Психологическая теория З.Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое познание столь же древне, как сам человек . Он не мог бы
существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих
ближних.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................
................... 3 - 4
ГЛАВА 1. Психологическая теория З.Фрейда.
Стр.
1.1. Структура
личности...................................................... 5 - 9
1.2. Защитные механизмы личности..................................... 9 - 11
ГЛАВА 2. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
2.1. Архетип коллективного бессознательного.................... 13 -13
2.2. Психологические типы личности................................... 13 - 18
ГЛАВА 3. Трансакционный анализ Э.Берна.
3.1. Структурный анализ.....................................................
19 - 26
3.2. Психологическая характеристика игр,
в которые играют люди................................................. 26
- 29
ВЫВОД........................................................................
...................... 30 - 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 74.91 Кб (Скачать)

часто повторяется.  С  тех пор мы говорим: такая замена играет большую роль в

образовании “Я“, а также имеет существенное значение в выработке того, что мы

называем своим характером.[1]  Изначально в примитивной оральной фазе

индивида трудно отличить обладание объектом от индефикации.  Позднее можно

предположить, что желание  обладать объектом исходит из “Оно“, которое слушает

эротическое стремление как  потребность.  В начале еле живое  “Я“ получает от

привязанности к объекту  знание, удовлетворяется им или старается  устранить

его путем устранения.  Если мы нуждаемся в сексуальном  объекте или нам

приходится отказаться от него, наступает желание изменить “Я“, которое, как и

в случае с меланхоликом следует описать как внедрение  объекта в “Я“;

ближайшие потребности этого  замещения нам еще не известны.  Может быть с

помощью такой интерпретации (высказывания) которая является как  бы регрессией

к механизму оральной фазы, то облегчает или делает возможным  отказ от

объекта.  Может быть, это  отождествление есть вообще условие при котором

“Оно“ отказывается от своих  объектов.  Во всяком случае процесс этот особенно

в ранних стадиях развития, наблюдается очень часто, но он дает нам

возможность предположить, что характер “Я” является осадком  отвергнутых

привязанностей к объекту, что он содержит историю этих  выборов объекта.

Поскольку характер личности отвергает или приемлет эти влияния  из истории

эротических выборов объекта, естественно наперед допустим целую систему

сопротивляемости.  Мы думаем, что в чертах характера женщин, имевших большой

любовный опыт можно найти  отзвук их привязанностей к объекту.  Необходимо

также принять в соображение  случаи одновременной привязанности  к объекту и

идентификации, то есть изменения  характера прежде чем произошел отказ от

объекта.  При этом условие  изменения характера может оказаться  более

длительным, чем отношение  к объекту и даже в известном  смысле консервировать

это отношение.  Другой подход к явлению показывает, что такое  превращение

выбора объекта в изменении  “Я“ является также путем, каким  “Я“ получает

возможность обладать “Оно“  и углубить свои отношения к нему, правда, ценой

значительной уступчивости и его переживания.  Принимая черты  объекта, “Я“ как

бы называет “Оно“ самого себя в качестве любовного объекта, старается

возместить его утрату, обращаясь к нему с такими словами: “Смотри, ты ведь

можешь любить и меня - я похожа на объект”.[1]

Происходящее в этом случае превращение объект - либидо в нарцистическом

либидо, очевидно, влечет за собой отказ от сексуальных целей, а стало быть,

своего рода сублимацию.  Более того, тут возникает вопрос, заслуживающий

внимательного рассмотрения, а именно, не есть ли это обычный  путь к

сублимации, не происходит ли всякая сублимация посредством вмешательства.

“Я“ , которое сперва превращает сексуальный объект - либидо в нарцистическом

либидо, с тем, чтобы в  дальнейшем поставить, может быть, ему  совсем новую,

иную цель?

Представленная выше структура  личности предоставляет нам прекрасную

возможность более детального изучения поведения этой личности.  Работая с

любым коллективом, в том  числе и с воинским, мы непременно сталкиваемся с

отдельными его членами, каждый из которых отдельная, непохожая на другую

личность.

Такие, выделенные Фрейдом  понятия, как сознательное и бессознательное

помогают нам воздействовать на поведение личности.  При умелом использовании

знаний о бессознательном можно выявить, а впоследствии и воздействовать на

личность с девиантным поведением.  Это является одной из важнейших задач в

деятельности офицера - воспитателя  воинского коллектива.

     1.2.  Защитные  механизмы личности.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек  с помощью

“Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

1)Отрицание.  Когда реальная  действительность для человека

весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее

существования, или старается  снизить серьезность возникающей для его “Сверх-Я”

угрозы.  Одна из наиболее распространенных форм такого поведения  неприятие,

отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то,

что критикуется, на самом  деле не существует.  В некоторых  случаях такое

отрицание играет определенную психологическую роль, например, когда  человек

действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт: Тем  самым,

он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь.  Однако чаще всего

отрицание мешает людям жить и работать, поскольку не признавая критики в свой

адрес, они не стремятся  избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся

справедливой критике.

2)Подавление.  В отличие  от отрицания. которое большей

частью относится к  информации, поступающей извне, подавление относится к

блокированию со стороны  “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх-Я”.

В этом случае неприятные признания  самому себе и соответствующие переживания

как бы вытесняются из сферы  сознания, не влияют на реальное поведение.  Чаще

всего подавляются те мысли  и желания, которые противоречат принятым самим себе

человеком моральным ценностям  и нормам.  Известные случаи внешне необъяснимого

забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами,

являются примерами активной работы бессознательного механизма  подавления.

3)Рационализация.  Этот  способ разумного оправдания  любых

поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих

беспокойство.  Обращение  к рационализации характерно тем, что  оправдание

поступка находится обычно уже после того, как он совершен.  Наиболее типичные

приемы рационализации следующие:

а)оправдание своей неспособности что-либо сделать;

б)оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися

обстоятельствами.

4) Формирование реакции.  Иногда люди могут

скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления

через особо выраженный и  сознательно поддерживаемый мотив  противоположного

типа.  К примеру, бессознательная  неприязнь к военнослужащему  может выражаться

в нарочитом внимании к  нему.  Такая тенденция и  получила название

“формирование реакции”.

5)Проекция.  Все люди  имеют нежелательные свойства  и черты

личности, которые они  неохотно признают, а чаще совсем не признают.  Механизм

проекции проявляет свое действие в том, что собственные  отрицательные качества

человек бессознательно приписывает  другому лицу, причем, как правило, в

преувеличенном виде.

6)Интеллектуализация.  Это  своеобразная попытка уйти из

эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного  обсуждения в

абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7)Замещение.  Оно выражается  в частичном, косвенном

удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не сбрасывают, то неудовлетворенные

импульсы, исходящие из “Оно”, дают о себе знать в закодированной,

символической форме, например, в сновидении, описках, обмолвках, шутках,

странностях поведения человека, вплоть до появления патологических

отклонений.

Теория личности З.Фрейда и концепция неофрейдистов неоднократно подверглись

критике и в нашей и  в зарубежной литературе.  Эта  критика касалась крайней

биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с

биологическими потребностями  животных и принижения роли сознания в управлении

его действиями.

Но несомненно изложенная выше информация о защитных механизмах личности

представляет огромный интерес  для нас.  Например взять такой момент, как

адаптация личности к воинской среде и вытекающей от сюда вопрос о

формировании воинского коллектива.  Ведь непременно на этих этапах

определенная часть коллектива будет “ставить” свои защитные механизмы.  У

одних они будут слабо  выражаться, но будут и ярко выраженные случаи

отрицания, подавления или например рационализации.  Именно в этот момент

особо важную роль для офицера-воспитателя  играет умение проследить за тем,

чтоб эти защитные механизмы  не обратились негативной направленностью, как по

отношению к самой личности, так и по отношению к окружающим.

     ГЛАВА 2.  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА

     2.1.  Архетип  коллективного бессознательного.

Как известно, глубинная  психология есть общее название для  обозначения

психологических явлений, выдвигающих  среди прочего идею о независимости

психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование  этой

независимой от сознания психики  и выявить ее содержание.  Условно  глубинную

психологию разделяют  на классическую и современную.

Классическая глубинная  психология представлена уже выше описанной  концепцией

Зигмунда Фрейда, а так  же концепциями Альфреда и Карла  Юнга - соответственно

психоанализом, индивидуальной психологией и аналитической  психологией.

Аналитическая психология - одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на

понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом

Карлом Густавом Юнгом.

Исследовательская карьера  Юнга началась в клинике для душевнобольных в

Буфгхельцле, неподалеку от Цюриха, в то время Юнг находился под сильным

влиянием Пьера Жане и  Зигмунда Фрейда.  Изучение в тот  период шизофрении как

раз привело Юнга к созданию иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на

природу психической энергии.  Фрейд полагал, что шизофрения на ряду с другими

психическими расстройствами развивалась из-за подавления сексуальности  и

перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир

больного.

Юнг же считал, что контакт  с внешним миром поддерживаемая и иными способами,

помимо сексуального, а  потерю контакта с реальностью, характерную  для

шизофрении, нельзя связывать  лишь с сексуальным перемещением.  Так что

принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование

“либидо”, или психической  энергии.

Теория либидо Юнга тесно  связанна с такими понятиями, как  прогрессия и

регрессия, а так же законом  противоположностей (Прогрессия - движение вперед,

регрессия - возвращение  в прежнее состояние, к более  ранней стадии развития).

Юнг определяет прогрессию как ежедневный успех процесса психологической

адаптации.  Соответственно адаптация осуществляется в два  этапа:

1)Получение установки;

2)Завершение адаптации  средствами установки.

В процессе регрессии несовместимые  и отвергнутые пережитки повседневной

жизни, всякого рода предосудительные животные проявления выходят на

поверхность.  Регрессия - вовсе не обязательный ретроградный шаг в жизни

субъекта, а скорее необходимая  фаза его дальнейшего развития.

Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему  взглядов на природу

человеческой психики.  Его труды включают глубоко разработанную  теорию

структуры и динамики психическо-сознательного  и бессознательного,

обстоятельную теорию психических  типов и, что еще важнее, детальное  описание

универсальных и психических  образов, берущих свое начало в глубинных  пластах

бессознательной психики.  Юнг называл эти изначальные  образы архетипами

коллективного бессознательного.

Понятие архетипов коллективного бессознательного придает аналитической

психологии дополнительное измерение по сравнению с другими  школами психологии

и психотерапии, связывая ее учение со всей историей эволюции человеческой

психики во всех ее культурных проявлениях.  Аналитическую психологию следует

отличать от физиологической  экспериментальной психологии, стремящихся свести

целостные психические явления  к их составным элементам, равно  как и от

поведенческой психологии, интерес которой сосредоточен на поведении субъекта

как совокупности реакций  организма на стимулы внешней  Среды.  Задача

аналитической психологии - раскрыть психический мир человека как естественное

целое явление, не ограничивается лишь терапией неврозов или изучением  его

интеллекта или патологических особенностей.  Вместе с тем, как  неоднократно

подчеркивал сам Юнг, аналитическая  психология есть практическая дисциплина в

том смысле, что наряду с  познанием целостной природы  психики она оказывается

и техникой психического развития, применимой к обычным людям, является

вспомогательным средством  в области медицинской и педагогической, религиозной

и культурной деятельности.

Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, метод и технику.

Центральным понятием его  психотерапии является “индивидуация”.  Оно

используется Юнгом в  несколько ином значении, нежели в  средневековой

теологии.  Речь идет о  движении от фрагментарности к целостности  души, о

переходе от “Я“, центра сознания, к “Самости” как центру всей психической

Информация о работе Психологическая теория З.Фрейда