Психологические особенности формирования лидерства. Взаимодействие между лидерами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть специфику взаимодействия между лидерами как социально-психологического феномена влияющего на успешность совместной деятельности группы.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты лидерства, а именно: рассмотреть понятие лидерства в социальной психологии; выявить основные психологические мотивы личности лидера; рассмотреть «Я» концепцию лидера; описать основные теории лидерства; сопоставить феномены лидерства и руководства, изучить основные стили лидерства и их эффективность в ситуационном контексте; рассмотреть функции лидера.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты лидерства в психологии………………4
1.1 Понятие лидерства в психологии, потребности и мотивы лидера………4
1.2 Самооценка лидера, «Я» концепция и теории лидерства в психологии..7
1.3 Сравнительная характеристика, стили и функции лидерства и руководства……………………………………………………………………..16
Глава 2 Психологические особенности формирования лидерства. Взаимодействие между лидерами……………………………………………23
2.1 Гендерные особенности лидерства. Проблема женского лидерства……23
2.2 Возрастные особенности лидерства и влияние лидера на групповую динамику……………………………………………………………….……….26
Глава 3. Особенности взаимодействия между лидерами……………….29
3.1 Программа исследования взаимодействия между лидерами в студенческих группах………………………………………………………….29
3.2 Анализ результатов исследования………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………39
Приложения…………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Взаимодействие между лидерами как фактор успешности совместной деятельности группы..doc

— 5.36 Мб (Скачать)

Рассмотрим  ещё один способ смещение верховного лидера. Новый лидер скорее всего  может появиться в тот период, когда старый лидер не соответствует своему руководящему положению как стратег, эксперт, планировщик и администратор.

Доказано также, что если лидер не справляется  с функцией представительства группы во внешней среде, не умеет «говорить  от имени всех», то группа выдвигает нового лидера».

Лидер в любой  группе должен восприниматься как «один  из нас». Если изучать биографии  преуспевающих лидеров, то можно  заметить, что лидер имеет определенные общие характеристики с членами  группы. Поэтому он воспринимается как «один из нас», а не «пришелец».

Лидер обязательно  должен восприниматься как в особой степени воплощающий в себе нормы  и ценности, имеющие наибольшее значение для группы. Данный факт весьма нагляден в исследовании (социометрии студенческой группы), проведённой нами. Однако, в исследовании изучались социометрические «звёзды», но данная характеристика, на наш взгляд, относиться в равной степени и к лидеру.

Лидер должен восприниматься как «лучший из нас». Лишь представляясь  выдающейся личностью, он может служить  примером для группы и символизировать «отца». Если лидер не является экспертом относительно задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно.

Но лидер  не должен быть и намного лучше. Он не должен быть и намного умнее. Так как слишком умный не воспринимается как «один из нас». Также интересы в этом случае могут быть далеки от проблем группы, он не будет достаточно мотивирован для того, чтобы помогать группе. И наконец, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллекте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности взаимодействия между  лидерами

 

3.1 Программа  исследования взаимодействия между  лидерами в студенческих группах

 

Основные понятия  исследования – лидерство, лидер, характеристики лидера, врождённые лидерские способности, приобретённые лидерские способности, взаимодействия между лидерами и влияние их на успешность деятельности группы.

Проблема исследования – особенности формирования портрета лидера в глазах современной молодёжи, особенности восприятия основных характеристик лидера современной молодёжью и особенности взаимодействия между лидерами.

Цель исследования – сформировать модель взаимодействия между лидерами на основе полученных суждений.

Задачи исследования – выявить качества, которые, по мнению респондентов наиболее важны для лидера, определить взгляды о прирожденности лидерских качеств или же об их приходящем характере, выявить особенности формирования определённых взглядов (учитывая специфику семьи, деятельности, личных качеств характера) и особенности взаимодействия лидеров, при которых деятельность группы будет успешной.

Объект исследования – лидер и его основные качества и взаимодействие между лидерами.

Организация и  процесс исследования. Исследование проведено путём опроса респондентов в социальных сетях. Опрос включал в себя следующие пункты, по которым должны были высказаться респонденты:

1) Дайте определение  понятию лидерство 

2) Какими характеристика  должен обладать лидер?

3) Лидерами рождаются  или становятся?

4) При каких  условиях взаимодействие между лидерами будет благотворно влиять на деятельность группы.

В процессе исследования было опрошено 23 респондента. Выборка  студентов осуществлялась по следующему принципу – в исследование включались 1) студенты, которые сами являются лидерами, студенты, склонные к подчинению, 2) студенты разных курсов (1-5) и 3) самых разных направлений и специальностей. Выборка осуществлялась таким путём, для того чтобы получить наиболее целостную картину восприятия лидера всеми типами личностей студентов. Мы считаем, что специфика специальности определённым образом сказывается на мышлении респондентов, так, например, у студентов филологического направления взгляд на лидерство совсем иной, нежели студентов-менеджеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ  результатов исследования

 

В первой части  исследования изучались определения  понятия «лидерство», данные респондентами (приложение 2). На основе полученных данных были сделаны следующие выводы: лидер  представляется молодежи прежде как  человек, который имеет влияние над последователями (руководит, направляет их действия, организует деятельность), а также как человек, навязывающий свои взгляды и мнения, заставляющий слушать себя, отмечена доля ответственности в личности лидера.

Вторая часть  исследования. Рассмотрим основные характеристики, приписанные лидеру респондентами (приложение 3,4.) Как мы можем видеть из графика и диаграммы, построенной на его основе, большинство респондентов отдают предпочтение таким качествам лидера как ответственность, ум и профессионализм, а также отмечают важность целеустремлённости лидера. Данный факт свидетельствует о том, что респонденты прежде всего видят в лидере руководителя, так как эти черты относятся, главным образом, к личным качествам руководителя. Власть руководителя формальна и подчинённые ждут указаний от него. Но, также были отмечены качества уверенности и харизмы, которые свойственны лидеру. Данные, полученные при исследовании расходятся с «теорией черт». Так не было отмечено, что лидер не должен быть слишком квалифицированным, ничего не сказано о росте и внешности лидера, не отмечено желания лидера доминировать (кроме нашего утверждения), которое является одним из основных мотивов всей деятельности лидера.  При анализе результатов исследования была замечена особая тенденция – респонденты, отмечали у лидеров именно те качества, которыми они обладают (у респондентов лидеров), будучи лидерами, или же те качества, которые ценны для них в силу их мировоззрения и образа жизни \ те качества, которые они бы использовали, если бы являлись лидерами. Данный факт подтверждает тезис о том, что лидер является «воплощением» тех качеств, которые ценны для членов группы. Если большинство членов группы поддерживают лидера с точки зрения соответствия их ценностям, то лидер успешно является таковым, в противном случае происходит смена лидера.

Вывод по качествам  лидера: респонденты большей частью видят формальную сторону лидерства; восприятие молодёжью лидера отличается от основных теорий лидерства в социальной психологии; студенты проецируют качества, ценные для них на своего лидера.

Третья часть  исследования. Данная часть исследования направлена на определение установок  респондентов об их видении качеств  лидера, как врождённых или приобретённых. Полученные данные (приложение 5) демонстрируют, что качества лидера, по мнению респондентов, являются приобретёнными в процессе социализации (70% респондентов), однако, 17% респондентов, отметили, что лидерами рождаются. Нами было замечено, что это были преимущественно люди без наличия лидерских качеств, возможно, их неспособность развить в себе данные качества повлекла за собой мнение, что лидерами рождаются. 13% респондентов указали, что возможны оба варианта.

Четвёртая часть  исследования. Последняя часть исследования направлена на то, чтобы выявить: возможно ли взаимодействие лидеров друг с другом и окажет ли это взаимодействие положительное влияние на деятельность группы в целом. Данные, полученные при ответе на эти вопросы (приложение 6) распределились следующим образом: большинство респондентов считают, что взаимодействие между лидерами будет очень плохо сказываться на деятельности группы в целом (63 %), так как, объясняя это большинство отвечающих посчитали, что две сильных личности будут постоянно сталкиваться друг с другом даже по незначительным вопросам и решениям. Остальные респонденты (37 %) посчитали, что взаимодействие между лидерами будет играть только положительную роль, так как решения, которые будут приниматься – принимаются двумя сильными личностями, которые согласовывают их друг с другом. Как говорится «одна голова хорошо, а две лучше».

Но возможно, ли взаимодействие между лидерами? Анализируя полученные данные и отвечая  на вопрос, следует заметить, что  черта, выделяющая лидеров из среды людей, просто имеющих видение, заключается в том, что лидеры, даже те из них, кто наиболее ориентирован на задание, всегда неизбежно связаны с людьми. Лидерам не только нужно иметь видение на будущее, они должны определить основную идею этого видения в виде цели. Лидеры должны не только определить концепцию своих целей, они должны акцентировать их и передать их людям. Лидеры не только должны поделиться своими целями с людьми, они должны найти тех, кто желает следовать за ними к цели.

Более того, лидеры остаются лидерами только до тех пор, пока соблюдаются эти условия. Это особенно актуально для таких организаций, как церковь, которые базируются на принципе добровольности, то есть в основном людям не платят за то, чтобы они взяли на себя ответственность или сделали необходимую работу. Таким образом, лидеры не могут полагаться на помощь поощрения в деле мотивации людей. Только настоящие лидеры произведут результаты, и это требует, чтобы лидеры были заняты не только планами, но и людьми.

Лидеры вовлечены  в динамику взаимоотношений в  двух направлениях: во-первых, во взаимоотношениях между ними и их людьми и, во-вторых, во взаимоотношениях их людей друг с другом. Оба жизненно важны и требуют постоянного внимания и участия, и они взаимосвязаны: если взаимоотношения в одном направлении находятся в упадке, рано или поздно взаимоотношения в другом направлении ухудшатся.

Лидерам постоянно  нужно обращать внимание на качество их взаимоотношений между собой, потому что это один из наиболее точных индикаторов морального состояния  организации. Более того, внимание к этим взаимоотношениям является одним из их основных занятий. Видение и цели необходимо повторять, укреплять, подтверждать и возжигать всё время. Друг друга необходимо постоянно мотивировать, ободрять, воодушевлять и оживлять снова и снова. И лидеры не должны расстраиваться или терять надежду, когда это становится необходимым — это неотъемлемая часть их функции.

Как мы поняли, простые люди не столь ориентированы  на будущее, как лидеры, поэтому когда  становится трудно идти, настоящие  проблемы кажутся им гораздо более убедительными, чем будущие возможности. Но именно тогда и нужны лидеры. Когда всё идет гладко, они почти кажутся пассажирами, но в плохие времена они производят разницу между спасением и катастрофой.

Если у вас  есть сомнения, что именно так всё обстоит, перечитайте повествование о том, как Моисей вёл Израиль из Египта в Ханаан. Библия фиксирует по крайней мере 14 случаев ропота и бунта среди народа, и не один раз до такой степени, что они были готовы побить Моисея камнями и избрать других лидеров, чтобы они повели их обратно в Египет. И Моисей вынужден был не только испытывать сопротивление и несогласие со стороны своих ближайших соратников, но временами он встречал сопротивление и оппозицию всего народа практически один. Как мы знаем, давление становилось слишком большим даже для наикротчайшего человека из когда-либо живших. В порыве раздражения Моисей ударил в скалу в Кадесе и потерял своё право войти в землю.

Таким образом, следует отметить, что всюду, где  собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. И как показало наше исследование, большинство респондентов считают, что лидер всегда должен быть один, а взаимодействие между ними приведет к конфликту и не обдуманным решениям.

 

 

Заключение

 

Таким образом, лидерство представляет собой сложный  социально-психологический феномен, тесно связанный с идеей руководства, и заключающийся в процессе доминирования  одних личностей над другими. Лидер выполняет важные функции для группы, такие как представительство группы, предотвращение конфликтов, организация совместной деятельности, экспертная функция и пр. Выделяют 3 стиля лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Применение лидером данных стилей зависит от самого лидера (особенностей его личности), от характеристики группы в целом и каждого члена группы. Личность лидера отражает ценности, свойственные для его последователей. При нарушении ценностей, особо значимых для группы, лидер свергается.

Существуют 3 основные теории лидерства – «теория черт», «ситуативная теория» и «комплексная теория» - результат синтеза первых двух подходов. В социальной психологии до сих пор не существует единой теории лидерства, объясняющей суть его происхождения, не выявлено единых черт, присущих всем лидерам.

Лидерство формируется  в процессе взаимодействия гендерных, национальных, возрастных особенностей.

Лидерство, так  же как и управление, является в  некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям до сих пор не удалось разработать единую теорию. На основании проведённого мной исследования можно заявить, что цель курсовой работы достигнута. Мы выяснили, как относятся респонденты к взаимодействию между лидерами и является ли это взаимодействие положительным по отношению к деятельности группы.

Лидеры должны также постоянно следить за состоянием взаимоотношений между собой. Лидеры, очень ориентированные на задание  и цель, часто пренебрегают этим важным аспектом их деятельности. Они либо слепы к присутствию трений или споров, либо нетерпеливы к тому, что кажется им совершенно детским и неразумным поведением. Игнорирование таких проблем может означать, что весь проект или даже вся структура внезапно распадётся перед глазами лидеров, и они обнаруживают, что становятся мишенью для критики и враждебности со всех сторон.  

Сперва проблема может быть мало связана, или совсем не связана, с лидерами как таковыми, но по мере того, как вскипают эмоции, факты искажаются, противостояния увеличиваются. Когда это происходит, часто появляется растущее чувство, что лидеры подвели всех, позволив делам принять такой оборот. И это правильное чувство. Сохранение единства и сплочённости организации является неотъемлемой частью ответственности лидеров, той, которой они пренебрегают к своей погибели. 

Информация о работе Психологические особенности формирования лидерства. Взаимодействие между лидерами