Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа
Психологическое познание столь же древне, как сам человек . Он не мог бы
существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих
ближних.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................
................... 3 - 4
ГЛАВА 1. Психологическая теория З.Фрейда.
Стр.
1.1. Структура
личности...................................................... 5 - 9
1.2. Защитные механизмы личности..................................... 9 - 11
ГЛАВА 2. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
2.1. Архетип коллективного бессознательного.................... 13 -13
2.2. Психологические типы личности................................... 13 - 18
ГЛАВА 3. Трансакционный анализ Э.Берна.
3.1. Структурный анализ.....................................................
19 - 26
3.2. Психологическая характеристика игр,
в которые играют люди................................................. 26
- 29
ВЫВОД........................................................................
...................... 30 - 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................
системы. Такое движение начинается, как правило, во второй половине жизни.
2.2. Психологические типы личности.
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная
проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или
атомной катастрофе, сколько
в опасности психической
в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика.
Для Юнга этот “решающий фактор” сфокусирован в бессознательной психике,
являющейся реальной угрозой; “мир висит на тонкой нити и эта нить - психика
человека”.
Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в
аналитической психологии с классификацией “психологических типов”.
Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в
темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств,
проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и
реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два
устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую
энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром.
Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание
объекту - другим людям, предметам,
внешним манерам и
Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется “в своей тарелке”,
- когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И
делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной
однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним
миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться
недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как
эгоистические.
Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь,
непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли,
фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание
субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно
интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от
обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою
собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших
группах.
Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в
зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить
другого. Экстраверту
интроверт кажется
“зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым
приспособленцем или лицемером.
Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита
несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону
противоположностей. То есть чрезмерное проявление одной установки неизбежно
ведет к возникновению другой, ей противоположной. Но противоположная в силу
ее недифферинцированности, более слабого проявления, будет осуществляться в
неадоптированной - грубой, не зрелой, негативной форме. Так например,
выраженный экстраверт может
стать жертвой подчиненной
самом себе, проявляющейся в негативной форме, в виде депрессий. Крайний
интроверт иногда переживает
эпизоды вынужденной
сосредоточенности на других. Но эта сосредоточенность будет выглядеть
грубой, неэффективной и неприспособленной к внешней реальности.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей
человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре
функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление,
чувство, ощущение, интуиция.
Мышление есть рациональная способность структуировать и синтезировать
дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме
мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и
вводит понятие.
Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая
человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство - функции рациональные,
поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина - ложь”, а чувство
- “приемлемо - неприемлемо”. Эти функции образуют пару противоположностей, и
если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает
чувственности. Каждый член
пары стремится замаскировать
затормозить. Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом - научно или
философски - что ж, необходимо отбросить все чувства. Объект, рассмотренный
с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения
под углом зрения мыслительной установки. Вечная тема борьбы между чувством и
разумом в истории человеческой культуры - очевидное тому подтверждение.
Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит,
что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении
предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в
действительности.
Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение
картин и сюжетов
плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными -
внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.
В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют
взаимоисключающим образом. Все четыре функции представленны двумя парами
противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция.
Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на
поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные.
Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как
правило, пребывает в бессознательном
состоянии и оказывается
Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по
степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой
парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с
ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный,
чувственный, сенсорный, интуитивный.
Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь
данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей
подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы. В той степени, в какой
этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе
наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит
автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своего рода
прокрустовым ложем, постоянно
сковывающим целостное
данном случае чувство оказывается функцией подчиненной, следовательно,
чувственные оценки субъекта
неизбежно пребывают в
запустении. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь
до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам,
во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.
Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и
развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь
главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются
показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое
удовлетворение здесь
встречает переживание
людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать
неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу
личных дел других. О таких людях часто говорят: “Вечно он суется не в свои
дела.”
Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной, то и
способность к абстрактному безличному суждению у таких людей подвергается
известному сомнению. Мышление как таковое принимается лишь в той степени
(или до той поры), в какой (или пока) оно обслуживает интересы чувственных
взаимоотношений. Носами взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы,
противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции.
Мышление же служит стабилизирующим фактором.
Сенсорный (ощущающий) - типе характеризуется приспособленностью к обычной
сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”. Он охотно довольствуется жизнью
в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-
либо тонкостей, сложного
размышления или туманного
тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности
“жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.
Глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное
состояние, - продукты интуиции, выступающей в нашем случае как функция
подчиненная. Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления
как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных
дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.
Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых ведений
и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все
новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для
данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей.
данная функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и
выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна,
скажем, при охоте в тайге на медведя. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые
связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его
разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если
попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать
своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство
у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек
остается непонятым
оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.
Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту
проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку
согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо
интровертно, либо экстравертно. В результате мы имеем восемь возможных
типов, впечатляюще описанных в шестом томе собрания сочинений К.Г.Юнга
“Психологические типы”.
В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в
расширенном виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный
ответ на любые жизненные запросы. К сожалению в действительности что
недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя таким образом
одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное
положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых
функций с тем чтобы
достичь психической
Применимо воинской Среды знание о психологических типах личности определенно
имеет свое место и право на существование. И по моему мнению, я не зря
обратил ваше внимание на данную классификацию типов. К.Г.Юнг с наиболее
возможной четкостью указал нам какой из типов больше тяготит к тому или иному
роду деятельности. На мой взгляд офицер должен непременно руководствоваться
данной информацией в определенных случаях. При распределении специальностей,
а так же в такой ответственный момент, как назначение сержантского состава.
Ведь назначив младшего командира с необходимыми для этого психологическими
качествами офицер заранее облегчает себе работу по формированию должного
воинского коллектива.
И непременно офицер должен избегать разъединенности личности своих
подчиненных, о которой предупреждает К.Г.Юнг. в конечном итоге которая может
привести к серьезным
психическим расстройствам
ГЛАВА 3. ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э.БЕРНА.
3.1. Структурный анализ.
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от
времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения,
разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно
сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем
соотношения с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим
состоянием, часто несовместимым с первым бывает связан уже другой набор схем.
Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании состояний “Я”.
На языке психологии состояния “Я” можно описать как систему чувств, определяя