Психологическая теория З.Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое познание столь же древне, как сам человек . Он не мог бы
существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих
ближних.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................
................... 3 - 4
ГЛАВА 1. Психологическая теория З.Фрейда.
Стр.
1.1. Структура
личности...................................................... 5 - 9
1.2. Защитные механизмы личности..................................... 9 - 11
ГЛАВА 2. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
2.1. Архетип коллективного бессознательного.................... 13 -13
2.2. Психологические типы личности................................... 13 - 18
ГЛАВА 3. Трансакционный анализ Э.Берна.
3.1. Структурный анализ.....................................................
19 - 26
3.2. Психологическая характеристика игр,
в которые играют люди................................................. 26
- 29
ВЫВОД........................................................................
...................... 30 - 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 74.91 Кб (Скачать)

ее как набор согласованных  поведенческих схем.  По-видимому, каждый человек

располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром  своего “Я”,

которого суть не роли, а психологическая реальность.  Репертуар этих

состояний разбит на следующие категории:

1) состояния “Я”, сходные  с образами родителей;

2) состояния “Я”, автономно  направленные на объективную  оценку реальности;

3) состояния “Я”, все  еще действующие с момента  их фиксации в раннем детстве

и представляющие собой архаистические пережитки.

При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального,

так и  интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на

последнем.  Этот процесс понимания, оптимистичен, при котором человек обычно

заключает: ”Да, именно так  это и происходит!”  Согласно доктору Берну, его

теория возникла, когда  он наблюдая изменения в поведении, центром его

внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук.  Эти  изменения

включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения,

мимика, поза и манеру держать  себя.  Это происходило так, словно внутри

личности было несколько  различных людей.  Временами та или другая из этих

внутренних личностей, повидимому, управляла всей личностью пациента.  Он

заметил, что эти различные  внутренние “Я“ по-разному взаимодействуют  с

другими людьми и что эти  взаимодействия (трансакции) могут  быть

проанализированы.  Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые

мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими  в

психологических играх и при вымогательствах.

Он также обнаружил, что  люди ведут себя предопределенным образом, поступая

так, как будто они читают театральный сценарий.  Эти наблюдения привели Берна

к развитию его замечательной  теории, названной трансакционным анализом,

сокращенно ТА.

Трансакция - единица общения.  Люди, находясь в одной группе, неизбежно

заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность  о

присутствии друг друга.  Это называется трансакционным стимулом.  Человек, к

которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает.

Это называется трансакционной реакцией.

Как правило, трансакции следуют  друг за другом в определенной

последовательности.  Эта  последовательность не является случайной, а

планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Простейшими формами общественной деятельности являются процедуры и  ритуалы.

Процедура - это серия  простых дополнительных взрослых трансакций,

направленных на взаимодействие с деятельностью.  В рамках этого анализа,

ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций,

заданными внешними социальными  факторами.  Неформальный ритуал (например,

прощание) в разных местностях может отличаться рядом деталей, однако в основе

своей он не изменен.  Формальные ритуалы (например, католическая литургия)

характеризуется гораздо  меньшей свободой.

В некоторых случаях очень  трудно провести границу между процедурой и ритуалом.

Существенной особенностью и процедур, и ритуалов считается, что они стереотипны.

Процедура и ритуал различаются  в зависимости от того, что предопределяет их

ход: процедуры планируются  Взрослыми, а ритуалы следуют  схемам заданным

Родителем.

Первоначально ТА развивался как психотерапевтический метод.  ТА

предпочтительно применяют  в группах (как гештальттерапию).  Группа служит

окружением, в котором  люди могут лучше осознать себя, структуру своей

личности, то, как они взаимодействуют  с другими, игры в которые они  играют и

сценарии, которым они  следуют.  Такое осознание позволяет  более ясно понять

себя, с тем чтобы человек  мог изменить или усилить в  себе то, что он хочет.

ТА эффективно применяется не только в психотерапии он также представляет

метод, вызывающий размышления  о возможностях человеческого поведения, который

большинство людей может  понять и использовать.  Этот метод  предпочитает

использование прямых, простых  и даже разговорных слов использованию

психологических научных  терминов или профессиональному  жаргону.

ТА - это рациональный метод  понимания поведения, основанный на заключении,

что каждый человек может  научиться доверять себе, думать за себя, принимать

за себя решения и открыто  выражать свои чувства. Его принципы могут

применяться на работе, дома, с соседями - везде, где люди имеют  дело с

людьми.  Берн говорит, что  важной целью трансакционного анализа является

установление “возможно  более открытых и поделенных взаимодействий между

эмоциональными и интеллектуальными  компонентами личности.  Когда это

происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так  и свой

интеллект, а не только одно за счет другого.”

Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:

Структурный анализ: - анализ отдельной личности.

Анализ трансакций: - анализ того, как поступают люди и что  говорят друг другу.

Анализ игр: - анализ открытых трансакций, ведущих к расплате.

Анализ сценария: - анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди

невольно следуют.

Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: “Кто Я?”,

“Почему Я поступаю именно так?”, “Как Я приобрел эти качества?”.  Этот метод

анализа мыслей, чувств и  поведения человека, основанный на изучении состояния

его собственного “Я”.

Представьте себе мать, громко ругающую своего ребенка.  Ее лицо нахмурено,

голос резок, а рука высоко занесена над головой.  Вдруг звонит телефон и она

слышит голос подруги.  Поза матери, тон ее голоса и выражение  лица начинают

меняться.  Недавно напряженная  рука спокойно опускается.

Представьте двух военнослужащих, сердито спорящих друг с другом.  Их  спор

всё более ожесточается.  Они напоминают детей, ссорящихся из-за письма.  Спор

прекращается.  Раздражение  сменяется беспокойством.  Один спешит выяснить,

что случилось, другой вызывает “скорую помощь”.  Следуя теории СА, эти

военнослужащие, так же как  и мать ребенка, изменили состояние  своего “Я”.

Берн определяет состояние  “Я” как “устойчивый тип восприятия и повреждений,

связанных с соответствующим устойчивым типом поведения”.

Берн пишет:”...В этом отношении мозг работает подобно магнитофону, сохраняя

полноту переживаний в  последовательной форме, воспринимаемой как состояния

“Я”.  Это означает, что  состояния “Я” включают в себе естественный способ

переживания и записи переживаний  во всей их полноте.  Наряду с этим,

переживания записываются в  виде отдельных фрагментов...”[5].

Переживания личности записываются в мозгу и в нервных клетках.  Они включают

все переживания детства, все перенятое у родителей, воспитание, восприятие

событий и чувств связанных с происшедшими событиями и искажения, перенесенные

в воспоминания.  Эти записи хранятся подобно записям на магнитной  ленте.  Их

можно воспроизвести, а события  даже переживать заново.

Каждая личность имеет  три состояния “Я”, которые являются отдельными и

особыми источниками поведения:  состояние Я-Родителя, Я-Ребенка и Я-

Взрослого.  Родитель, Взрослый и Ребенок представляют реальных людей, которые

существуют сейчас или  некоторые существовали некогда, которые  имеют законные

имена и гражданскую подлинность.  Ниже схематически изображена структура

личности.

            

 

 

 

Упрощенная диаграмма

 

 

 

 

 

 

    

    

Рис. 3.1.  Структурная диаграмма  состояния “Я”.

Состояние “Я” сокращенно называют Родитель, Взрослый, Ребенок  на этой схеме

да и в последующих  тоже они обозначают состояние “Я”, а не реальных родителей

, взрослых и детей.  Эти три состояния “Я”, определяются  следующим образом:

·     состояние  Я-Родителя содержит установки и  поведение, перенятые извне, в

первую очередь от родителей.  Внешне они часто выражаются в  предупреждениях,

критическом и заботливом поведении по отношению к другим.  Внутренне они

переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на

нашего внутреннего ребенка;

·     состояние  Я-Взрослого не зависит от возраста личности.  Оно

ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение  объективной

информации.  Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым

и действует изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно

рассчитывая;

·     состояние  Я-Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у

ребенка естественным образом.  Оно также содержит запись ранних детских

переживаний, реакций и  позиций в отношении себя и  других.  Оно выражается как

“старое” поведение детства.

Когда вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это  делали ваши

родители, Вы находитесь в  состоянии Я-Родителя.

Когда вы имеете дело с текущей  реальностью напоминание фактов, их собственной

оценкой.  Вы находитесь в  состоянии Я-Взрослого.

Когда вы ведете себя подобно  тому как Вы делали это в детстве, вы находитесь

в состоянии Я-Ребенка.

Люди, находясь в каждом состоянии  “Я”, могут по-разному чувствовать, обонять,

осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя.  Каждое состояние “Я”

имеет свою собственную программу.  Некоторые люди из одного состояния  “Я”

отличаются чаще, чем из других.  Например, те которые отличаются чаще из

состояния Родителя, видят  мир глазами своих родителей.  В этом случае их

способности воспринимать этот мир снижены или искажены.

После рождения ребенка его  восприятие сосредоточено на личных потребностях и

комфорте.  Младенец стремиться избегать болезненных ощущений и реагирует на

уровне чувств.  Почти сразу же появляется уникальное состояние Я-Ребенка.  В

следующем развивается состояние Я-Родителя.  Часто оно впервые наблюдается,

когда маленький ребенок  играет в родителей, подражая их поведению.  Одни

родители бывают огорчены, увидев себя со стороны в игре ребенка.  Других же

наоборот радует.  Состояние  Я-Взрослого развивается по мере того, как ребенок

старается осмыслить окружающий мир и начинает понимать, что людьми можно

манипулировать.  Ребенок  может спросить: ”Почему я должен есть, когда мне не

хочется и я не голоден?”, или же может симулировать боль в  животе, когда ему

не хочется есть.

Когда один человек встречает  другого улыбкой, кивком головы, хмурым взглядом,

устным приветствием и  т.д. на языке ТА - это называется контактом.  Два или

более контакта составляют трансакцию.  Все трансакции можно  разделить на

дополнительные, пересекающиеся и скрытные.

Дополнительная трансакция происходит в тех случаях, когда  на сообщение,

поставленное из определенного состояния “Я”, личность не получает ожидаемый

отклик из определенного  состояния “Я” другой личности.  Берн определяет

дополнительную трансакцию как “соответствующую и ожидаемую, отвечающую

здоровыми человеческими  отношениями”.[4]  Например, если чуткий муж утешает

свою жену, глубоко скорбящую  о погибшем родственнике, то его  сочувствие

является соответствующим  ее потребности в покровительстве.  Дополнительные

трансакции могут быть и происходить между любыми двумя  состояниями “Я”.

Например, два человека могут  взаимодействовать как Родитель - Родитель, когда

сожалеют о своих детях  покинувших родной дом; как Взрослый - Взрослый при

решении каких-либо проблем: как Ребенок - Ребенок или Ребенок - Родитель,

когда веселятся вместе.  Личность может взаимодействовать  с любым состоянием

“Я” другой личности, находясь сам в состоянии Я-Родителя или Взрослого или

Ребенка.  Если отклик соответствует  ожидаемому то трансакция является

дополнительной.  Линии  коммуникаций открыты, и люди могут  продолжать

взаимодействовать друг с  другом.  Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и

т.п. все вносит свой вклад  в смысл каждой трансакции.  Чтобы  полностью понять

сказанное, необходимо, учитывать  невербальные аспекты трансакции так  же

хорошо, как и произношение слова.  Для лучшего понимания  следующих примеров

предполагается, что взаимодействие является непосредственным, а словесные и

невербальные сообщения  совпадают.

          

 

 

 

 

 

 

 

    

    

РД

 

 

 

    

РД

 

 

 

    

РД

 

 

 

    

РД

 

 

 

    

    

ВЗ

 

 

 

    

    

ВЗ

 

 

 

    

    

ВЗ

 

 

 

    

ВЗ

 

 

 

    

    

    

РБ

 

 

 

     реакция

 

 

 

    

РБ

 

 

 

    

РБ

 

 

 

    

РБ

 

 

 

а.  Первого типа                                                       б.

Второго типа

Рис. 3.2.  Дополнительные трансакции

Пересекающиеся трансакции - это когда два человека стоят, свирепо глядя друг

на друга, поворачиваются спиной друг к другу, не хотят продолжать разговор

Информация о работе Психологическая теория З.Фрейда