Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:55, курсовая работа
Цель работы - выявить влияние на поведение, отношение и принятие потребителями воздействующих телевизионных рекламных средств.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
- изучение литературы по психологии рекламной деятельности, как метода управления людьми;
-изучить процесс воздействия и восприятия рекламы;
Введение
В середине
двадцатого века началось серьезное
изучение того, без чего уже трудно
представить нашу жизнь - рекламы. Мы
сталкиваемся с рекламой повсюду - сидя
дома перед телевизором, слушая радио,
по пути на работу или учебу - везде,
где бы мы не находились мы видим или
слышим рекламные объявления, рассказывающие
о новых товарах или услугах.
Изучение эффективности рекламной деятельности
является одним из самых актуальных направлений
в современном менеджменте. Применяемые
в современных условиях средства рекламы
разнообразны, многие из них технически
весьма совершенны, имеют сложную классификацию
по назначению, месту применения, характеру
использования, степени эмоционального
и психологического воздействия на людей.
Из мирового опыта известна сила и роль
рекламы. Прежде всего, она несет в себе
информацию, обычно представленную в сжатой,
художественно выраженной форме, эмоционально
окрашенную и доводит до сознания и внимания
потенциальных покупателей наиболее важные
факты и сведения о товарах и услугах.
При этом следует отметить, что реклама
- всегда информация, а информация - не
всегда реклама. Реклама, с одной стороны,
доводит до потребителей сведения, необходимые
для покупки и использования товаров.
С другой, сочетая свою информационность
с убедительностью и внушением, оказывает
на человека эмоционально-психическое
воздействие. Реклама все чаще вмешивается
в жизнь человека, управляя им на осознанном
и бессознательном уровнях.
Актуальность работы заключается в психологической
обоснованности характера воздействия
рекламы, поскольку в рекламной деятельности
широко используются методы и способы
психологического, эмоционального и интеллектуального
воздействия на людей. Это многоплановый
товар, затрагивающий самые затаенные
участки психики современного человека
Цель работы - выявить влияние на поведение,
отношение и принятие потребителями воздействующих
телевизионных рекламных средств.
Для достижения данной цели требовалось
решение следующих задач:
- изучение литературы по психологии рекламной
деятельности, как метода управления людьми;
-изучить процесс воздействия и восприятия
рекламы;
Теоретическая значимость: исследование
вносит вклад в изучение характера воздействия
рекламы на личность, и на этой основе,
могут быть скорректированы новые подходы
к производству рекламы.
Глава
1 Теоретический анализ
проблемы рекламного
воздействия на человека
1.1. Роль психических процессов в формировании рекламных образов
Реклама
- явление социально - психологическое.
Это многоплановый товар, затрагивающий
самые затаенные участки психики современного
человека.
Реклама в мире бизнеса обрушивает на
потребителей огромное количество информации.
Психологическое воздействие рекламной
информации проявляется в процессах переработки
рекламных сообщений - эмоциях, мыслях,
возможных решениях, обусловливающих
конкретные поведенческие акты покупателя.
Так или иначе, рекламный процесс оказываются
вовлеченными феномены переработки информации
- ощущения, восприятия, внимание, память.
С другой стороны, в процессах переработки
рекламной информации активно участвуют
отношение человека к рекламному сообщению,
его эмоции и чувства, например чувства
удовольствия, собственного достоинства,
зависти, его понимание и принятие в сознание
или, напротив, отторжение воспринятого
и понятого, но не разделенного, не принятого
потребителем содержания.
Когнитивный
компонент связан с тем, как рекламная
информация воспринимается человеком.
Изучение когнитивного компонента предполагает
анализ ряда процессов переработки информации,
таких, как ощущение и восприятие, память,
представление и воображение, мышление
и речь.
Понятно, что рекламная продукция может
быть изготовлена как высоко, -так и низкокачественно,
а это по - разному будет влиять на когнитивную
сферу человека. В результате рекламное
сообщение будет по - разному восприниматься
и запоминаться, вызывать разной степени
готовность к действию.
Поскольку одна из главных задач рекламного
воздействия состоит именно в выделении
рекламируемого товара или услуги, привлечении
к нему внимание потребителя, исследование
когнитивных процессов психики весьма
актуально в рамках рекламной деятельности.
Ощущение. Одним из важных элементов
когнитивной деятельности человека является
ощущение. Ощущение - познавательный первичный
процесс. Выделяют зрительные, слуховые,
обонятельные, вкусовые, кожные, двигательные
и осязательные ощущения, а также ощущения
равновесия, органические ощущения, вибрационные
и другие.В рекламе чаще всего используются
зрительные и слуховые
ощущения. Хотя в ряде случаев реклама
может быть основана на других видах ощущений.
Например, на автомобильных выставках
посетителям иногда предлагают управлять
автомобилем, чтобы испытать чувство комфорта.
Тем самым используются вибрационные,
двигательные и другие ощущения.
Другой пример: во время презентации фирмы, производящей или продающей продукты питания или напитки, в качестве рекламы могут использоваться вкусовые или обонятельные ощущения.
Применение
экспериментально-
Здесь актуальной становится проблема исследования ощущений, возникающих при восприятии рекламы или при потреблении рекламного продукта. Достигается эта цель с помощью измерения ощущений, которые испытывает человек, потребляя рекламируемый товар.
При изготовлении наружной рекламы дизайнер использует разнообразные графические образы, пиктограммы, шрифты и др., что позволяет выпускать оригинальную продукцию, обеспечивает свободу творческого поиска при выполнении заказа. При этом основным критерием психологической эффективности (воспринимаемости, читаемости, запоминаемости рекламного материала) является мнение автора разработки или в лучшем случае - авторского коллектива. Именно разработчики (интуитивно, либо на основе предшествующего опыта) решают, какие изобразительные средства следует использовать для того, чтобы создать привлекательную рекламу.
Такой подход к оценке психологической эффективности можно назвать “авторским”. Он основан на предугадывании человеческих реакций, и поэтому не всегда продуктивен на практике. Так, например, многие оригинальные разработки (шрифты, логотипы, фирменный стиль и др.) эффективны в прессе, но часто проигрывают в наружной, например, щитовой рекламе.
Здесь одним из главных условий является понимание рекламного текста на больших расстояниях и за относительно короткое время. Объективно оценить эффективность восприятия наружной рекламы можно лишь в результате специальных психологических исследований. Именно поэтому при создании и размещении наружной рекламы должна проводиться психологическая экспертиза [6, 16, 20-23, 25].
Восприятие представляет собой целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений. Восприятие включает в себя перцепцию или собственно восприятие, понимание или мыслительную деятельность и запоминание или мнемоническую деятельность.
Ученые выделяют 3 типа восприятия информации:
В рекламе важно формирование перцептивного образа, который осуществляет самое значительное воздействие на поведение покупателя. Это относится к образам торговых марок, которым покупатели отдают предпочтение. Психологами установлено, что «курят образ, имидж сигарет», а не саму марку. Большое значение имеет язык визуальных образов. Образ должен отвечать принципу «неделимого целого». Здесь заголовки, образы, логотип тесно взаимодействуют в рамках единой совокупности. Именно синтез факторов порождает «просветление» (момент осознания разрешения проблемы), а не изучение каждого отдельного элемента. «закону краткости», который сводится к тому, что все внешние ощущения упрощаются человеком к самым простым формам. Чтобы что-то понять, мозг разбивает сложные внешние ощущения на массу основных, простейших образов и форм. Если они не полны и не идеальны, человек старается предугадать, какими они должны быть.
Потребителей можно подразделить по времени восприятия ими новинок на следующие категории: новаторы (2,5%), ранние последователи (13,5%), раннее большинство (34%), запоздалое большинство (34%), отстающие (16%) (Котлер, 1991, 216). На мой взгляд, эти показатели могут меняться в зависимости от того, какой товар рекламируется.
Внимание – важнейшее свойство восприятия. Самое важное в рекламе привлечь внимание потребителя, сделать так, чтобы из десятков рекламных сообщений потребитель выбрал одно. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Основными способами привлечения внимания являются изменение, контраст, выделение фигуры на фоне и т.д. В известном смысле выделить рекламируемый товар— это значит привлечь к нему внимание. Экспериментальное исследование внимания может производиться следующим образом: группе лиц, каждому человеку по очереди предлагают разворот газеты и просят как можно быстрее найти все рекламные сообщения на определенную тему. Затем измеряется время и количество ошибок. После этого требуют сделать то же самое с другой газетой. Усреднив результаты, можно оценить эффективность расположения рекламных сообщений, с точки зрения переключения внимания, в одной и другой газете.
Исследования показали, что лишь 10% информации имеет шанс хоть как-то повлиять на выбор покупателя. Человек видит и слышит лишь то, что ему нравиться, или что его пугает, или если он уже втянут в процесс выбора.
Внимание подразделяется на произвольное и непроизвольное. Поэтому необходимо использовать необычные способы привлечения внимания (перевернутые надписи, пустоты в тексте, фигурное исполнение рекламной продукции, необычные формы, даже допускать умышленные ошибки). Имеет значение цветность информации, размер, образы. В первую очередь привлекают в себе внимание образы детей и животных. Прекрасно «работал» образ акулы в рекламе скорой стоматологической помощи.
Память – процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения (припоминания или узнавания) того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал. Несмотря на то, что ежедневно на человека обрушивается масса информации, большая часть ее забывается. Быстрее всего человек запоминает то, с чем связаны его задачи, его интерес, его планы, т.е. реагирует на рекламу как личность.
Информация оставившая человека безразличным плохо запоминается. Существует много видов памяти: двигательная, эмоциональная, сенсорная (1/4 сек), словесно-логическая, образная, механическая, непроизвольная, кратковременная (20 сек), долговременная (до нескольких лет). Все виды памяти задействованы в процессе восприятия и переработки рекламной информации. Существуют некоторые психологические закономерности запоминания информации, которые иногда не учитываются, а иногда удачно применяются рекламе. Так, например, известен «эффект края», когда запоминаются лучше те сведения, которые располагаются либо в начале текста, либо в конце (эффект начала и эффект конца).
Также можно использовать совместно «Эффект края + эффект Эльштейна». В этом случае в яркому началу и запоминающемуся окончанию добавляется еще 2 довода. При этом также следует учитывать емкость оперативной памяти среднестатистического человека 7+2 простых объекта (Эффект Джона Миллера) и для сложных объектов 4+2. Поэтому количество эмоционально-смысловых ударений в одной рекламе должно быть в пределе 3-5. На этом же принципе строится создание слоганов.
Противоположным запоминанию является процесс забывания. Считается, что основная проблема, связанная с запоминанием, состоит не в запоминании, а в том, что человек забывает. Забывание может происходить через некоторые время при отсутствии повторения, в результате заболевания и в ряде других случаев.
Информация о работе Психологическая эффективность применения средств рекламы