Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов диагностики психических состояний в профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности психического состояния;
2. изучить классификацию психических состояний;
3. установить взаимосвязь между психическими состояниями и психическими свойствами;
4. исследовать влияние психического состояния на профессиональную деятельность.
Самыми общими характеристиками слабо выраженного нервно-психического напряжения выступают мобилизация психической деятельности , повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъёма морально-психических , душевных и физических сил. Если при этом и наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем, то они как бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели. Таким образом, при слабо выраженном нервно-психическом напряжении не только отчётливо проявляются мотивация к достижению цели, стремление к энергичным действиям, но и испытывается удовлетворение от самой деятельности. У респондентов не возникает противоречия между отношением к желаемой цели и отношением к нередко нелёгкому труду на пути к её достижению и поэтому эффективность и продуктивность их деятельности оказываются высокими.
При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги :
– возрастает эффективность основных свойств внимания: увеличивается его объём, внимание становится более устойчивым, усиливается способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость. Повышение продуктивности функций внимания связано ещё и с некоторым уменьшением переключаемости внимания, что обеспечивает сосредоточенность индивида на решении главных задач, стоящих перед ним в данной экстремальной ситуации;
– изменяется функция памяти, хотя модификация мнемической функции при напряжении не имеет столь отчётливого и целостного положительного характера, как функция внимания. Если объём кратковременного запоминания увеличивается, то способность индивида к долговременному вербальному сохранению, либо практически остаётся прежней, либо обнаруживает тенденцию к снижению;
– увеличивается продуктивность логического мышления. Повышение продуктивности логического мышления как одной из самых важных психических функций надлежит связывать с активизацией других психических процессов. Можно сказать наблюдается повышение эффективности когнитивной деятельности в целом, несмотря на неоднонаправленность межфункциональных характеристик отдельных видов когнитивных процессов.
– повышается продуктивности , увеличивается точность движений , уменьшается количество ошибок.
Отметим, что умеренная степень нервно-психического напряжения характеризуется практически всеобъемлющим повышением качества и эффективности психической деятельности и представляет такую форму психического состояния индивида, при которой со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели, к выполнению той или иной работы.
Таким
образом, на основе проведенных
Заключение
Психические
состояния возникают как
Динамические
изменения психических
Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.
Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т. д.
Важное
значение для эффективности
Список использованной литературы
1.Алешина, Е.А. Социально-психологические методы исследования: Спец. практикум по социальной психологии [Текст] / · Е.Ю.Алешина, П.Я.Гозман, Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во московского университета, 2007. – 120 с.
2.Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006 – 351с.
3.Ганзен, В.А. Систематика психических состояний человека // Вестник Ленинградского университета. – 2007. – № 1 – С.47–55.
4.Дикая, Л.Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния // Психологический журнал. – 2008. – № 6. – С. 28–38.
5.Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности: Учебное пособие [Текст] / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2007 – 560 с.
6.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник [Текст] / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2008. – 313с.
7.Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека: Учебное пособие [Текст] / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
8.Киселев, Ю.Я. Теоретические и прикладные проблемы психических состояний в спорте // Психологический журнал. – 2007. – № 5 – С. 3–25.
9.Куликов, Л.В. Психология настроения: Учебное пособие [Текст] / Л.В. Куликов. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2007.– 442с.
10.Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека: Учебное пособие [Текст] /Н.Д. Левитов – М.: Просвещение, 2008. – 238с.
11.Махнач, А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал, 2009. – №1. – С.66–75.
12.Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения: Учебное пособие [Текст] / Т.А. Немчин. – М.: Инфра, 2006. – 239с.
13.Платонов, К. К. Психология: Учебное пособие [Текст] /К.К. Платонов, Г. Г. Голубев. – М: Высшая школа, 2007. – 262с.
14.Прохоров, А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 136–145.
15.Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции: Учебное пособие [Текст] / А.О. Прохоров. – М.: Инфра, 2007. – 187с.
16.Прохоров, А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. – 2008. – №2. – С. 9–17.
17Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие [Текст] / Ред-сост. Д.Я.Райгородский.– Самара: «Бахрах», 2008. – 672 с.
18.Юсупов, М.Г. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта // Экспериментальная психология. – 2010. – №2. – С. 45–50.
16. Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных свойств личности // Психологический журнал, 1995, Т.16, №3, С.35-43.