Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:19, доклад
Современные рекламные специалисты США придерживаются теории трех психологических состояний:
-Человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это.
-Человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину.
-Человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах.
Психологическая реклама.
Современные рекламные специалисты США придерживаются теории трех психологических состояний:
-Человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это.
-Человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину.
-Человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах.
Особенно усиленно изучаются в последнее время состояния второе и третье.Обычно выделяют такие основные уровни психологического воздействия рекламы:
-когнитивный (познавательный аспект, передача информации, сообщения);
-аффективный (эмоциональный аспект, формирование отношения);
-суггестивный (внушение):
-конативный (определение поведения, бихевиористская стадия).
Сущность когнитивного
воздействия состоит в
Осознание необходимости
этих основных уровней воздействия
рекламного обращения на сознание человека
легло в основу множества рекламных
моделей. Схемы некоторых наиболее
известных и распространенных моделей
разработки рекламных обращений
приведены в таблице.
Таблица.Основные характеристики некоторых рекламных моделей (формул)
Направление воздействия / Модель | Когнитивное | Аффективное | Суггестивное | Конативное | Аффектив-
ное (после покупки) |
AIDA | Внимание | Интерес | Желание | Действие | ----- |
АССА | Внимание | Восприятие аргументов | Желание | Действие | ---- |
DIBABA | Определение потребностей и желаний | Отождес-
твление потреби- тельских нужд с предло- жением рекламы |
Желание | Подталки-
вание покупателя к необхо- димым выводам о покупке |
----- |
DAGMAR | Получение информации о марке | Ассими-
ляция (осознание качества товара) |
Убеждение (формиро-
вание психоло- гической предрасполо- женности к покупке) |
Действие | ----- |
«Одобрение» | Осознание потребности покупателя | Интерес | Оценка | Проверка | Одобрение |
Модель «Сильной рекламы» | Осведом-
ленность |
Обдумы-
вание |
Эмоцио-
нальная оценка |
Действие | - |
Модель «Слабой рекламы» | Осведом-
ленность |
----- | ----- | Эксперимент | Убеждение |
Самой старой и самой известной рекламной моделью является AIDA ( attention - interest - desire - action, т.е. внимание - интерес - желание - действие). Она предложена американским рекламистом Элмером Левисом еще в 1896 г. Суть ее состоит в том, что идеальное рекламное обращение, в первую очередь, должно привлекать непроизвольное внимание. Пути достижения этой цели достаточно разнообразны: использование контрастов, яркое, оригинальное цветовое оформление; броский рисунок; курьезные решения в расположении обращения (например, помещение текста рекламного послания «вверх ногами»); шокирование аудитории и т.н.После того, как внимание аудитории привлечено, обращение должно удержать ее интерес. Для этого оно может содержать обещание удовлетворения потребностей адресата, быть оригинальным, интересным но форме и лаконичным.
В соответствии с моделью AIDA обращение должно также возбудить желание адресата опробовать рекламируемый товар, стать его владельцем. Наконец, в обращении должна быть «подсказка» получателю, что он должен сделать. Например: «Позвоните сегодня же», «Требуйте в аптеках вашего города», «Приходите и убедитесь сами» и т.п. Один из наиболее удачных примеров - политическая реклама в ходе общероссийского референдума 1993 г. под девизом: «Да. Да. Нет. Да».Модификацией формулы AIDA является модель AIDMA. включающая пятый компонент - мотивацию (motive).
По мнению большинства
АССА как рекламная формула
характеризуется тем, что
Формула DIBABA предложена Г. Гольдманом в 1953 г. Название модели также является аббревиатурой немецких определений шести фаз процесса продажи:
определение потребностей
и желаний потенциальных
отождествление потребительских нужд с предложением рекламы;
«подталкивание»
покупателя к необходимым
учет предполагаемой реакции покупателя:
вызов у покупателя желания приобрести товар;
создание благоприятной для покупки обстановки.
Этапной
в процессе развития подходов к формированию
рекламных обращений стала
Качественное отличие модели DAGMAR
от подходов, ориентированных на
действия, - это исходная посылка:
совершение покупки
Из более поздних рекламных
формул можно отметить модель
«Одобрение», предполагающую
-осознание необходимости покупки;
-возникновение интереса к рекламируемому товару;
-оценка его основных качеств;
-проверка, опробование качества;
-одобрение.
Используемые модели «сильной рекламы» и «слабой рекламы» являются реализацией концепции иерархии воздействий, которая связана непосредственно с теорией психологии. Так, модель «сильной рекламы», более распространенная в Северной Америке, исходит из следующего. После того, как в мозг человека поступает информация, тут же возникает эмоциональная реакция, стимулирующая приобретение товара. Данная схема имеет определенное сходство с классической теорией условного рефлекса И.П. Павлова.
Модель «слабой рекламы», больше сторонников имеющая в Европе, предполагает следующую схему воздействия. Потребитель, получая осведомленность о товаре из рекламы, идет на «эксперимент» - он опробует товар. И только после того, как товар ему поправился, будет покупать его в дальнейшем. Схема сходна с психологической теорией «базового рефлекса» Скиннера. При этом реклама обладает только слабым действием, направленным на укрепление привычки или на уменьшение несоответствия между ожиданиями и реальностью. Потребителям нравится продукт, потому что они им пользуются; покупатели игнорируют рекламу просто потому, что им не нравится предлагаемый товар.
Модель VIPS была предложена английским
рекламистом Дэвидом
Модель коммуникаций
Подытоживая краткий обзор