Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:30, реферат
В нашей работе хочется рассказать как можно больше о такой теме как «Психологические аспекты карьеры». Очень интересная и увлекательная тема, которая является даже очень актуальной в наше время, так как человечество всё больше и больше начали уделять времени карьере.
Введение……………………………………… 3
1. Понятие и этапы карьеры………………….5
2.Психологические особенности
управления карьерой………………………...10
Заключение…………………………………...16
Список литературы……………………….....17
Чтобы
человек мог адекватно
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30. В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.
Этап продвижения длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, капитале других организаций, акции, облигации).
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
На
последнем – пенсионном этапе карьера
в данной организации (виде деятельности)
завершена. Появляется возможность для
самовыражения в других видах деятельности,
которые были невозможны в период работы
в организации или выступали в виде хобби
(живопись, садоводство, работа в общественных
организациях и др.). Стабилизируется уважение
к себе и таким же собратьям по пенсии.
Но финансовое положение и состояние здоровья
в эти годы могут сделать постоянной заботу
о других источниках дохода и о здоровье.[3.
664]
2. Психологические особенности управления карьерой
Психологический
аспект проблемы управления карьерой
предполагает рассмотрение этого явления
с позиции человека, раскрывает особенности
видения карьеры ее деятелем. С
этим связаны выражение индивидом
субъективной оценки (самооценки) характера
протекания своего карьерного процесса,
промежуточных результатов
Одной из популярных
зарубежных теорий карьер является теория
Д. Сьюпера, которую он представил в
виде "радуги жизненных карьер".
Д. Сьюпер определил понятие "карьера"
в его самом полном и всеобъемлющем
смысле как последовательность и
комбинацию ролей, которые человек
выполняет в течение всей жизни.
В теории Сьюпера утверждается, что
важнейшей детерминантой
Современное понимание карьеры - это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни.
На формирование и реализацию карьеры оказывает влияние множество психологических факторов. Во-первых, факторы, связанные непосредственно с человеком. Это способности и интересы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса, особенности специализации и т.д. Индивидуальными личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, являются отсутствие необходимых профессионально важных качеств, низкая мотивация, экстернальный локус контроля, нерешительность, повышенная тревожность, ориентация на избегание неудач, утилитарные мотивы деятельности. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием личности окружающих людей и организации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру человека (родителей, друзей, коллег, руководителей), а также специфика организационной структуры, миссия и цели организации, тип организации.[1.544]
Одним
из основных условий успешной карьеры
является правильный выбор профессии,
который во многом определяет судьбу
каждого человека. Социологические
исследования показывают, что приблизительно
50% удовлетворенности или
Голланд выделяет шесть типов людей:
Реалистический – люди, имеющие атлетические или механические способности, любят работать с предметами, машинами;
Исследовательский – люди, любящие наблюдать, учиться, исследовать, анализировать, решать;
Артистический – люди, любящие работать в неформализованных ситуациях, используя свои богатые способности интуиции, творчества, воображения;
Социальный – люди искусные в речах, любящие работать с людьми, целенаправленно избегают систематическую деятельность, включая механическую;
Предпринимательский – люди, которые любят оказывать влияние, управлять людьми ради организационных или экономических выгод;
Стандартный – люди, любящие работать с фактами, данными, обладающие способностью к вычислениям и расчетам, следующие инструкциям.
Предложенная им классификация является одной из наиболее популярных типологий, используемых на практике профконсультапий на Западе.
Кроме того, можно выделить основные ситуации, в каких человек делает выбор профессии:
- Традиция: вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев.
- Случай: выбор произошел случайно в силу некоего события.
- Долг: выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми.
- Целевой выбор: выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности). Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор.[5. 326]
Особое
место в управлении карьерой занимает
её планирование. Любой человек планирует
свое будущее, основываясь на своих
потребностях и социально-экономических
условиях. Нет ничего удивительного
в том, что он желает знать перспективы
служебного роста и возможности
повышения квалификации в данной
организации, а также условия, которые
он должен для этого выполнить. В
противном случае мотивация поведения
становится слабой, человек работает не
в полную силу, не стремится повышать квалификацию
и рассматривает организацию как место,
где можно переждать некоторое время перед
переходом на новую, более перспективную
работу.
Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и т.д. Формирование целей карьеры – это процесс постоянный.
В реальной жизни наиболее часто встречаются 6 типов подхода к построению карьеры:
Альпинист (высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус);
Иллюзионист (Высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля.);
Мастер (Высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний локус контроля.);
Муравей (Низкая самооценка, низкий уровень притязаний, внешний локус контроля.);
Коллекционер (Низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля);
Узурпатор
(Низкая самооценка, высокий уровень притязаний,
внутренний локус контроля).[6. 433]
Заключение
В нашей работе мы попытались, как можно точно раскрыть данную тему и выяснить в целостности ее важность. Актуальность этой темы растёт с каждым днём и всё больше людей интересует карьера и ее психологические аспекты. Но понятие карьеры нельзя связывать только с работой, так как жизнь человека вне работы и роль, которую он играет в этой жизни, имеет существенное влияние на карьеру, являясь ее частью.
Профессиональная
карьера выполняет важные функции
в трудовой деятельности работника.
Она стимулирует рост трудовой активности,
ускоряет процессы кадровых перемещений,
что позволяет работнику занять
более высокое социальное положение,
способствует росту удовлетворенности
его своим трудом. Реальная перспектива
должностного продвижения складывается
на основе оценки работником существующих
условий для продвижения и
самооценки своих возможностей. Кроме
того смена ориентиров в кадровой
политике организация в сторону
переосмысления роли и места человека
в сфере трудовой деятельности приумножит
его кадровый потенциал, изменит
представление работников о своей
профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.
2. Иванов П.И. Программы повышения квалификации - главный регулятор развития персонала фирм.//Труд за рубежом. М.: 1993, N4.
3. Япония о себе и мире. Дайджест, № 5, апрель 1994
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.
5. Поляков В.А. Технология карьеры. - М.: Дело, 1995.
6. Еремина Б.Л. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002.