редко не только не уступают, но и превосходят мужчин, но есть и противоположная точка зрения о качествах мужчин и женщин: «Экспериментальному выявлению «образа своих достижений» и их причин при выполнении познавательных заданий у мужчин и женщин показывают, что мужчины, как правило, более уверены в себе, их уровень притязаний заметно выше, а достижение успеха они чаще связывают со своими личностными качествами. Женщины, в свою очередь, склонны приписывать успех при решении сложных задач воле случая или везению. Женщины, как показали исследования Ф. Хоппе, чаще склонны к выбору более простых и легкодостижимых целей, выбор их менее стабилен и они проявляют меньшую настойчивость в достижении целей. Женщинам свойственна известная недооценка своих возможностей. Мужчины, напротив, настроены на успех, они стремятся выбрать цель повышенной степени трудности и более настойчивы в ее достижении»29.
«Гендерные (т.е. полоролевые) стереотипы относительно лидерского стиля мужчин и женщин распространены очень широко. Считается, что женщины больше думают о чувствах своих сотрудников, обладают лучшими навыками общения и поэтому более ориентированы на отношения. Мужчин же часто рассматривают как жестких, авторитарных лидеров макиавеллиевского типа, которые не особенно обращают внимание на чувства своих подчиненных и намного меньше беспокоятся об их взаимоотношениях. Психологи изучили сотни научных исследований в поисках ответа на вопрос, чем лидерский стиль женщин отличается от лидерского стиля мужчин. Было обнаружено, что женщины обычно практикуют более демократичную манеру руководства, чем мужчины. Возможно, это происходит потому, что женщины обладают лучшими навыками общения. Это позволяет им при принятии решений использовать способности членов группы и, если нужно, вежливо отвергать их советы. Женщины обычно являются лучшими лидерами (как по объективным показателям их работы, так и по оценкам сослуживцев) в тех сферах деятельности, где особенно важны навыки общения, например в сфере образования. Мужчины обычно бывают более успешными лидерами там, где требуется способность решительно отдавать приказы и осуществлять контроль, например в армии»30.
2.2 Возрастные
особенности лидерства и
«Биологический возраст оказывает довольно серьезное воздействие на осмысление лидерской роли и подход к решению задач в области разработки программных средств».
Для молодёжи свойственны следующие черты:
- Быстрое усвоение информации
- Восприятие новых технологий (отсутствие консерватизма)
- Многие задачи кажутся легко выполнимыми
- ощущение бессмертности , которое позволяет им добиваться великих достижений.
Качества взрослых людей и людей в возрасте «в возрасте»
- Мудрость, опытность
- Больший консерватизм
- Они все больше ощущают свою смертность и пытаются выжать максимум из каждого прожитого дня.
Согласно этим исследованиям, возраст действительно обусловливает определенный подход к рабочей деятельности, и в особенности это касается лидерства.
«По мнению психологов «наиболее сложным, но и наиболее продуктивным для формирования лидерских качеств, представляется подростковый возраст.
Была отмечена динамика следующих качеств:
- готовность к принятию решения
- умение презентовать себя
- быстрота сотрудничества».
Если рассматривать лидера как члена группы, то определение лидерства будет следующим: «Лидер – член группы с наивысшим социометрическим статусом, наиболее авторитетная личность, за которым признается центральная роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности»31.
Ранговая иерархия,
со временем складывающаяся в рамках
группы не является постоянной и устойчивой.
Лидеры и групповая неустойчивость.
Благоприятная обстановка для выдвижения
нового лидера может создаваться
при появлении внешней угрозы,
при возникновении внутригруппо
В процессе развития внутригруппового конфликта в группе выделяются конфликтующие подгруппы и лидеры этих подгрупп. В какой-то момент лидеры возникших конфликтующих подгрупп могут занять положение равновесия сил относительно верховного лидера, что в дальнейшем может привести к смещению последнего или же верховный лидер может вытеснить возникающих лидеров
«Сотрудник Мичиганского университета (США) Крокетт (Crockett) экспериментально доказал, что разногласия в группах создают благоприятную почву для узурпации ролей старых лидеров и выдвижения новых. Он изучил 72 группы в правительственных и промышленных организациях, что привело его к следующему выводу. «Группы, члены которых имеют различное мнение относительно целей группы и средств для их достижения, гораздо чаще выдвигают неформальных лидеров, чем группы, которые не имеют разногласий в определении целей и средств.