Психологическая характеристика способностей человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1.Изучить понятие способностей в психологии;
2. Рассмотреть классификацию способностей;
3.Проанализировать основные психологические теории способностей личности;
4. Провести исследование по изучению интеллектуальных способностей и креативности.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Понятие способностей в психологии 5
1.2. Классификация способностей 9
1.3. Психологические теории способностей 13
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ 18
2.1. Методы диагностики интеллекта и креативности 18
2.2. Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта и креативности 25
Вывод по 2 главе 32
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения 36

Файлы: 1 файл

ПЕЧАТЬ!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 191.59 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология: Учебник для студентов  вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с. 

2. Бодалев А. А. О направлениях  и задачах научной разработки  проблемы способностей// Вопросы  психологии.-2005.- 1.-С.34-45. 

3. Барахсанова Е.А. Современные  подходы на основе использования  интеллектуальных игр в образовании. - М.: Педагогический эксперимент, 2006. - 156 с. 

4. Божович Л.И. Проблемы  формирования личности. /Под редакцией  Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во "Институт  практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",1997. - 352 с. 

5. Брунер Дж. О познавательном  развитии //Исследование развития  познавательной деятельности.- М.: Наука, 1971, C. 25-99. 

6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. центр "Академия", 2007. - 624 с. 

7. Гусева Е. П. Особенности  свойств нервной системы у  подростков и их соотношения  с некоторыми характеристиками  познавательной деятельности: Автореф. канд. дис.- М.: МГУ, 2005.-36 с. 

8. Завалишина Д. Н. Психологическая  структура способностей //Развитие  и диагностика способностей.- М.: Наука,1991, С.99-112.

9. Игнатенко А. М. Возрастные  особенности памяти учащихся  среднего и старшего школьного  возраста: Автореф. канд. дис.- Л.: ЛГУ, 1972.- 24 с.

10. Лейтес Н. С. Проблема  соотношения возрастного и индивидуального  в способностях школьников // Вопросы  психологии -1985. - 1. -C. 9-19. 

11. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 608 с. 

12. Развитие высших психических  функций. Л.С. Выготский /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова.- М.: Изд. Академии пед. наук, 1960. - 498 с. 

13. Рубинштейн С. Л. Принципы  и пути развития психологии.- М.: Наука, 1959.- 256 с.

14. Теплов Б. М. Проблемы  индивидуальных различий. -М.: Наука, 1961.- 345 с. 

15. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и  диагностика способностей /Отв. ред. В.Н.Дружинин, В. Д. Шадриков.- М.: Наука,2001, С. 34-56.

16. Шадриков В. Д. Проблемы  профессиональных способностей // Психологический  журнал.- 2002.- Т. 5. - 5. -C. 13-26. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

"Диагностика  личностной креативности (Е.Е.Туник)"

Стимульный материал (список вопросов)

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (в); сложность (с) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

 

 Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «X» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не могу решить». Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «X» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ. 
 
На вопросы следует отвечать:

Да

Отчасти верно (может быть)

Heт

Не могу определить (не знаю)

 

1.Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.

2.Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

3.Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4.Мне не нравится планировать дела заранее.

5.Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6.Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

7.Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

8.Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.

9.Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10.Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11.Мне нравится заниматься чем-то новым.

12.Я люблю заводить новых друзей.

13.Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14.Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.

15.Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16.Мне больше понравилось бы жить и работать на космической Станции, чем здесь, на Земле.

17.Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18.Я люблю то, что необычно.

19.Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20.Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

21.Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22.Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23.Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

24.Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25.Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26.Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

27.Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28.Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

29.Я не люблю выступать перед группой.

30.Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31.Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32.Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33.Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

34.Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.

35.Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.

36.Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37.Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

38.Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

39.Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40.Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

41.Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42.Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

43.Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44.Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

45.Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

46.Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.

47.Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

48.Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49.Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

50.У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

 

Тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ). Первый вариант

 

Назначение теста

Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Инструкция к тесту

На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко; большинство заданий поддается решению, если вы - проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему - подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.

Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить, задачу - не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте.

Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача.

Примечания:

  • Точки обозначают количество букв в пропущенном слове. Например, (. . . .) означает, что пропущенное слово состоит из четырех букв.

  • Для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё» .

Тестовый материал

1. Выберите нужную фигуру из  четырех пронумерованных.

2. Вставьте слово, которое служило  бы окончанием первого слова  и началом второго.

ОБЫ ( . . . ) КА

3. Решите анаграммы и исключите  лишнее слово.

ААЛТЕРК 
КОЖАЛ 
ДМОНЧЕА 
ШКААЧ

4. Вставьте недостающее число.

5. Вставьте пропущенное слово.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК  
ГАРАЖ ( . . . . ) ТАБАК

6. Вставьте пропущенное число.

196  (25)  324 
325  (  )  137

7. Продолжите ряд чисел.

18  10  6  4  ?

8. Решите анаграммы и исключите  лишнее слово.

НИАВД 
СЕОТТ 
СЛОТ 
ЛЕКСОР

9. Выберите нужную фигуру из  пронумерованных.

            10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.

11. Вставьте недостающую букву.

Щ  Ц  Т  П  Л  ?

12. Вставьте слово, которое служило  бы окончанием первого слова  и началом второго.

ME ( . . . ) ОЛАД

13. Вставьте пропущенное число.

14. Вставьте недостающее число.

4  9  20 
8  5  14 
10  3  ?

15. Вставьте недостающее число.

16  (27)  43 
29  (  )  56

               16. Вставьте недостающие буквы.

            17. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

 

 

               18. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.

19. Вставьте пропущенное число.

6  11  ?  27

20. Вставьте пропущенное число.

12  (56)  16 
17  (  )  21

21. Вставьте пропущенное слово.

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ 
КОСЯК ( . . . . ) МИРАЖ

22. Вставьте слово, которое служило  бы окончанием первого слова  и началом второго.

ПРИК ( . . . ) ЬЯ

23. Решите анаграммы и исключите  лишнее слово.

ЖААРБ 
ТЯХА 
НУССК 
КОДАЛ

24. Вставьте слово, которое означало  бы то же, что и слова, стоящие  вне скобок.

РУКА ( . . . . . ) ГРОЗДЬ

25. Вставьте пропущенную букву.

А  Г  Ж 
Г  З  Л 
З  М  ?

26. Вставьте пропущенные буквы.

               27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.

                      28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.

                    29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.

30. Вставьте пропущенное слово.

КНИГА (АИСТ) САЛАТ 
ПОРОГ ( . . . . ) ОМЛЕТ

31. Вставьте слово, которое означало  бы то же, что и слова, стоящие  вне скобок.

КАРТОЧНАЯ ИГРА ( . . . . ) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ

 

32. Вставьте пропущенное число.

1 8 27 ?

33. Вставьте пропущенное слово.

ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА 
ОЛИМП ( . . . . ) КАТЕР

34. Решите анаграммы и исключите  липшее слово.

АТСЕН 
ТИВОНКР 
РАКЫШ 
КООН

35. Вставьте пропущенную букву  и пропущенное число.

36. Вставьте слово, которое означало  бы то же, что и она, стоящие  вне скобок.

ЗАЛИВ ( . . . . ) ЧАСТЬ ЛИЦА

37. Вставьте пропущенное слово.

ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА 
РЫНОК ( . . . . ) ОСАДА

38. Выберите нужную фигуру из  шести пронумерованных 

           39. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

 

40. Выберите нужную фигуру из  четырех пронумерованных

Ключ к тесту

Информация о работе Психологическая характеристика способностей человека