Психологическая характеристика способностей человека
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:10, курсовая работа
Краткое описание
Задачи работы: 1.Изучить понятие способностей в психологии; 2. Рассмотреть классификацию способностей; 3.Проанализировать основные психологические теории способностей личности; 4. Провести исследование по изучению интеллектуальных способностей и креативности.
Оглавление
Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 5 1.1. Понятие способностей в психологии 5 1.2. Классификация способностей 9 1.3. Психологические теории способностей 13 Выводы по 1 главе 17 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ 18 2.1. Методы диагностики интеллекта и креативности 18 2.2. Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта и креативности 25 Вывод по 2 главе 32 Заключение 33 Список литературы 34 Приложения 36
Число человеческих способностей
соответствует разнообразию видов
деятельности, в которые включаются люди.
Кроме разделения способностей по видам
деятельности, в которых они проявляются,
способности принято делить на общие и
специальные.
1.3. Психологические
теории способностей
История научно-психологического
изучения способностей отсчитывается
от XIX века с момента начала исследований
английского психолога Френсиса Гальтона,
который предпринял оригинальную попытку
анализа биографий и родословных выдающихся
людей.
В ходе своей работы он пришел
к выводу о наследовании способностей,
определяющих высокий уровень достижений
человека. Предмет исследования был настолько
интересен для Ф. Гальтона, что он более
чем три десятилетия настойчиво собирал
данные о физических и мыслительных различиях
между индивидами. Для этой цели он организовал
в Лондоне антропометрическую лабораторию,
где с помощью анкетирования, эксперимента
и статистики проводил свои изыскания.
Эстафета изучения способностей
впоследствии была подхвачена другими
психологами. В частности, Чарльзом Эдвардом
Спирменом, который был в XX столетии одним
из самых влиятельных английских психологов.
Он стал одним из первых ученых, осуществивших
эмпирическое исследование структуры
способностей. Ему принадлежит разработка
«двухфакторной теории интеллекта», согласно
которой в основе любой интеллектуальной
способности лежит общая интеллектуальная
функция (g) и конкретная функция (s), требующаяся
для выполнения данного задания. Ч. Спирмен,
тяготея к прикладным исследованиям, сконструировал
ряд тестов, по которым можно было оценивать
умственные способности детей, и разработал
технику факторного анализа, позволяющего
выявлять и описывать структуру интеллектуальных
способностей.
Модель структуры способностей,
предложенная Ч. Спирменом, еще при его
жизни стала предметом критического осмысления.
Многие психологи считали, что человеческий
интеллект невозможно объяснить столь
просто, как это предлагал делать Ч. Спирмен.
У такой точки зрения нашлись свои защитники
и адепты. Одним из них был Луис Леон Терстоун,
отстаивавший многофакторную модель интеллекта.
Он составил перечень первичных умственных
способностей и предложил ряд различных
вариантов тестов для их измерения. Проведя
широкий комплекс психометрических исследований,
Л. Терстоун обнаружил не один общий, как
у Ч. Спирмена, фактор интеллекта, а идентифицировал
двенадцать совершенно независимых факторов
способностей. Открытие Л. Терстоуна вызвало
живую дискуссию среди ученых и послужило
катализатором для проведения дальнейших
исследований человеческих способностей.
Следующий крупный шаг в раскрытии
феномена способностей суждено было сделать
Джою П. Гилфорду. Д. Гилфорд отказался
от факторного анализа как средства изучения
структуры способностей и сконструировал
модель, согласно которой каждая способность
имеет три главных качества: «содержание»,
«операции», «продукты».
«Содержание» как качество
способности определяется типом предъявляемого
материала: графическое, символическое,
семантическое, поведенческое.
«Операции» характеризуют наиболее
общие мыслительные действия, которые
используются при решении задач.
«Продукты», по Д. Гилфорду,
характеризуют результаты решения проблемы.
Модель Д. Гилфорда, при всей своей искусственности
и тяжеловесности, стала ценным эвристическим
инструментом для составления психологической
карты интеллектуальных способностей
человека.
На процесс исследования способностей,
сложный и противоречивый, существенным
образом повлияли разработки Роберта
Д. Стернберга, приходящиеся на вторую
половину XX столетия. Его теория способностей
носит название «триархической». Согласно
этой теории интеллект выступает в качестве
психического самоуправления собранием
механизмов, структур содержаний, которые
позволяют индивидууму осуществлять взаимодействие
с самим собой, окружающими и внешней средой
[5].
Исследования феномена способностей
в отечественной психологии осуществлялись
преимущественно на фундаменте деятельностной
теории. Значительный вклад в разработку
общей теории способностей внес отечественный
ученый Борис Михайлович Теплов. Он был
убежден, что способности не могут существовать
иначе, как в постоянном процессе развития,
а та способность, которая не используется
человеком в практической деятельности,
со временем утрачивается.
Рассуждая о природе способностей,
Б.М. Теплов неизменно подчеркивал, что
успешность выполнения конкретной деятельности
зависит не от одной, а от сочетания различных
способностей. В основе способностей лежат
задатки, при отсутствии которых невозможно
развитие способностей. Важным открытием
Б.М. Теплова стали его доказательства
того, что дефицит одних способностей
может быть восполнен за счет развития
других. Эффект компенсации (одних способностей
другими, установленный и описанный отечественным
ученым, самым существенным образом повлиял
на разработки в области педагогической
психологии, психологии труда, педагогики
[5].
К исследованию способностей,
каждый в свое время, обращались Л.С. Выготский,
Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков,
В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и многие другие
известные отечественные психологи. Благодаря
их исследовательским усилиям в отечественной
психологии сложился ряд устойчивых классификаций
способностей человека. В этих классификациях
в качестве основных представлены природные
(естественные), биологически обусловленные
способности и специфические способности,
имеющие историческое и культурное происхождение.
Потенциал современной психометрии,
ориентированной на исследование человеческих
способностей, весьма разнообразен. Психодиагностический
инструментарий разработан с учетом богатого
фактического материала и позволяет содержательно
интерпретировать разные аспекты способностей.
Для психометрического изучения способностей
применяются разнообразные приемы: наблюдение,
естественный и лабораторный эксперимент,
анализ продуктов деятельности, экспертная
оценка специалистов.
Выводы по 1 главе
1. Способности человека, разные
их типы и степени, относятся к важнейшим
и сложнейшим проблемам психологии;
2. Способность можно определить
как синтез свойств человеческой личности,
отвечающий требованиям деятельности
и обеспечивающий высокие достижения
в ней;
3. Классификаций способностей
человека довольно много. В первую очередь
необходимо различать природные, или естественные,
способности и специфические человеческие
способности, имеющие общественно-историческое
происхождение;
4. История научно-психологического
изучения способностей отсчитывается
от XIX века с момента начала исследований
английского психолога Френсиса Гальтона,
который предпринял оригинальную попытку
анализа биографий и родословных выдающихся
людей;
5. К исследованию способностей,
каждый в свое время, обращались Л.С. Выготский,
Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков,
В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и многие другие
известные отечественные психологи;
6. Во всех классификациях в
качестве основных представлены природные
(естественные), биологически обусловленные
способности и специфические способности,
имеющие историческое и культурное происхождение.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
СПОСОБНОТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ
2.1. Методы диагностики
интеллекта и креативности
Цель исследования – изучить особенности развития
интеллектуальных способностей и креативности
у личности.
Гипотеза
исследования – предположим, что уровень
развития интеллекта влияет на уровень
развития творческого мышления.
База исследования - психологический центр "Встреча".
В эксперименте учувствовали
25 человек в возрасте 20-30 лет. Исследование
проводилось по учебным пособиям Фетискина
Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М и Айзенка
Г.Ю..
Для выявления уровня развития интеллекта
и креативности нами были использованы
следующие методики.
Назначение теста Данная методика позволяет
определить четыре особенности творческой
личности: любознательность (Л); воображение
(В); сложность (С) и склонность к риску
(Р). Несмотря на ее адресованность юношескому
возрасту, она не утрачивает своей прогностичности
и в зрелом возрасте.
Интерпретация теста. Основные критериальные проявления
исследуемых факторов:
Любознательность. Субъект
с выраженной любознательностью чаще
всего спрашивает всех и обо всем, ему
нравится изучать устройство механических
вещей, он постоянно ищет новые пути (способы)
мышления, любит изучать новые вещи и идеи,
ищет разные возможности решения задач,
изучает книги, игры, карты, картины и т.
д., чтобы познать как можно больше.
Воображение. Субъект с развитым
воображением: придумывает рассказы о
местах, которые он никогда не видел; представляет,
как другие будут решать проблему, которую
он решает сам; мечтает о различных местах
и вещах; любит думать о явлениях, с которыми
не сталкивался; видит то, что изображено
на картинах и рисунках, необычно, не так,
как другие; часто испытывает удивление
по поводу различных идей и событий.
Сложность. Субъект, ориентированный
на познание сложных явлений, проявляет
интерес к сложным вещам и идеям; любит
ставить перед собой трудные задачи; любит
изучать что-то без посторонней помощи;
проявляет настойчивость, чтобы достичь
своей цели; предлагает слишком сложные
пути решения проблемы, чем это кажется
необходимым; ему нравятся сложные задания.
Склонность к риску. Проявляется
в том, что субъект будет отстаивать свои
идеи, не обращая внимания на реакцию других;
ставит перед собой высокие цели и будет
пытаться их осуществить; допускает для
себя возможность ошибок и провалов; любит
изучать новые вещи или идеи и не поддается
чужому мнению; не слишком озабочен, когда
одноклассники, учителя или родители выражают
свое неодобрение; предпочитает иметь
шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого
получится.
Инструкция к тесту. Это задание поможет вам выяснить,
насколько творческой личностью вы себя
считаете. Среди следующих коротких предложений
вы найдете такие, которые определенно
подходят вам лучше, чем другие. Их следует
отметить знаком "Х" в колонке "В
основном верно". Некоторые предложения
подходят вам лишь частично, их следует
пометить знаком "Х" в колонке "Отчасти
верно". Другие утверждения не подойдут
вам совсем, их нужно отметить знаком "Х"
в колонке "Нет". Те утверждения, относительно
которых вы не можете прийти к решению,
нужно пометить знаком "Х" в колонке
"Не могу решить".
Делайте пометки к каждому предложению
и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет
правильных или неправильных ответов.
Отмечайте первое, что придет вам в голову,
читая предложение. Это задание не ограничено
во времени, но работайте как можно быстрее.
Помните, что, давая ответы к каждому предложению,
вы должны отмечать то, что действительно
чувствуете. Ставьте знак "Х" в ту
колонку, которая более всего подходит
вам. На каждый вопрос выберите только
один ответ (бланк с вопросами представлен
в приложении 1).
Обработка данных
теста. При оценке данных опросника
используются четыре фактора, тесно коррелирующие
с творческими проявлениями личности.
Они включают Любознательность (Л), Воображение
(В), Сложность (С) и Склонность к риску
(Р). Мы получаем четыре "сырых" показателя
по каждому фактору, а также общий суммарный
показатель.
При обработке данных используется
либо шаблон, который можно накладывать
на лист ответов теста, либо сопоставление
ответов испытуемого с ключом в обычной
форме.
Ключ к тесту
Склонность к риску (ответы,
оцениваемые в 2 балла)
положительные ответы: 1, 21, 25,
35, 36, 43, 44;
отрицательные ответы: 5, 8, 22,
29, 32, 34;
все ответы на данные вопросы
в форме "может быть" оцениваются
в 1
балл; все ответы "не знаю"
на данные вопросы оцениваются в -1 балл
и вычитаются из общей суммы.
все ответы "может быть"
оцениваются в +1 балл, а ответы "не знаю"
- в -1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые
в 2 балла)
положительные ответы: 7, 15, 18,
26, 42, 50;
отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41,
48;
все ответы в форме "может
быть" оцениваются в +1 балл, а ответы
"не знаю" - в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые
в 2 балла)
положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40,
45, 46;
отрицательные: 14, 20, 39;
все ответы "может быть"
оцениваются в +1 балл, а ответы "не знаю"
- в -1 балл.
В данном случае определение
каждого из четырех факторов креативности
личности осуществляется на основе положительных
и отрицательных ответов, оцениваемых
в 2 балла, частично совпадающих с ключом
( в форме "может быть"), оцениваемых
в 1 балл, и ответов "незнаю", оцениваемых
в -1 балл.
Использование этой оценочной
шкалы дает право "наказать" недостаточно
творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для
того, чтобы оценить, в какой степени способными
на риск (Р), любознательными (Л), обладающими
воображением (В) и предпочитающими сложные
идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50
пунктов 12 утверждений относятся к любознательности,
12 - к воображению, 13 - к способности идти
на риск, 13 утверждений - к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с
ключом, то суммарный "сырой" балл
может быть равен 100, если не отмечены пункты
"не знаю".
Если испытуемый дает все ответы
в форме "может быть", то его "сырая"
оценка может составить 50 баллов в случае
отсутствия ответов "не знаю". Конечная
количественная выраженность того или
иного фактора определяется путем суммирования
всех ответов, совпадающих с ключом, и
ответов "может быть" (+1) и вычитания
из этой суммы всех ответов "не знаю"
(-1 балл).