Фундаментальная характеристика человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:09, реферат

Краткое описание

Вопрос о сущности, главном качестве человек пока не нашел в философии своего адекватного решения. Здесь имеется целая мозаика представлений о феномене: сущность человека образует разум (Декарт, Гегель), инстинкты (Ницше, Фрейд), противоречие, имманентное человеческому бытию (Фромм); дух, охватывающий разум, эмоции, волю (Шелер); социальное качество, а не его абстрактная природа (Маркс) и др.

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 32.04 Кб (Скачать)

          Таким образом, целостность является фундаментальным качеством человека. Кроме него, индивид обладает и другими фундаментальными качествами. К ним относятся абсолютная ценность человека, его уникальность и универсальность.

          Абсолютная  ценность человека проявляется в  том, как отмечал Кант, что «в природе  все, что угодно, над чем мы имеем  власть, может служить над средством, и только человек, и с ним всякое разумное существо есть цель в себе. . . не как средство для той или другой воли» К сожалению, современное общество еще далеко от признания этой истины. Может быть, в этом и состоит одна из главных причин стольких бед и потерь.

          Уникальность  человека связана с неповторимостью  его природных задатков и социальных свойств, открытости действительности, общению, диалогу. Уникальность человека связана и с незавершенностью его телесного и духовного  развития.

          Гипотеза  ряда исследователей о том, что со времен кроманьонца человек завершил свое биологическое развитие, получила достаточно обоснованное опровержение в работах Вернадского, Бычкова, Дробницкого и др. Эти ученые, опираясь на многочисленные факты, доказали, что жестокой фиксации структуры головного мозга не наблюдается, что по мере стремительного развития культуры она постоянно совершенствуется и шлифуется.

          Духовное  развитие человека также не имеет  каких-либо существенных ограничений. На каждом историческом витке люди достигают новых результатов  в развитии своей духовности, которая  никогда не принимает законченного выражения.

          Уникальность  человека состоит в том, что он морфологически способен к любому виду деятельности. Психологи утверждают, что у каждого индивида можно  развить общественнонеобходимые способности, хотя они и будут иметь качественные (своеобразие) и количественные (уровень развития) различия.

          Возможность развить общественнозначимые способности не следует абсолютизировать, так как, не ограничив себя каким-либо одним видом деятельности, человек не может рассчитывать на значительные творческие достижения. Человек всегда вынужден  отдавать приоритеты какому-то одному, наиболее важному для него, виду деятельности. Поэтому, как говорили еще в Древней Греции, человек должен знать «все об одном и многое о всем». Таким образом, универсальность человека не является абсолютной, она относительна. Универсальность предполагает, во-первых, высокий профессионализм человека, во-вторых, профессиональную мобильность, т.е. умение войти в любой круг познания, близкий для данной профессии, в-третьих, широкую общекультурную подготовку.

          Универсализм  не совместим с формированием  «односторонней» личности, ориентированной  на узкую специализацию и ремесленническое отношение к делу. Еще в эпоху  античной культуры и Ренессанса универсализм связывался с многомерной личностью, с всесторонним развитием ее телесных и духовных качеств. Этот идеал гармоничного человека с широким кругозором сохраняет  свою актуальность и сегодня.

          В философии и науке, в частности  в педагогике и психологии, получило распространение скептическое отношение к самой возможности существования в наше время такого рода идеала, что обосновывается его недостижимость в ближайшей перспективе. Однако, по мнению социолога Ядова, к идеальному типу личности (образец, к которому мы должны стремится) можно реально приближаться поэтапно, последовательно от модального типа (тип личности, существующий «здесь и теперь») через базисный тип (тип личности, который может быть сформирован в современный период), не достигая его абсолютных значений.

          Отказ от идеала гармоничной личности означал  бы дезориентацию в воспитательно-образовательной  деятельности, снижение ее эффективности. При конструировании новой парадигмы  системы воспитания вполне возможно взять за основу именно базисный тип  личности, который возможно сформировать, учитывая как модальный тип личности, так и совокупность условий микро- и макросреды, в которых существует личноcть. 

       
     
     
     
     
     

Информация о работе Фундаментальная характеристика человека