Психодиагностика персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методов диагностики психических состояний в профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности психического состояния;
2. изучить классификацию психических состояний;
3. установить взаимосвязь между психическими состояниями и психическими свойствами;
4. исследовать влияние психического состояния на профессиональную деятельность.

Файлы: 1 файл

курсовая по ПД.docx

— 71.20 Кб (Скачать)

     2. Праксические – как реакция на объем расходования рабочей силы для достижения своих целей (возникающие в процессе трудовой деятельности – утомление, напряжение, монотония, тревожность, стресс, функциональный комфорт, отсутствие мотивации, индифферентное состояние). Праксические состояния вызываются наличием целевого и материально-информационного обеспечения расходования рабочей силы в процессе трудовой деятельности:

     – энергичность – утомленность (состояние, появляющееся при исполнении работы с ясно определенными целью и наличием средств деятельности, но результат которой требует продолжительных усилий);

     – расслабленность – напряженность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известной целью и очевидным результатом, но с неопределенными средствами ее достижения);

     – спокойствие – тревожность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известным результатом, но с неясно определенной целью и средствами ее достижения);

     – хладнокровие – стресс (состояние, возникающее в деятельности, где точно определена ее цель, но ничего не известно о средствах ее выполнения и результате, который может быть опасным для работника)8.

     3. Мотивационные  – как реакция на характер межличностных отношений в обществе между участниками политического процесса ( связанные с осознанием своей причастности, необходимости, полезности всему обществу и конкретному человеку: атараксия и волнение, радость и горе, наслаждение и страдание, эйфория и гнев, экстаз и ярость и др.); Психические состояния этого вида появляются в процессе межличностного взаимодействия и вызываются мерой гармонии, обнаруживаемой в его процессе. В группу мотивационных состояний входят:

     – симпатия – антипатия (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа уравновешенности: соотнесения статики и динамики проявления его природных и культурных характеристик с проявлением своих собственных характеристик );

     – синтонии – асинтонии (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа соразмерности его чувств, представлений, мыслей, восприятия действительности со своими собственными чувствами, представлениями, мыслями, восприятием);

     – восхищения и возмущения (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения повторяемости в пластике его движений, мимики, речи, в манере держаться, со своей собственной пластикой и тональностью);

     – любовь и ненависть (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения взаимной соподчиненности, которая проявляется в соизмеримости кратности усилий в совместных действиях и их согласованности во временном масштабе).

     4. Гуманитарные, как реакция на  качества политической информации, сопровождающие процесс познания политической картины мира. По нашей классификации, к психическим состояниям, обусловленным интенсивными поисками информации, установлением ее истинности, доказательством ее валидности и относятся антонимичные пары состояний:

     – терпимость – принципиальность (состояние, вызываемое реакцией на прагматичность информации, необходимой и достаточной для получения реального результата);

     – расположенность – критичность (состояние, вызываемое реакцией на доказательность информации, ее достоверность и ясность для получателя);

     – общительность – замкнутость (состояние, вызываемое реакцией на конструктивность информации, организованной по согласованным правилам и предназначенной для практической реализации);

     – комформность – фанатичность (состояние, вызываемое реакцией на рациональность информации, представляющую из себя полную систему для достижения конкретной общественной цели.

     Психические состояния в зависимости от целей  их изучения различают по критериям:

       а) преобладания в психических  состояниях вызывающего их психического процесса;

       б) вида деятельности, в котором  проявляются психические состояния;  в) влияния психических состояний  на деятельность.

     При этом многие из состояний могут входить  в каждую из этих групп.

     По  преобладанию психических процессов  психические состояния делятся  на гностические, эмоциональные и  волевые.

     Гностические  психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность.

     Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект.

     М.Г. Юсупов выделяет следующие волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие9.

     Все эти состояния подобны соответствующим  психическим процессам и свойствам  личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.

     По  видам деятельности учащихся их психические  состояния делятся на трудовые, учебные  и спортивные.

     Трудовые  психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение.

     Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие.

     Ю.А. Киселев указывает на следующие спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность10.

     Таким образом, психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние. Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности.

 

     1.3 Психические состояния и психические свойства

     По  своему динамическому характеру психические состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами. Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности. В первую очередь интересует взаимосвязь между психическими состояниями и свойствами, не в последнюю очередь из-за того, что свойства в гораздо большей степени поддаются непосредственному распознаванию, нежели процессы, а главным образом из-за того, что неврожденные свойства человека являются статистической мерой проявления тех или иных параметров психических состояний, либо их совокупностей (конструктов).

     Согласно  В. Далю состояние понимается как  положение, в каком кто или  что состоит, находится, есть отношения  предмета. Исходя из этого, а также  из положения В.А. Ганзена о том, что человек, в каждый момент времени  находится в одном-единственном актуальном психическом состоянии, определяем психические состояния как временной срез психики человека, отражающий общие особенности статики и динамики психической жизни в данный момент. Это определение несколько расходится с привычкой некоторых ученых говорить о том или ином состоянии, когда некоторая совокупность особенностей психической жизни характеризуется устойчивостью, инвариантностью, реактивностью11.

     Примером  такого подхода может служить  следующее: психическое состояние личности характеризуется единством его динамичных и инвариантных характеристик. Сохраняя некоторую однородность своих характеристик на протяжении какого-либо временного периода, т.е. временную свою стабильность, психическое состояние вместе с тем в пределах этих характеристик изменчиво по силе, глубине, напряженности, переходит из одной фазы в другую.

     На  необходимость привлечения категории психического состояния для понимания свойств указывают А.О. Прохоров, и Н.Д. Левитов. Чтобы понять черту характера, надо сначала ее точно описать, проанализировать и объяснить как временное состояние. Только после такого исследования можно ставить вопрос об условиях закрепления данного состояния, его устойчивости в структуре характера, а также А.Ц. Пуни– состояние можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсменов, на фоне которых развертывается динамика психических процессов. Указание на то, что психические свойства есть лишь статистическая мера проявления психического состояния, есть и у А.Г. Ковалева: «Психические состояния нередко становятся типичными для данной личности, характерными для данного человека. В типичных для данного человека состояниях находят свое выражение психические свойства личности»12.

     А.К. Перов считает, что если психический процесс и состояние имеют существенное значение для человека, то они в конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки. О том, что фазовые состояния могут маскировать и демаскировать тип нервной системы, писал П.П. Распопов.

     О влиянии отрицательных эмоциональных  состояний на формирование отрицательных  черт характера на примере неврозов сообщил В.Н. Мясищев.

     Имеются также экспериментальные данные о связи психических состояний и свойств.

     Известно  также о формировании под влиянием хронического утомления тревожности (личностной), нейротизма и интроверсии; о проявлении симптомокомплексов черт личности и психических состояний в экстремальных условиях. Доказана зависимость от свойств нервной системы появления при монотонной работе либо состояния монотонии, либо психического пресыщения. О влиянии на формирование психического состояния со стороны свойств показал Б.Д. Лысков на примере состояния аффекта, который характеризуется наибольшей интенсивностью у флегматиков, интровертов и лиц с низким нейтротизмом.

     Не  будучи приобретенными, врожденные свойства также находят свое проявление в психических состояниях, могут ими компенсироваться, либо развиваться. Есть данные о связи агрессивности с наличием лишней Y-хромосомы и гипогликемией, а также уровнем тестостерона и гиповитаминозом А и С.

     В заключении отметим, что современное развитие науки все более приводит к тому, что неизменного в фенотипе становится меньше и меньше. Тем более поводов сомневаться в корректности оперирования понятиями свойств там, где их можно заменить понятиями психические состояния.

 

     Глава II. Исследование влияния психического состояния на профессиональную деятельность

     2.1 Методика диагностики  оперативной оценки  самочувствия, активности и настроения (САН)

     Опросник  САН (Приложение 1) это бланковая методика, разработанная в Первом Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова, предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

     Сущность  оценивания заключается в том, что  испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования13.

     Респонденту предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в "сырые" баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

Информация о работе Психодиагностика персонала