Фундаментальная характеристика человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:09, реферат

Краткое описание

Вопрос о сущности, главном качестве человек пока не нашел в философии своего адекватного решения. Здесь имеется целая мозаика представлений о феномене: сущность человека образует разум (Декарт, Гегель), инстинкты (Ницше, Фрейд), противоречие, имманентное человеческому бытию (Фромм); дух, охватывающий разум, эмоции, волю (Шелер); социальное качество, а не его абстрактная природа (Маркс) и др.

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 32.04 Кб (Скачать)

Якутский  финансово-экономический колледж  имени И.И.Фадеева ФГОУ ВПО

«Академия бюджета и казначейства Минфина  РФ» 
 
 
 
 
 

Реферат по философии

на  тему

«Фундаментальная  характеристика человека» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы 2Г-2 
 
 
 

г. Якутск 2011г.

    ВЕДЕНИЕ 

         Считается, что родоначальником философиии человека был Сократ. Он впервые поставил в центр своих филосовских представлений проблему сущности и смысла человеческого бытия. С той поры изучением человека и его предназначением занимались многие философы разной мировоззренческой ориентации. 

         Вопрос  о сущности, главном качестве человек  пока не нашел в философии своего адекватного решения. Здесь имеется целая мозаика представлений о феномене: сущность человека образует разум (Декарт, Гегель), инстинкты (Ницше, Фрейд), противоречие, имманентное человеческому бытию (Фромм); дух, охватывающий разум, эмоции, волю (Шелер); социальное качество, а не его абстрактная природа (Маркс) и др. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Фундаментальная характеристика человека. 

     Теоцентристы соотносили природу человека с божественной сущностью или принципиально непостижимой тайной.

      Природоцентристы рассматривали человека как частицу Вселенной, которая наделена особым качеством – разумом.

      Антропоцентристы оценивали весь мир через человека, считая его наивысшей ценностью. Эта точка зрения содействовала появлению философской антропологии, которая была концептуально оформлена в трудах Шелера.

    Макс  Шелер (1874 – 1928) – немецкий философ,

     инициатор  фундаментальной науки о человеке,

     новой  этики, новой социологии

     феноменолого-диалектической психологии и

     антропологической  историософии.

     С  ним связывается поворот в  западной

    философии от монологизма к диалогизму.

    Основные  работы:

     «Формализм  в этике и материальная этика  ценностей»,

    «Формы  знания и общности»,

     «Сущность  и формы симпатии»,

     «Место  человека в космосе». 

         Социоцентристы исходили в понимании человека из того, что он свои свойства и ценности получает от общества. Поэтому, считали они, важно сначала изучить социальную среду, а потом уже человека.

          В конце XIX  - начале XX в. в философии жизни, феноменологии и экзистенциализме на одно из первых мест выдвинулась категория «жизни человека» , которая стала исходным пунктом всей деятельности.

          Философские взгляды мыслителей этого направления  были своего рода реакцией на рационализм  и механицизм в понимании человека и его бытия. Они определяли его  жизнь либо как поток ощущений, либо как проявление воли к власти, либо как субъективную духовность и  т.п.

          Однако  эти определения не охватывают «основные  параметры» жизни человека, которые включают не только субъективную, но и объективную реальность, не только сущность человека, но и его существование (способы жизнедеятельности). Адаптируясь к трансформациям условий жизни, человек изменяет способы своей жизнедеятельности и одновременно формирует свою сущность.

                В отечественной  философии в последнее время  сущность человека стали связывать  с духовностью, под которой понимается совокупность гносеологических, нравственных, эстетических, эмоциональных и психических  составляющих (установки, мотивации  и т.п.) его внутреннего мира.

          Как видим, в этом случае понятие «духовность» не имеет строгого определения; оно  аморфно и «размыто». Попытки  придать этому понятию конкретный характер, интерпретируя его через  понятия «дух» и «душу», не принесли желаемого результата, поскольку  они не менее расплывчаты, неоднозначны и сами нуждаются в дальнейшей разработке и конкретизации содержания.

          Сторонники  сведения сущности , по нашему мнению, допускают сущности и явления. В самом деле, если сущность человека является его главное качество, то человек как духовно-телесное явление богаче своей сущности, поскольку представляет собой единство трех взаимосвязанных компонент: биологической, психологической и социальной.

          Биологическая компонента  включает телесность, анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные  особенности, состояние здоровья человека.

          Психологическая компонента соединяет в себе ум, чувства, волю, внимание, память, воображение, мотивы, установки, потребности, характер и другие особенности психики человека.

          Социальная компонента представляет собой мировоззрение, моральные принципы, систему ценностей, социальный опыт, содержащий в знаниях, умениях и навыках человека, а также другие характеристики, связывающие его с обществом.

          В биологическом аспекте человек  выступает как особый вид Homo Sapiens. Его способности к различным видам деятельности, средняя продолжительность жизни, расовая и половая дифференциация обусловлены биологически.

          Решающее  значение в жизни человека имеет  удовлетворение биологических потребностей (пища, вода ,продолжение рода, сон и т.д.), призванных обеспечить его физическое существование и создать предпосылки для формирования высших духовных потребностей.

          Прирожденным  свойством индивида  является сила нервной системы. Причем слабый ее тип не менее ценен, чем ильный: первый способен и к быстрому различению смыслов, второй – к устойчивости в экстремальных ситуациях.

          Биолого-физиологические  механизмы лежат в основе активности  сознания и поведения человека, что  доказали в своих исследованиях  физиологи Ухтомский (учение о доминанте) и Павлов (учение о безусловном  и условном рефлексах).

          Одним из перспективных направлений развития биологии человека является генетика, которая связана с изучением законов изменчивости и наследственности человека. Уже сегодня она может предложить ряд методов, с помощью которых можно ослабить действия генов-мутантов, вызывающих наследственные заболевания (различные анемии, нарушение обмена веществ и др.) и рождение аномальных детей. С генной инженерией связывают «исправление» действия патологического гена, а в недалеком будущем замену этого гена нормальным.

          Среди ряда биологов (неоевгенисты)  получили распространенные взгляды, касающиеся изменения генотипа человека посредством модификации его наследственности и создание условий для изменения его фенотипа. Но здесь не обойтись без проведения демаркационной линии между научными идеями и их практическим воплощением.

          Сегодня уровень развития генетики не позволяет  предвидеть все последствия «вторжения»  медицины в одну из самых интимных сторон жизни человека. В этой связи  неправомерно игнорировать биоэтику с  ее морально-этическими нормами, поскольку  изменение биологической природы  человека может использоваться в  антигуманных целях (расизм, геноцид  и д.п.)  и поставить под сомнение основные ценности человеческой жизни (родительские чувства, любовь и др.)

          От  биологических качеств человека неотделимы его психические характеристики. Психика возникает генетически и функционально на основе высшей нервной деятельности, имеет свои закономерности субъективных процессов, состояний и переживаний, не сводимых к нейрофизиологическим законам.

          Реальная  возможность развития психических  свойств, составляющих  различные  элементы духовности человека, заложена в его природных задатках. Но только «на встречах» с объективной  деятельностью, как говорил И. Сеченов, эти анатомо-физиологические задатки могут трансформироваться в способности.

          Психологическая наука до сих пор не располагает  эмпирическими данными, позволяющими установить конкретно, какие свойства психики человека, в какой степени и когда определяются наследственностью, а какие – социальной средой. Вероятно, этим и объясняется обилие общих мест в научной литературе, касающихся воспитания психических качеств.

          Все это вызывает не малые трудности  в управленческой, образовательной  и иной коммуникативной деятельности, так как воздействие на личность, не имеющее под собой фундаментального  психологического обоснования, малоэффективно, а порой может привести к непредсказуемым  последствиям.

          Социальная  компонента не сводится к психофизиологическим способностям человека, и не передается по наследству с помощью генетической программы. Она формирует посредством социальной программы, включающей всю совокупность человеческого опыта, который каждое новое поколение творчески перерабатывает и усваивает.

          Важнейшим механизмом передачи социальной программы  является система образования, обеспечивающая связь и преемственность поколений, духовное развитие каждого отдельного индивида и общества в целом.

          Итак, человек как явление представляет собой единство биологического, психического и социального. Между этими компонентами существуют координация и субординация, что обусловлено соответствующими отношениями между структурными  уровнями организациями материи и формами ее движения. Так как высшим уровнем структурной организации материи является ее социальная форма, включающая в «снятом» виде все другие формы, то логично предположить, что высшим уровнем развития человека, является социальная компонента, которая детерминирует развитие двух других компонент.

          Так биологическая компонента человека в значительной мере сформировалась под влиянием социальных факторов, в первую очередь, его трудовой деятельности (прямохождение,  членораздельная речь, сложное строение мозга и т.д.) с помощью социальных средств поддерживается жизнедеятельность человеческого организма (удовлетворение витальных потребностей, сохранение здоровья и др.); социальным фактором обусловлено и развитие психики индивида.

          Таким образом, именно социальное качество, фундирующее все остальные качества, образует сущность человека, появление  которой носит противоречивый характер.

          Так, в антропогенезе вначале преобладает  биологическое, природное при минимальной роли социального. В конце этого процесса начинает доминировать социальное при подчиненном положении биологического.

          Такую же противоречивую картину наблюдать  и в онтогенезе. Известно, что  в подростковый период отмечается влияние акселерации, проявляющееся в том, что темпы физического развития резко опережают темпы психического и социального развития личности. Однако это опережение преходяще. Уже в юности значительно ускоряется психическое развитие и стабилизируется физическое развитие. При этом оба возрастных периода характеризуются тем, что здесь свою ведущую роль сохраняет социальная компонента. Это связано прежде всего с тем, что рационально организованное воспитание способно управлять процессами формирования личности.

          Данные  факты подтверждают необходимость  изучения основных компонент человека в их тесной взаимосвязи, сообразно  «идее целого».

          Так называемый функциональный подход, по сути дела, расщепляющий личность на отдельные свойства и качества, ведет либо к биологизаторству, либо к психологизму, либо к социологизаторству.

          Преувеличение роли биологического фактора в развитии человека свойственно, например, бихевиоризму, представители которого считают, что поведение человека построено на секреторных и мышечных реакциях, детерминированных внешними стимулами.

          Гипертрофия психологических способностей человека характерна для неофрейдизма, где в основу человеческого поведения кладутся неинстинктивные страсти.

          Сведение  целостного человека лишь к совокупности общественных отношений отличает догматический марксизм, где человек понимается как формируемый обществом субстрат, отчужденный от своих психофизиологических особенностей.

Информация о работе Фундаментальная характеристика человека