Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:55, курсовая работа
Цель работы - выявить влияние на поведение, отношение и принятие потребителями воздействующих телевизионных рекламных средств.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
- изучение литературы по психологии рекламной деятельности, как метода управления людьми;
-изучить процесс воздействия и восприятия рекламы;
Очень важно, чтобы запоминалось не только реклама, но и рекламируемый товар. Хотя часто бывает как раз наоборот. Чтобы этого не происходило, необходимы специальные исследования.
Это и должно учитываться при разработке планов проведения рекламной кампании. В отечественной рекламе есть один путь преодоления этого – повторение. Повторение помогает перевести знания из кратковременной памяти в долговременную. Но повторять нужно не навязчиво. Количество подач материала – не менее 3-х раз. Кроме повторения к способам стимулирования запоминания можно отнести:
Б. Зейгарник был открыт эффект, который заключается в том, что незавершенное действие помнится дольше, чем завершенное.
Многие психологи отмечают влияние интереса на запоминание. То есть легче запоминается то, к чему у человека есть интерес. Хуже запоминается безразличный, бессмысленный материал. Поэтому наиболее эффективной оказывается реклама, которая учитывает интересы и планы людей.
Мышление – обобщенное отражение в сознании человека предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. [30].Выделяются различные типы мышления: наглядно–образное, наглядно–действенное, ассоциативное, теоретическое, практическое и т.д. Все эти типологии опять же достаточно условны, поэтому будем говорить прежде всего об ассоциативном мышлении как наиболее важном для анализа проблемы эффективности восприятия рекламы, понимая, что в реальности, размышляя, человек не только устанавливает ассоциации, но и приводит большое количество других мыслительных действий.
В ассоциативном мышлении выделяются чаще всего три типа ассоциаций: ассоциации по смежности (в пространстве и времени), ассоциации сходства и различия (по контрасту). Очень часто изготовители рекламы делают одну ошибку: они используют товарные знаки, сюжеты, слоганы, пиктограммы, которые у большинства людей никак ассоциативно не связаны ни с рекламируемым товаром ни с названием фирмы. В ряде случаев, после длительного употребления в разных контекстах одного и того же товарного знака, он постепенно вступает в ассоциативную связь с названием фирмы или рекламируемого товара. Но очевидно, что эффективность рекламы была бы лучше если бы ассоциативные связи устанавливались с самого начала рекламной кампании. В этом случае запоминание и узнавание оказалось бы в несколько раз выше.
Ассоциативные связи укрепляются в том случае если они устанавливаются не по одному основанию (например, по сходству в написании, изображении, звучании и т.д.), а сразу по нескольким. Исследование ассоциаций провести на практике достаточно просто. Учитывая огромное влияние на индивидуальных (личностных) характеристик человека на ассоциации, необходимо применить метод выборочного эксперимента. То есть определить лиц, являющихся потенциальными потребителями данного товара, предложить им несколько вариантов будущей рекламы и изучить возникающие ассоциации. После этого можно выбрать наиболее часто встречающиеся ассоциации и внести коррективы в эскизы, наброски будущего рекламного сообщения. Сложность будет состоять в переносе полученных данных по выборке на генеральную совокупность потребителей. Здесь, конечно, необходимы будут методы математической статистики.
В рекламе особенно активно используется метод ассоциаций (книги, фильмы, известная музыка, произведения искусства). Создавая незавершенные образы, тем самым реклама вызывает познавательную потребность. 80% всех людей в случаях незавершенности возникающего в их сознании образа испытывают сильный дискомфорт.
Необходимо учитывать, что мышление ассоциативно. Ассоциация – это «обусловленная предшествующим опытом связь представлений, благодаря которой одно представление, появившееся в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое представление» (Феофанов, 2000 [20]).
В ассоциациях по смежности главную роль играют пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Ассоциации по сходству возникают, когда новый объект похож на какой-либо старый. Ассоциация по контрасту возникает при противоположных фактах и явлениях (дождь и солнце). В рекламе также используется проекция «свидетельства». В данной рекламе свидетелями становятся знаменитости, эксперты и очевидцы (потребители).
Важно проводить тестирование рекламных сообщений на возникновение ассоциаций.
Парадокс мышления человека заключается в том, что он лучше воспринимает рекламу, которая, казалось бы, только информирует. Так как реклама не может и не должна быть только информирующей, то возможность выбора при восприятии рекламы иллюзорна.
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицирует именно с точки зрения позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.
Исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама. Роль, которая отводится внушению в системе пропагандистского воздействия, различна в зависимости от того, какого рода пропаганда имеется в виду, каковы ее цели и содержание.
Знание закономерностей протекания когнитивных психических процессов, а именно, ощущений, восприятия, внимания, мышления и памяти играют существенную роль при изготовлении рекламной продукции в печати, на радио, на телевидении, в виде плакатов вдоль автомагистрали и т.д.
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие— печалят, третьи— возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др.— все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.
1.1.2 Эмоциональный аспект рекламного воздействия
Эмоциями называют такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различное состояние организма человека. В точном переводе на русский язык «эмоция»— это душевное волнение, душевное движение.
Положительные эмоции стимулируют субъекта к достижению цели, отрицательные — к избеганию объектов, вызывающих неприятные состояния и т.д.
Эмоции всегда носят личный, субъективный характер. Именно при изучении эмоционального компонента рекламного воздействия проявляются многочисленные индивидуальные различия потенциальных потребителей. Многие авторы отмечают связь эмоций человека с переживанием собственного «Я». Идентификация себя с героями видео–клипа способствуют возникновению желания приобрести товар. Если же человек не находит для себя ничего интересного, эмоционально окрашенного, то у него может не возникнуть желания сделать покупку.
Эмоции
тесно связаны с другими
Если реклама вызывает чувство брезгливости, страха, стеснения, это не будет способствовать сбыту рекламируемого товара. В ряде случаев наоборот: если рекламируемый товар позволяет избавиться от этих или других негативных эмоций, то он начинает пользоваться спросом. Изготовители рекламы, не учитывающие эмоциональные состояния, возникающие у зрителя (читателя) при знакомстве с нею, рискуют потерять интерес потребителя к рекламируемому товару или доверие к фирме.
Так, например, в 1993 году в одной из московских газет было помещено рекламное объявление известного мясоперерабатывающего комбината. Оно вызвало у потребителей, которым показали эту рекламу, крайне неблагоприятный спектр эмоциональных состояний. На рисунке был изображен человек, который, стоя на одной ноге и, засунув свою голову в мясорубку, рукой проворачивал ручку этой мясорубки, имитируя как бы процесс приготовления фарша. Что должен был подумать читатель газеты, когда он видел это рекламное объявление? Таким образом, авторы рекламы, по-видимому, сами того не понимая, оказали плохую услугу вполне уважаемому предприятию. Юмор в рекламе возможен, он вызывает положительные эмоции. Однако юмором в рекламе следует пользоваться крайне осторожно. Одних потребителей он привлекает, других, наоборот, отталкивает.
Психологи давно заметили, что цвета которые окружают человека, вызывают у него определенные эмоции: оживление, равнодушие, успокоение, возбуждение, ощущение тепла или холода. Яркость лета можно подчеркнуть сочетанием желтого и оранжевого цветов, зимний сезон— синим, голубым цветом. Красный цвет вызывает повышенную эмоциональную реакцию, желтый— стимулирует зрения, помогает сосредоточиться, зеленый— освежает, успокаивает, голубой действует тоже успокаивающе. На основе цветовых предпочтений человека создан ряд психологических методик, применяемых в рекламе.
Многочисленные
человеческие эмоции могут быть описаны
несколькими базовыми состояниями:
любовь, радость, печаль, счастье, удивление,
страдание, страх, гнев, ярость, отвращение,
презрение, вина и др. Естественно, что
у каждого человека они проявляются
по своему. Эмоциональная память работает
по принципу приятно - неприятно, понравилось
- не понравилось. Память на эмоциональные
образы и состояния – одна из самых прочных.
Эмоциональная память намного сильнее,
чем другие виды памяти, воздействует
на принятие решения, т.е. на покупательское
поведение человека. Эмоции всегда носят
личностный, субъективный характер. Эмоции
связаны с переживанием собственного
«Я». Все, что человека окружает, вызывает
у него определенные эмоции. Именно в эмоциональной
форме проявляются многочисленные индивидуальные
различия потенциальных потребителей.
Любой рекламный видеоклип - это не только
информация, это, прежде всего несколько
эмоционально насыщенных минут, лично
переживаемых человеком в момент просмотра.
Характерна в этом отношении сама рекламная
лексика с ее богатой эмоциональной терминологией:
тепло, уют, сияние.
Эмоции могут быть положительными и отрицательными.
Положительные эмоции стимулируют субъект
достичь цели, отрицательные - избегать
объектов, вызывающих неприятные состояния.
Многие люди рассматривают удачную покупку
как определенный способ получить удовлетворение,
снять плохое настроение, вызванное какими-то
тяготами жизни. Поэтому хорошая покупка
всегда дает человеку заряд положительных
эмоций.
Если человек не находит для себя ничего
интересного, эмоционально окрашенного,
то у него может и не возникнуть желания
сделать покупку. Нередко рекламные объявления,
которые создаются без учета эмоциональных
реакций потребителя, вызывают явно негативное
отношение к предмету рекламы. Установлено,
что человек не стремится запоминать информационный
материал, который вызывает негативные
эмоции. Если реклама вызывает чувство
брезгливости, страха, стеснения, это тормозит
сбыт товара, и наоборот, если рекламируемый
товар позволяет избавиться от таких неприятных
эмоций, то он начинает пользоваться спросом.
Особенно часто негативные эмоции вызывает
многократно, слово в слово повторяющаяся
реклама на радио или телевидении. Психологически
очень тяжело постоянно слышать одно и
тоже, однообразие быстро надоедает. Весьма
неприятный эмоциональный эффект получается
от рекламы, рассчитанной на непонятливого
человека. Безусловно, положительные эмоции
вызывает юмор. Чувство юмора - одно из
наиболее специфических чувств которые
способен переживать человек. Однако применение
юмора в рекламе - дело весьма тонкое, нередко
деликатное. Пользоваться юмором в рекламе
следует осторожно. Кого-то он привлекает,
а кого-то и отталкивает.
Ряд
моделей описывают
а) удовольствие - неудовольствие (возникает в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, в связи с ощущением боли);
б) возбуждение - успокоение (влияние цвета);
в) напряжение - расслабление (процесс внимания).
Эмоциональное
состояние характеризуются
По Вунду , удовольствие или неудовольствие возникает в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, а также в связи с ощущением боли. Различные цвета вызывают состояние возбуждения или успокоения. Напряжение или расслабление связаны с процессами внимания. На самом деле картина проявлений эмоций в их непосредственной связи с простейшими психическими процессами, несомненно намного сложнее.
Известный российский психофизиолог П. В. Симонов разработал информационную теорию эмоций. Отсутствие необходимой информации вызывает негативные эмоции, а наличие - позитивные. Для проверки эмоциональной эффективности рекламного сообщения нужно представить себе это сообщение и определить, как к нему будут относиться люди с различными психологическими характеристиками, будет ли он им приятен.
В психологии хорошо известное явление, называемое проекцией, когда люди приписывают окружающим свое собственное отношение к чему-либо. Создавая нечто оригинальное, креатор часто переживает состояние эмоционального подъема, восхищения удачной находкой. При этом он не всегда осознает, что результат его творческой деятельности многим людям может не понравиться.
Решение проблемы современная психология видит в том, что реклама эмоционально должна привлекать людей, а не отталкивать. Чтобы побудить потребителя купить, его очаровывают, показывают ему новые возможности которые у него появятся с приобретением того или иного товара.
В рекламных компаниях России, проведенные исследования дают основания предположить, что рекламисты и СМИ не всегда учитывают психологическую структуру восприятия рекламы российскими потребителями, и прежде всего эмоциональную сферу.
Информация о работе Психологическая эффективность применения средств рекламы