Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:09, реферат
Вопрос о сущности, главном качестве человек пока не нашел в философии своего адекватного решения. Здесь имеется целая мозаика представлений о феномене: сущность человека образует разум (Декарт, Гегель), инстинкты (Ницше, Фрейд), противоречие, имманентное человеческому бытию (Фромм); дух, охватывающий разум, эмоции, волю (Шелер); социальное качество, а не его абстрактная природа (Маркс) и др.
Якутский
финансово-экономический
«Академия
бюджета и казначейства Минфина
РФ»
Реферат по философии
на тему
«Фундаментальная
характеристика человека»
Выполнила:
студентка группы 2Г-2
г. Якутск 2011г.
ВЕДЕНИЕ
Считается,
что родоначальником философиии
человека был Сократ. Он впервые поставил
в центр своих филосовских представлений
проблему сущности и смысла человеческого
бытия. С той поры изучением человека и
его предназначением занимались многие
философы разной мировоззренческой ориентации.
Вопрос
о сущности, главном качестве человек
пока не нашел в философии своего
адекватного решения. Здесь имеется
целая мозаика представлений о феномене:
сущность человека образует разум (Декарт,
Гегель), инстинкты (Ницше, Фрейд), противоречие,
имманентное человеческому бытию (Фромм);
дух, охватывающий разум, эмоции, волю
(Шелер); социальное качество, а не его
абстрактная природа (Маркс) и др.
Фундаментальная
характеристика человека.
Теоцентристы соотносили природу человека с божественной сущностью или принципиально непостижимой тайной.
Природоцентристы рассматривали человека как частицу Вселенной, которая наделена особым качеством – разумом.
Антропоцентристы оценивали весь мир через человека, считая его наивысшей ценностью. Эта точка зрения содействовала появлению философской антропологии, которая была концептуально оформлена в трудах Шелера.
Макс Шелер (1874 – 1928) – немецкий философ,
инициатор
фундаментальной науки о
новой этики, новой социологии
феноменолого-диалектической психологии и
антропологической историософии.
С ним связывается поворот в западной
философии от монологизма к диалогизму.
Основные работы:
«Формализм в этике и материальная этика ценностей»,
«Формы знания и общности»,
«Сущность и формы симпатии»,
«Место
человека в космосе».
Социоцентристы исходили в понимании человека из того, что он свои свойства и ценности получает от общества. Поэтому, считали они, важно сначала изучить социальную среду, а потом уже человека.
В конце XIX - начале XX в. в философии жизни, феноменологии и экзистенциализме на одно из первых мест выдвинулась категория «жизни человека» , которая стала исходным пунктом всей деятельности.
Философские взгляды мыслителей этого направления были своего рода реакцией на рационализм и механицизм в понимании человека и его бытия. Они определяли его жизнь либо как поток ощущений, либо как проявление воли к власти, либо как субъективную духовность и т.п.
Однако эти определения не охватывают «основные параметры» жизни человека, которые включают не только субъективную, но и объективную реальность, не только сущность человека, но и его существование (способы жизнедеятельности). Адаптируясь к трансформациям условий жизни, человек изменяет способы своей жизнедеятельности и одновременно формирует свою сущность.
В отечественной философии в последнее время сущность человека стали связывать с духовностью, под которой понимается совокупность гносеологических, нравственных, эстетических, эмоциональных и психических составляющих (установки, мотивации и т.п.) его внутреннего мира.
Как
видим, в этом случае понятие «духовность»
не имеет строгого определения; оно
аморфно и «размыто». Попытки
придать этому понятию
Сторонники сведения сущности , по нашему мнению, допускают сущности и явления. В самом деле, если сущность человека является его главное качество, то человек как духовно-телесное явление богаче своей сущности, поскольку представляет собой единство трех взаимосвязанных компонент: биологической, психологической и социальной.
Биологическая компонента включает телесность, анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности, состояние здоровья человека.
Психологическая компонента соединяет в себе ум, чувства, волю, внимание, память, воображение, мотивы, установки, потребности, характер и другие особенности психики человека.
Социальная компонента представляет собой мировоззрение, моральные принципы, систему ценностей, социальный опыт, содержащий в знаниях, умениях и навыках человека, а также другие характеристики, связывающие его с обществом.
В биологическом аспекте человек выступает как особый вид Homo Sapiens. Его способности к различным видам деятельности, средняя продолжительность жизни, расовая и половая дифференциация обусловлены биологически.
Решающее значение в жизни человека имеет удовлетворение биологических потребностей (пища, вода ,продолжение рода, сон и т.д.), призванных обеспечить его физическое существование и создать предпосылки для формирования высших духовных потребностей.
Прирожденным свойством индивида является сила нервной системы. Причем слабый ее тип не менее ценен, чем ильный: первый способен и к быстрому различению смыслов, второй – к устойчивости в экстремальных ситуациях.
Биолого-физиологические механизмы лежат в основе активности сознания и поведения человека, что доказали в своих исследованиях физиологи Ухтомский (учение о доминанте) и Павлов (учение о безусловном и условном рефлексах).
Одним
из перспективных направлений
Среди ряда биологов (неоевгенисты) получили распространенные взгляды, касающиеся изменения генотипа человека посредством модификации его наследственности и создание условий для изменения его фенотипа. Но здесь не обойтись без проведения демаркационной линии между научными идеями и их практическим воплощением.
Сегодня
уровень развития генетики не позволяет
предвидеть все последствия «вторжения»
медицины в одну из самых интимных
сторон жизни человека. В этой связи
неправомерно игнорировать биоэтику с
ее морально-этическими нормами, поскольку
изменение биологической
От
биологических качеств человека
неотделимы его психические
Реальная возможность развития психических свойств, составляющих различные элементы духовности человека, заложена в его природных задатках. Но только «на встречах» с объективной деятельностью, как говорил И. Сеченов, эти анатомо-физиологические задатки могут трансформироваться в способности.
Психологическая наука до сих пор не располагает эмпирическими данными, позволяющими установить конкретно, какие свойства психики человека, в какой степени и когда определяются наследственностью, а какие – социальной средой. Вероятно, этим и объясняется обилие общих мест в научной литературе, касающихся воспитания психических качеств.
Все
это вызывает не малые трудности
в управленческой, образовательной
и иной коммуникативной деятельности,
так как воздействие на личность,
не имеющее под собой
Социальная компонента не сводится к психофизиологическим способностям человека, и не передается по наследству с помощью генетической программы. Она формирует посредством социальной программы, включающей всю совокупность человеческого опыта, который каждое новое поколение творчески перерабатывает и усваивает.
Важнейшим
механизмом передачи социальной программы
является система образования, обеспечивающая
связь и преемственность
Итак,
человек как явление
Так биологическая компонента человека в значительной мере сформировалась под влиянием социальных факторов, в первую очередь, его трудовой деятельности (прямохождение, членораздельная речь, сложное строение мозга и т.д.) с помощью социальных средств поддерживается жизнедеятельность человеческого организма (удовлетворение витальных потребностей, сохранение здоровья и др.); социальным фактором обусловлено и развитие психики индивида.
Таким
образом, именно социальное качество,
фундирующее все остальные
Так,
в антропогенезе вначале
Такую же противоречивую картину наблюдать и в онтогенезе. Известно, что в подростковый период отмечается влияние акселерации, проявляющееся в том, что темпы физического развития резко опережают темпы психического и социального развития личности. Однако это опережение преходяще. Уже в юности значительно ускоряется психическое развитие и стабилизируется физическое развитие. При этом оба возрастных периода характеризуются тем, что здесь свою ведущую роль сохраняет социальная компонента. Это связано прежде всего с тем, что рационально организованное воспитание способно управлять процессами формирования личности.
Данные факты подтверждают необходимость изучения основных компонент человека в их тесной взаимосвязи, сообразно «идее целого».
Так называемый функциональный подход, по сути дела, расщепляющий личность на отдельные свойства и качества, ведет либо к биологизаторству, либо к психологизму, либо к социологизаторству.
Преувеличение роли биологического фактора в развитии человека свойственно, например, бихевиоризму, представители которого считают, что поведение человека построено на секреторных и мышечных реакциях, детерминированных внешними стимулами.
Гипертрофия психологических способностей человека характерна для неофрейдизма, где в основу человеческого поведения кладутся неинстинктивные страсти.
Сведение целостного человека лишь к совокупности общественных отношений отличает догматический марксизм, где человек понимается как формируемый обществом субстрат, отчужденный от своих психофизиологических особенностей.