Психологическая характеристика способностей человека
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:10, курсовая работа
Краткое описание
Задачи работы: 1.Изучить понятие способностей в психологии; 2. Рассмотреть классификацию способностей; 3.Проанализировать основные психологические теории способностей личности; 4. Провести исследование по изучению интеллектуальных способностей и креативности.
Оглавление
Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 5 1.1. Понятие способностей в психологии 5 1.2. Классификация способностей 9 1.3. Психологические теории способностей 13 Выводы по 1 главе 17 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ 18 2.1. Методы диагностики интеллекта и креативности 18 2.2. Анализ и оценка результатов уровня развития интеллекта и креативности 25 Вывод по 2 главе 32 Заключение 33 Список литературы 34 Приложения 36
Актуальность
исследования. В настоящее время вопрос о
способностях человека и их роли в развитии
человечества не перестает быть актуальным.
И одна из причин этой актуальности в том,
что эта проблема связана с самой глубинной
сущностью человека, c ее соотношением
с природой человека.
Общеизвестным и общепризнанным
можно считать факт, что основная трудность
в развитии исследований способностей
связана с определением того, что есть
способности. На донаучном, интуитивном
уровне понимание последних не представляет
принципиальных трудностей. Однако над
научной разработкой проблемы способностей
в какой-то мере еще довлеют мнения, сложившиеся
в предшествующий период.
Еще со времен Аристотеля и
средневековой схоластики способности
рассматривались как некоторые скрытые
"качества", "силы", "сущности"
и т.п. Конечно, современная психология
в понимании этих "сущностей" продвинулась
вперед, но, тем не менее, какой-то элемент
таинственности все же присутствует в
изучении способностей. На состояние проблемы
накладывает свой отпечаток и осуждение
теологии, резко затормозившее изучение
способностей отечественными психологами
в советский период.
Указывая на недостаточную
определенность понятия "способность",
исследователи активно занимались изучением
строения специальных способностей: музыкальных,
педагогических, технических, математических
и т.д. В результате психология способностей
обогатилась большим количеством содержательных
исследований не раскрывающих однако,
самого понятия "способности". Следует
отметить, что и в других науках очень
многие понятия, оставались в течение
длительного периода без дефиниций или
вообще определялись неправильно.
Таким образом, выбранную тему: «Психологическая характеристика
способностей», можно считать актуальной
на сегодняшний день»
Объект
исследования - способности человека.
Предмет
исследования - психологическая характеристика
способностей.
Гипотеза
исследования - предположим, что уровень развития
интеллекта влияет на уровень развития
творческого мышления.
Исходя
из поставленной цели, была выдвинуты
следующие задачи:
1.Изучить понятие способностей
в психологии;
2. Рассмотреть классификацию
способностей;
3.Проанализировать основные
психологические теории способностей
личности;
4. Провести исследование по
изучению интеллектуальных способностей
и креативности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СУЩНОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Понятие способностей
в психологии
Способности человека, разные
их типы и степени, относятся к важнейшим
и сложнейшим проблемам психологии. Однако,
научная разработка вопроса о способностях
ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии
не существует единого определения способностей.
По Б.М. Теплову, способности
- это индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого
[14].
С.Л. Рубинштейн понимает под
способностями пригодность к определённой
деятельности [13].
Способность - это готовность
индивида к выполнению какого-либо действия;
годность - имеющийся потенциал для выполнения
какой-либо деятельности или возможность
достичь определённого уровня развития
способности.
Когда говорят о способностях
человека, то имеют в виду его возможности
в той или иной деятельности. Эти возможности
приводят как к значительным успехам в
овладении деятельностью, так и к высоким
показателям труда. При прочих равных
условиях (уровень подготовленности, знания,
навыки, умения, затраченное время, умственные
и физические усилия) способный человек получает максимальные
результаты по сравнению с менее способными
людьми.
Высокие достижения способного
человека являются результатом соответствия
комплекса его нервно - психических свойств
требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна
и многогранна. Она предъявляет различные
требования к психическим и физическим
силам человека. Если наличная система
свойств личности отвечает этим требованиям,
то человек способен успешно и на высоком
уровне осуществлять деятельность. Если
такого соответствия нет, то у индивида
обнаруживается неспособность к данному
виду деятельности. Вот почему способность
нельзя свести к одному какому-либо свойству
(хорошее цветоразличение, чувство пропорции,
музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез
свойств человеческой личности.
Таким образом, способность
можно определить как синтез свойств человеческой
личности, отвечающий требованиям деятельности
и обеспечивающий высокие достижения
в ней [11].
Наблюдая школьников, учитель
не без основания считает, что одни более
способны к учению, другие менее способны.
Бывает так, что ученик способен к математике,
но плохо выражает свои мысли в устной
и письменной речи или проявляет способности
к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным
наукам, но ему трудно даются математика,
физика, изучение техники.
Способностями называются такие
психические качества, благодаря которым
человек сравнительно легко приобретает
знания, умения и навыки и успешно занимается
какой-либо деятельностью. Способности
не сводятся к знаниям, умениям и навыкам,
хотя проявляются и развиваются на их
основе. Поэтому надо быть очень осторожными
и тактичными в определении способностей
учащихся, чтобы не принять слабое знание
ребенка за отсутствие у него способностей.
Подобные ошибки иногда совершались даже
в отношении будущих крупных ученых, которые
по каким-то причинам плохо учились в школе.
По этой же причине неправомерны выводы
о способностях только на основании некоторых
свойств, которые доказывают не низкие
способности, а недостаток знаний.
Способности - это возможность,
а необходимый уровень мастерства в том
или ином деле - это действительность.
Выявившиеся у ребенка музыкальные способности
ни в коей мере не являются гарантией того,
что ребенок будет музыкантом. Для того
чтобы это произошло, необходимо специальное
обучение, настойчивость, проявленная
педагогом и ребенком, хорошее состояние
здоровья, наличие музыкального инструмента,
нот и многих других условий, без которых
способности могут заглохнуть, так и не
развившись.
Психология, отрицая тождество
способностей и существенно важных компонентов
деятельности - знаний, навыков и умений,
подчеркивает их единство. Способности
обнаруживаются только в деятельности,
и притом только в такой деятельности,
которая не может осуществляться без наличия
этих способностей.
Нельзя говорить о способностях
человека к рисунку, если его не пытались
обучать рисовать, если он не приобрел
никаких навыков, необходимых для изобразительной
деятельности. Только в процессе специального
обучения рисунку и живописи может выясниться,
есть ли у обучающегося способности. Это
обнаружится в том, насколько быстро и
легко он усваивает приемы работы, цветовые
отношения, учится видеть прекрасное в
окружающем мире.
Способности обнаруживаются
не в знаниях, умениях и навыках, как таковых,
а в динамике их приобретения, т.е. в том,
насколько при прочих равных условиях
быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется
процесс овладения знаниями и умениями,
существенно важными для данной деятельности.
И именно здесь обнаруживаются те различия,
которые дают нам право говорить о способностях
[8].
Таким образом, способности
- это индивидуально-психологические особенности
личности, являющиеся условиями успешного
осуществления данной деятельности и
обнаруживающие различия в динамике овладения
необходимыми для нее знаниями, умениями
и навыками. Если определенная совокупность
качеств личности отвечает требованиям
деятельности, которой овладевает человек
на протяжении времени, педагогически
обоснованно отведенною на её освоение,
то это даёт основание заключать о наличии
у него способностей к данной деятельности.
И если другой человек при прочих
равных условиях не справляется с требованиями,
которые предъявляет ему деятельность,
то это дает основание предполагать у
него отсутствие соответствующих психологических
качеств, другими словами, отсутствие
способностей.
Классификация способностей
Классификаций способностей
человека довольно много. В первую очередь
необходимо различать природные, или естественные,
способности и специфические человеческие
способности, имеющие общественно-историческое
происхождение. Многие из природных способностей
являются общими у человека и у животных,
особенно высших, например - обезьян.
Такими элементарными способностями
являются восприятие, память, мышление,
способность к элементарным коммуникациям
на уровне экспрессии. Эти способности
непосредственно связаны с врожденными
задатками, но не тождественны им, а формируются
на их основе при наличии элементарного
жизненного опыта через механизмы научения
типа условно-рефлекторных связей.
У человека, кроме биологически
обусловленных, есть способности,
обеспечивающие его жизнь и развитие в
социальной среде. Это общие и
специальные высшие интеллектуальные
способности, основанные на пользовании
речью и логикой, теоретические и практические,
учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают
те, которыми определяются успехи человека
в самых различных видах деятельности.
К ним, например, относятся умственные
способности, тонкость и точность ручных
движений, развитая память, совершенная
речь и ряд других. Специальные способности
определяют успехи человека в специфических
видах деятельности, для осуществления
которых необходимы
задатки особого рода и их развитие [7].
К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные,
художественно-творческие,
спортивные и ряд других. Наличие у человека
общих способностей не исключает развития
специальных и наоборот. Нередко общие
и специальные способности сосуществуют,
взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические и практические
способности отличаются тем, что первые
предопределяют склонность человека к
абстрактно-теоретическим размышлениям,
а вторые - к конкретным, практическим
действиям. Такие способности, в отличие
от общих и специальных, напротив, чаще
не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь
только у одаренных, разносторонне талантливых
людей.
Учебные и творческие способности
отличаются друг от друга тем, что первые
определяют успешность обучения и воспитания,
усвоения человеком знаний, умений, навыков,
формирования качеств личности, в то время
как вторые - создание предметов материальной
и духовной культуры, производство новых
идей, открытий и изобретений, словом -
индивидуальное творчество в различных
областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию
с людьми, а также предметно - деятельностные,
или предметно-познавательные, способности
- в наибольшей степени социально обусловлены.
В качестве примеров способностей первого
вида можно привести речь человека как
средство общения (речь в ее коммуникативной
функции), способности межличностного
восприятия и оценивания людей, способности
социально-психологической адаптации
к различным ситуациям, способности входить
в контакт с различными людьми, располагать
их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
До сих пор в психологии преимущественное
внимание обращалось именно на предметно
- деятельностные способности, хотя способности
межличностного характера имеют не меньшее
значение для психологического развития
человека, его социализации и приобретения
им необходимых форм общественного поведения.
Без владения речью как средством общения,
например, без умения адаптироваться к
людям, правильно воспринимать и оценивать
их самих и их поступки, взаимодействовать
с ними и налаживать хорошие взаимоотношения
в
различных социальных ситуациях, нормальная
жизнь и психическое развитие человека
были бы просто невозможными. Отсутствие
у человека такого рода способностей явилось
бы непреодолимой преградой как раз на
пути превращения его из биологического
существа в социальное.
И межличностные, и предметные
способности взаимно дополняют друг друга.
Благодаря их сочетанию человек получает
возможность развиваться полноценно и
гармонично.
Определяют успешность выполнения
какой-либо деятельности не отдельные
способности, а лишь их удачное сочетание,
именно такое, какое для данной деятельности
необходимо. Практически нет такой деятельности,
успех в которой определялся бы лишь одной
способностью. С другой стороны, относительная
слабость какой-нибудь одной способности
не исключает возможности успешного выполнения
той деятельности, с которой она связана,
так как недостающая способность может
быть компенсирована другими, входящими
в комплекс, обеспечивающий данную деятельность
[1].
К примеру, слабое зрение частично
компенсируется особым развитием слуха
и кожной чувствительности.
Способности не только совместно
определяют успешность деятельности,
но и взаимодействуют друг с другом, оказывая
влияние друг на друга. Сочетание различных
высокоразвитых способностей называют
одаренностью, и эта характеристика относится
к человеку, способному ко многим различным
видам деятельности.
Многоплановость и разнообразие
видов деятельности, в которые
одновременно включается человек, выступает
как одно из важнейших условий комплексного
и разностороннего развития его способностей.
В этой связи следует обсудить основные
требования, которые предъявляются к деятельности,
развивающей способности человека. Эти
требования следующие: творческий характер
деятельности, оптимальный уровень ее
трудности для исполнителя, должная мотивация
и обеспечение положительного эмоционального
настроя в ходе и по окончании выполнения
деятельности.