Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 16:45, контрольная работа
Профессиональная деятельность правоохранительных органов - деятельность государственная. Государство ставит перед этими органами определенные цели и задачи, направленные на защиту от преступных посягательств граждан, собственности и пресечения преступлений, посягающих на порядок управления. Государство создает специальные системы, переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования предъявляются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, каждому ее работнику.
1 Психологические особенности следственной работы
1.1 Структура, психологические основы деятельности
следователя в предварительном следствии……………………………………3
1.2 Психологические особенности личности следователя………………6
2. Процесс формирования и подготовки работников
следственного аппарата
2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного следствия………………………………………………………...15
2.2 Пути формирования и повышения профессионального уровня следственных работников………………………………………………………………20
Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значительны для следственной работы. Знание закономерности их функционирования облегчает следователю правильный выбор тактических воздействий и правильное воспроизведение забытого.
В зависимости от целей деятельности запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а, если нужно, информация заучивается. При непроизвольном же запоминании закрепляются впечатления, это происходит как бы само собой, без усилия со стороны запоминающего.
С результатами последнего
вида запоминания следователю
Существенен особый
случай зрительно-образной памяти, называемый
эйдетизмом (от греческого слова "эйдос"
- образ). Эйдетики чрезвычайно отчетливо
сохраняют представление о
Преимущественное развитие одного из видов памяти ( зрительного, слухового, эмоционального, двигательного и т.п.) связано также с особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у юристов высоко развита словесно-логическая память.
Следователь должен
стремиться к выработке профессиональной
памяти, продуктивность которой очень
высока. Объясняется это
В своей профессиональной
деятельности следователю
Язык и речь - главные
инструменты в следственной работе,
которая представляет собой систему
сложных взаимоотношений и
Общее требование к
речи следователя можно
Иной характер носит письменная речь, используемая в деловых бумагах и профессиональных актов следователя. Она ограничивается фактической информацией, обращена к рассудку и не рассчитана на пробуждение эмоций.
Язык документов отличается сжатостью и лаконичностью, он более экономичен, чем многословная устная речь. Вместе с тем, структурно он более развернут, ибо всё, что в устной речи заменяется и возмещается общей ситуацией и взаимным восприятием собеседников, должно быть выражено и зафиксировано в документе.
В связи с этим
следует особо остановиться на технике
протоколирования, которой зачастую
не уделяется должного внимания. Протокол
служит источником доказательств, и
от его качества зависит возможность
использования установленных
При составлении протоколов допросов, в которых фиксируются показания, то есть живая речь свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемого, перед следователем возникает нелегкая задача: запечатлеть полученные сообщения по возможности дословно. На практике же постоянно приходится встречать "стилизированные" протоколы, в которых все говорят одинаково. Это происходит оттого, что следователь неправильно вкладывает в их уста свою собственную, несвойственную им речь. В результате на суде порой это дискредитирует материалы расследования, стирает их доказательную ценность. Помня о такой опасности, надлежит по возможности придерживаться формулировок, оборотов речи и стиля допрашиваемых.
Что же касается процессуальных актов, не связанных с фиксацией чьих-либо показаний (протоколы осмотра, обыска и пр.), то их язык должен быть строго документальным, как и язык иных деловых бумаг следователя.
Следователю необходимо
постоянно упражняться в
Сколько бы ни говорилось о необходимости критической оценки материалов следствия и дознания, мы не можем избежать такого психического явления, как "гипнотическое действие" документа. Написанное или напечатанное слово зачастую воспринимается как наиболее авторитетное, заслуживающее полного доверия.
В обеспечении полноты
и точности протоколирования большое
значение имеет использование
Точность отражения еще больше возрастает, когда мы имеем возможность воспринять хотя бы часть подлинной ситуации путем ознакомления с обстановкой места происшедшего и отдельными вещественными доказательствами. В таких случаях, полученные представления включаются в общую систему образов и обогащает воображение.
До сих пор речь, в основном, шла о воссоздании воображения следователя, которое является предпосылкой более сложного творческого воображения. Это последнее воссоздает новые образы и представления без опоры на их описание или условное обозначение, путем творческой переработки имеющихся знаний и материала прежних восприятий.
Обращаясь в прошлое,
воображение следователя на основе
отрывочных сведений, почерпнутых из
различных источников, создает цельное
представление о расследуемом событии
во всех его существенных чертах. Отражая
явление настоящего времени, воображение
следователя рождает
Искусство расследования - это в значительной степени умение видеть и понимать мелочи. Полная очевидность события - дело довольно редкое, чаще следователю достаются скрытые и незаметные следы, при помощи которых достигается опосредованное познание расследуемого события. Однако, ведение этих отдельных деталей ничего не дает без обобщения и скачкообразного перехода к событию в целом, а это требует конкретного равновесия и абстрактного в следственном мышлении, которое должно и охватить картину в целом, и видеть штрихи её образующие.
С этим связана и
такая черта следственного
Однако понимание
материала, подготавливаемое анализом
достигается в результате синтеза.
Версии, план расследования, оценка доказательств
- всё это синтетические
Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и синтеза.
Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, иногда называется причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление следователя. Можно сказать, что основным содержанием его умственной работы является выведение следствий. Эта операция применяется в двух планах.
Во-первых, установление причин каких-либо явлений по наличным данным, которые рассматриваются как последствия или результаты действия этих причин.
Во-вторых, установление последствий по наличным данным, которые рассматриваются как причины, приводящие к определенному результату.
В первом случае мы имеем дело с объяснением, во втором - с предвидением.
Отличительной чертой
умственной работы следователя является
то, что ему зачастую приходится
действовать при крайней
В каждом случае следователю
необходимо продумывать свои действия
и действия своих партнеров "на
много ходов вперед", а поскольку
имеющиеся данные допускают различные
варианты и каждом из них возможны
различные отклонения, то приходится
учитывать огромное количество возможностей,
рассчитывая промежуточные
Отмеченные особенности
следственного мышления предполагают
наличие у следователя
· глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;
· широты - умения охватить мыслью большой круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей науки и практики;
· мобильности - способности продуктивного мышления, мобилизации и использования знаний в сложных условиях, в критической обстановке;
· быстроты - умения решать задачи в минимальное время, производя ускоренную оценку обстановки и принимая неотложные меры;
· целеустремленности - волевой направленности мышления на решение определенной задачи, способности длительно время удерживать её в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;
· самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;
· критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;
· гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.
Для развития
этих качеств ума при
2. Процесс формирования и подготовки работников
следственного аппарата
2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного следствия
В результате, наши исследования позволили нам воссоздать модель личности следователя, которая представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и зависимости, что можно выразить Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности:. .
В основе профессиограммы
лежит поисковая сторона
Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т.д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как это требует закон.
Информация о работе Психологические основы работы следователя