Психологические основы работы следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональная деятельность правоохранительных органов - деятельность государственная. Государство ставит перед этими органами определенные цели и задачи, направленные на защиту от преступных посягательств граждан, собственности и пресечения преступлений, посягающих на порядок управления. Государство создает специальные системы, переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования предъявляются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, каждому ее работнику.

Оглавление

1 Психологические особенности следственной работы

1.1 Структура, психологические основы деятельности

следователя в предварительном следствии……………………………………3

1.2 Психологические особенности личности следователя………………6


2. Процесс формирования и подготовки работников

следственного аппарата

2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного следствия………………………………………………………...15

2.2 Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных работников………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Юридич. психол.docx

— 60.56 Кб (Скачать)

 При разделении  следователей на две большие  категории расследующих:

·     преступления против личности;

·     преимущественно хозяйственные преступления,

следует учитывать  специальный тип высшей нервной  деятельности в личностной структуре  данного следователя. Так, представляется, специалисты с "художественным" складом мышления при прочих равных условиях с большим успехом будут  расследовать убийства, нежели крупное  хозяйственное дело, а, например, ярко выраженный "абстрактный" тип  следователя с большим успехом  разбирается в сложном хозяйственном  деле, требующим абстрактного осмысливания наиболее сложных проблем.          

 В моем исследовании наметились следующие типы следователей:

·     "Следователь-организатор" в структуре профессиограммы которого доминируют организаторские качества, реализующиеся в его деятельности. Он старается большинство вопросов решать коллективными усилиями оперативных работников и общественности, экспертов и ревизоров. Такой следователь хорошо руководит бригадой, а впоследствии - следственным подразделением;

·     "Следователь-собеседник", у которого доминируют коммуникативные качества;

·     "Следователь-мыслитель"  - доминируют конструктивные качества;

·     "Следователь-следопыт" - доминируют поисковые качества;

·     "Следователь-воспитатель" - доминируют социальные элементы.

С 1997 года произошла  реорганизация правоохранительных органов, в том числе создание ГСК (государственного следственного  комитета). При данном комитете были созданы отделы:

1) расследования ДТП  - именно в этом направлении  должен работать следователь-следопыт;

2) отдел по экономическим  преступлениям,  в этом направлении должен работать следователь-мыслитель, аналитик;

3) отдел по общеуголовным  делам, в этом направлении  должен работать следователь- собеседник, организатор, следопыт.

2.2  Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных работников

Наша молодая независимая  республика осуществляет переход к  качественно новому состоянию и  как никогда нуждается в личности ищущей, умеющей жить и работать в условиях демократии и рыночных отношений. Формирование личности работника  следственных органов необходимо рассматривать  с двух сторон: внешней и внутренней. Внешняя сторона на наш взгляд заключается в целенаправленном, систематическом действии субъекта на объект, а обратное воздействие, то есть реакция объекта, его избирательное отношение к внешним воздействиям есть внутренний аспект.

По мере формирования  личности следователя должна возрастать роль осознания и самосознания. Когда интересы, потребности, мотивы, цели совпадают с содержанием работ, это приводит к положительным результатам.

Изменившиеся социально-экономические  условия привели к выявлению  новых потребностей общества, которое  уже не может быть удовлетворено  уровнем подготовки молодого поколения. Требуется целенаправленно и  систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление и познание. Знание психологии исключительно важно для следственной работы. Для того чтобы познать истину, сделать соответствующие выводы недостаточно знать и соблюдать законы психологии. Вместе с тем знание психологии дает возможность контролировать собственно-познавательные, волевые, эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы, правильно принимать решения и т.д.

Знание психических  закономерностей, применение в процессе оперативно - розыскной деятельности определенных психологических методов  облегчает труд сотрудников правоохранительных органов, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с  заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать  объективную действительность, правильно  оценивать ее и использовать результаты познания в практической деятельности.

В деятельности сотрудников  следственных органов главная работа с людьми, в которую входит ряд  достаточно взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических  контактов, оказание на них своего влияния  и т.д.

Характеризуя результат, уровень сформированности личности, необходимо развивать ценностные ориентации на профессию следственных работников. Ценностные ориентации, как форма  сознания цели оказывает регулирующие воздействия на всю деятельность связанную с достижением цели. Исходя из этого мы предлагаем модель ценностного ориентирования личности на следственную работу. 

Заключение

Государство в настоящее  время должно оказать поддержку  следственным работникам, так как  они, наряду с рядом других государственных  служащих, ведут работу от имени  государства, наделены определенными  властными полномочиями и вступают в контакт с лицами, преступившими  закон, одни из первых.

Стабильность следственного  аппарата правоохранительных органов  помимо определенной материальной и  иной их заинтересованности требует  от Государства психологической  поддержки. Необходимо на государственном  уровне поднять авторитет следственных работников, обеспечить на должном  уровне их профессиональную неприкосновенность в следствии чего крайне необходимо создание закона о статусу следователей наряду с принятым законом о статусе  судей.

Действующее уголовное  законодательство и уголовно-процессуальное законодательство требует коренных изменений, пересмотр перевода ряда преступлений в разряд административных правонарушений, а также ужесточение  наказаний за совершение тяжких видов  преступлений и в отношении лиц, неоднократно преступивших закон.

Уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время  излишне консервативно в части  ведения дознания и предварительного следствия.

Неукоснительно выполняя требования закона, начиная с установления фактических обстоятельств дела, установления виновного, изучения его  личности, субъективной стороны преступления, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений по конкретному  уголовному делу, следователь ставит работу на уровень научно-исследовательской  деятельности, в ходе которой следователь  поставлен в заведомо безвыходную  ситуацию, так как нельзя расследуя  уголовное дело по убийству, понимая  социальную опасность этого вида преступления, выявить все причины  и условия, способствующие совершению данного преступления, и если бы следователь был бы в состоянии  выполнить эту работу, то можно  было бы с уверенностью сказать, что  после десятка расследованных уголовных  дел убийства бы прекратились, что  свидетельствует о ненужной формальности в работе следователя и поглощает  значительную часть следственной работы.

Нельзя законом  перелагать на следователя обязанности  и проблемы, которые должны решаться в целом на общегосударственном  уровне.

Следователь должен раскрыть при расследовании уголовного дела общую и особенную части  уголовного права, что практически  невыполнимо.

Необходимо при  пересмотре уголовно-процессуального  законодательства в разумных пределах упростить стадии предварительного следствия и большую часть  нетяжких видов преступлений, в совершении которых лицо признает себя виновным, начинать с судебного рассмотрения, минуя предварительное следствие, единолично судьей.

Это в значительной мере будет способствовать снижению напряженности в следственной работе и, что немаловажно, значительному  сокращению гоcударственных средств, затрачиваемых  на ведение предварительного следствия.

 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Указ Президента  Республики Казахстан. О государственном  следственном комитете РК и  его органах. Алматы., 1995. - 34 с.

2. Антонян Ю.М. Психология  преступника и расследования  преступлений. - М.: Юрист, 1996.-341 с.

3. Васильев В.Л.  Юридическая психология. Юрид. лит., 1991, - 90 с.

4. Вопросы совершенствования  предварительного следствия. Л., 1971, - 78 с.

5. Грановская Р.М.  Элементы  практической психологии. - Л., 1984. - 58 с.

6. Галкин И.С. Расследование  преступлений группой следователей.- М. , Прокуратура СССР, 1965. - 48 с.

7. Курс судебной  психологии. - Бухарест, 1957. - 65 с.

8. Кони А.Ф. Нравственные  начала в уголовном процессе. Избранные произведения. - М., 1956. - 60 с.

9. Лузгин И.М. Моделирование  при расследовании преступлений.- М.: Юрид. литература, 1981. - 80 с.

10. Леви А.А. Применение  метода реконструкции при расследовании.  М., 1975.- 112 с.

11. Матышкина А.М.  Психология мышления. -М., 1965, - 100 с.

12. Настольная книга  следователя. -М. :Госюриздат., 1949. - 116 с.

13. Организация работы  следователей. М., 1968. - 201 с.

14. Повышение квалификации  работников прокуратуры / методическое  пособие/: М., 1973. - 58 с.

15. Полянский Н.П.  Вопросы теории советского уголовного  процесса. Госюриздат., 1956. - 45 с.

16. Пономарев Я.А.  Психика и интуиция. М; 1967. - 100 с.

17. Ратиков А.Р.  Судебная психология для следователей. М., 1967.

18. Соя-Серко Л.А.  Рационализация работы следователя. - М., 1975.

-48 с.

19. Ульям Джеймс. Основы  психологии. -М., 1946, - 90 с.

20. Чуфаровский Ю.В.  Юридическая психология. -М., 1995.- 120 с.

Информация о работе Психологические основы работы следователя