Психологические основы работы следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональная деятельность правоохранительных органов - деятельность государственная. Государство ставит перед этими органами определенные цели и задачи, направленные на защиту от преступных посягательств граждан, собственности и пресечения преступлений, посягающих на порядок управления. Государство создает специальные системы, переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования предъявляются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, каждому ее работнику.

Оглавление

1 Психологические особенности следственной работы

1.1 Структура, психологические основы деятельности

следователя в предварительном следствии……………………………………3

1.2 Психологические особенности личности следователя………………6


2. Процесс формирования и подготовки работников

следственного аппарата

2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного следствия………………………………………………………...15

2.2 Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных работников………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Юридич. психол.docx

— 60.56 Кб (Скачать)

 Отличия в характере  способностей появляются при  производстве различных следственных  действий, применении тактических  приемов. Один следователь лучше  допрашивает, но хуже работает  с документами. Другой возмещает  ограниченность своих способностей  отличной работой с вещественными  доказательствами, острой наблюдательностью  при осмотре и обыске. Обладая  посредственными способностями  в поисках, первый следователь  предпочтет добиться от самого  обвиняемого показаний о месте  сокрытия нужных предметов и  т.д.          

 Склонность следователя  к выполнению определенного вида  работы, расследованию определенной  категории дел, в которых полнее  всего проявляются его способности,  нельзя игнорировать.           

 Психологической  наукой сформулированы основные  принципы профессионального отбора. Вкратце они сводятся к следующему. Должно быть установлено, какие  качества являются профессионально  необходимыми для успешного выполнения  той или иной работы. Затем  устанавливаются методы, при помощи  которых определяются обладает  ли человек требуемыми качествами. Избранный метод применяется  к специалистам, пригодность которых  уже доказана их работой (пробные  испытания). После этого опробованный  на практике метод применяется  к остальным проверяемым (отборные  испытания). Результаты определения  профессиональной пригодности контролируются  дальнейшими наблюдениями за работой молодого специалиста. Поскольку правильность прогноза не может быть сразу же проверена на первых порах, целесообразно выявлять и фиксировать такие психологические качества, которые лишь с небольшой вероятностью могут рассматриваться как благоприятствующие овладению данной профессией.          

 Правильная оценка  профессиональных способностей  тех, кто уже работает следователями,  важна для дальнейшего развития  этих способностей и повышения  деловой квалификации следственных  работников.          

 К сожалению,  современная наука не располагает  пока что достаточно надежными  методами определения и измерения  способностей, умений и навыков  следственных работников, которыми  можно было бы воспользоваться  для решения вопроса о пригодности  кандидата на должность следователя.                   

 За рубежом  широко используются различные  варианты выявления способностей, умений и навыков следственных  работников при помощи тестов.           

 На практике  для этого обычно используются  чисто эмпирические критерии, учитывая  главным образом те свойства  личности, которые противопоказаны  для следственной работы (моральная  неустойчивость, дефекты органов  чувств и пр.). Что же касается  методики положительных прогнозов  о пригодности человека к следственной  деятельности, то она еще очень  далека от совершенства. Не случайно  Ф. Ларош-Фуне писал: "Мы вступаем  в различные возрасты нашей  жизни, точно новорожденные, не  имея за плечами ни какого  опыта, сколько бы нам не  было лет". Что применимо и  к нашему сравнению о следствии.           

 Между тем, раскрытие  процесса становления следователя,  изучения и популяризация приемов  овладения профессией имеет большое  значение для улучшения подготовки  кадров следственных работников  и повышения их квалификации.           

 Первым шагом  на пути к решению рассматриваемой  проблемы должно быть изучение  тех качеств работника, в которых  заключены способности к данному  делу, определение психологических  компонентов мастерства и указание  путей их приобретения и совершенствования.

Следственная деятельность требует трудолюбия, усидчивости, высокой  работоспособности, напряжения воли.

Есть следователи, которые оперативно отлично справляются  с первоначальной стадией расследования. Они способны по несколько суток  подряд, почти без отдыха выполнять  неотложные следственные действия, проявлять  неутомимость и высокую мобильность. Но вот в расследовании наступает  более спокойная полоса, когда  требуется длительная методическая работа по делу. И тут следователь "оперативник" зачастую теряет интерес  к делу и с трудом дотягивает его  до конца.

Настойчивость - стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя  все силы для ее достижения. Она  тесно связана с моральным обликом следователя и такими свойствами характера, как организованность и стойкость.

Невозможно заранее  предусмотреть все детали предстоящей  работы, частое возникновение таких  ситуаций, когда следователь вынужден отложить текущие дела для выполнения неотложных мероприятий, связанные  с этим перегрузки, делают особенно острой проблему рациональной организации  труда следователя. При этом одним  из решающих факторов становится его  организованность.

Основа организационной  деятельности - способность точно  ориентироваться в действительности, в частности, в начальной стадии, качествах людей и их возможностях.

В. Л. Васильев пишет: "Организационная деятельность следователя  заключается в волевых действиях  по проверке реализации гипотез и  планов, а также привлечению других людей для осуществления целей  следствия." 2

В. Н. Васильев включает в содержание организаторской деятельности мобилизацию или самоорганизацию  следователя, расстановку и использование  сил, взаимодействие следователя с  работниками органов дознания.

Думается, что для  следственной работы необходимы прежде всего такие организационные  качества:

1) Настойчивость,  энергичность, самоорганизованность, заключающаяся в быстром ориентировании  в создавшейся обстановке и  людях, формирование задачи, расчленение  ее на этапы и планирование  своей деятельности.

2) Находчивость, ответственность,  требовательность, умение хранить  тайну, организационные способности,  обеспечивающие руководство различными  группами людей в ходе расследования  уголовного дела.

3) Выдержка, дисциплинированность, самокритичность, чувство собственного  достоинства в отношениях с  коллегами и руководством.

Наличие у следователя  периодических перегрузок зачастую приводит к тому, что они приучаются работать рывками, с особым напряжением  в конце месяца или при истечении  срока ведения дела. Нормативный  характер следственной работы при неблагоприятном  сочетании некоторых свойств  личности вырабатывают формализм, стойкую  привычку действовать по шаблону, прикрываясь  соответствующим пунктом инструкции или распоряжением начальника.

Умение и способность  проявить творчество и самостоятельность  в труде связаны с высоким  развитием воли и мышления. Инициативность как закрепившееся волевое качество профессионально необходимо следователю, труд которого чаще всего индивидуален, связан с большой служебной самостоятельностью и процессуальной независимостью. "Решай  и делай сам", - на этой основе формируется  инициативность и ответственное  отношение к порученному делу.

Ответственность выполняемой  работы, риск нежелательных последствий, вид человеческих страданий, многочисленные

трудности и препятствия  делают обычным для следователя  состояние напряжения. При этом в  первую очередь страдает тормозной  процесс, чаще возникает неупорядоченная  активность, эмоциональные вспышки, срывы, поспешность, неосмотрительность, узость.

Умение владеть  собой в сложной обстановке, рассудочно-волевая  направленность помогают следователю  снимать напряжение, стойко переносить трудности.

Большое значение в  следственной деятельности имеют выдержка, сознательный контроль над собой, своей  речью, настроением и поведением. При этом многие криминалисты справедливо  подчеркивают необходимость для  следователя терпения, умения владеть  своими чувствами, сдержанности во многих проявлениях.

Зная особенности  собственной психики, ее сильные  и слабые стороны, помня об опасностях, которыми чреваты те или иные свойства его личности, следователь должен постоянно корректировать свои оценки, решения и действия с учетом собственных  возможностей, подобно тому, как  водитель, управляя автомашиной, строит свои расчеты, помня о скорости собственной  реакции, глазомере и т.п.

Случайный наблюдатель  замечает лишь то, что бросается  в глаза, следователь же должен видеть все. В психологии были приняты попытки  подсчитать количество впечатлений, получаемых человеком от внешнего мира за короткое время одним каким-либо органом  чувств. Подсчеты показали, что даже в течение одного дня человек  переживает десятки тысяч различных  впечатлений. Ясно, что следователь  может и должен видеть именно то, что ему нужно. Это достигается  в результате внимания, то есть направленности нашего сознания на восприятие, понимание, запоминание или воспроизведение  определенных явлений действительности.

Применительно к следователю  чрезвычайно трудно выделить такие  стороны "службы внимания", которые  имели бы преимущественное значение в его работе. Внимание как психический  процесс, будучи фиксированным, переходит  в психическое состояние человека, а закрепляясь в определенных чертах, становится свойством личности - внимательностью . Для следователя  очень важно воспитать в себе целенаправленное, произвольное внимание.

Как уже указывалось, следователь, чтобы успешно выполнять  свои обязанности, должен обладать разнообразными и широкими познаниями. От следователя  требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая  культура. Он должен иметь основательные  представления о главных отраслях человеческого знания, глубоко разбираться  в общественных науках и особенно в вопросах права. Кроме того, следователю  нужны специальные знания, необходимые  для профессиональной деятельности.

Образование, даже высшее, - это еще не гарантия образованности, а скорее формальное требование, предъявляемое  к претенденту на должность.

Наличный запас  знаний - ничтожный умственный капитал  по сравнению с тем, что может  потребоваться следователю в  будущем. Этот запас постоянно должен пополняться.

Формула "чтобы  уметь - надо знать" точно передает соотношение знаний и умений следователя. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком способность  целеустремленно и творчески  пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической деятельности. Доведение до известной степени  совершенства, умение становиться свойством  человека - умелостью.

Умелость включает в себя и навыки, то есть автоматизированные способы выполнения тех или иных действий. В ходе овладения профессией у следователя формируются навыки различной психологической структуры.

В психологии следователя  наибольший интерес представляет роль памяти в накоплении опыта и сохранении знаний. Характер требований, предъявляемых  к следователю, делает главной в  его профессии произвольную, смысловую  память и такие ее качества, как  большой объем, высокая точность и готовность.

Следователь должен очень многое знать, то, что знает, - хорошо помнить. Огромный объем информации, используемой и получаемой в процессе расследования, можно разделить  на две части.

Первая - это весь комплекс его профессиональных знаний и опыта, которые служат предпосылкой успешной деятельности следователя. Они  являются как бы средством решения  стоящих перед ним задач и  сохраняются в его долгосрочной памяти.

Вторая часть информации относится к самому расследуемому  событию. Это - знание конкретных обстоятельств  дела, фактических данных, установление которых является целью проводимого  расследования. В полном объеме они  сохраняются оперативной памятью.

По длительности сохранения воспринятого, память бывает двух видов - кратковременной и долговременной. Информация в любом явлении вначале  поступает в блоки кратковременной  памяти, оттуда может перейти в  блоки долговременной памяти и сохраняется  неопределенный срок. Переход информации  из долговременной памяти в кратковременную есть процесс воспроизведения информации. Считают, что кратковременная память связана с циркуляцией импульсов по замкнутым нервным путям, то есть реверберирующим (от лат. отражать) кругам возбуждения.

Продолжение реверберации в течение длительного времени (30-50 мин.) вызывали стойкие круги  структурных изменений в нервных  клетках мозга, которые являются механизмом долговременной памяти. Таким  образом, реверберация- это переход  информации с кратковременной памяти в долговременную. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется процессом  консолидации, то есть закрепления.

Информация о работе Психологические основы работы следователя