Психодиагностика персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методов диагностики психических состояний в профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности психического состояния;
2. изучить классификацию психических состояний;
3. установить взаимосвязь между психическими состояниями и психическими свойствами;
4. исследовать влияние психического состояния на профессиональную деятельность.

Файлы: 1 файл

курсовая по ПД.docx

— 71.20 Кб (Скачать)

     Самыми  общими характеристиками слабо выраженного нервно-психического напряжения выступают мобилизация психической деятельности , повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъёма морально-психических , душевных и физических сил. Если при этом и наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем, то они как бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели. Таким образом, при слабо выраженном нервно-психическом напряжении не только отчётливо проявляются мотивация к достижению цели, стремление к энергичным действиям, но и испытывается удовлетворение от самой деятельности. У респондентов не возникает противоречия между отношением к желаемой цели и отношением к нередко нелёгкому труду на пути к её достижению и поэтому эффективность и продуктивность их деятельности оказываются высокими.

     При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги :

     – возрастает эффективность основных свойств внимания: увеличивается его объём, внимание становится более устойчивым, усиливается способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость. Повышение продуктивности функций внимания связано ещё и с некоторым уменьшением переключаемости внимания, что обеспечивает сосредоточенность индивида на решении главных задач, стоящих перед ним в данной экстремальной ситуации;

     – изменяется функция памяти, хотя модификация мнемической функции при напряжении не имеет столь отчётливого и целостного положительного характера, как функция внимания. Если объём кратковременного запоминания увеличивается, то способность индивида к долговременному вербальному сохранению, либо практически остаётся прежней, либо обнаруживает тенденцию к снижению;

     – увеличивается продуктивность логического мышления. Повышение продуктивности логического мышления как одной из самых важных психических функций надлежит связывать с активизацией других  психических процессов. Можно сказать наблюдается повышение эффективности когнитивной деятельности в целом, несмотря на неоднонаправленность межфункциональных характеристик отдельных видов когнитивных процессов.

     – повышается продуктивности , увеличивается точность движений , уменьшается количество ошибок.

     Отметим, что умеренная степень нервно-психического напряжения характеризуется практически всеобъемлющим повышением качества и эффективности психической деятельности и представляет такую форму психического состояния индивида, при которой со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели, к выполнению той или иной работы.

     Таким образом, на основе проведенных психодиагностических исследования при помощи методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), шкалы реактивной и личностной тревожности Спилберга, шкалы нервно-психического напряжения (Т.А.Немчин) была доказана гипотеза  влияния психического состояния на профессиональную деятельность. 

 

     Заключение

     Психические состояния возникают как реакция  на различные сложные жизненные  ситуации. Они обусловливают поведение  и действия, имеют различную длительность, зависящую от ситуации и возраста, а также характеризуются интенсивностью выше или ниже оптимального уровня. Состояния имеют сложный состав, структуру, ведущей составляющей психических состояний является эмоциональный компонент

     Динамические  изменения психических состояний  в сложных ситуациях деятельности характеризуются фазовыми процессами синусоидального типа, возрастанием однородности и качественной близости в ситуации высокой информационной насыщенности и значимости, повышением когерентности психологических и физиологических характеристик, а также разделением однонаправленной динамики психических процессов: в сторону стабилизации и высокой продуктивности деятельности или снижения характеристик и уменьшения их продуктивности. Установлено, что состояния обусловливают диапазон проявлений психических процессов: положительно окрашенные состояния вызывают более высокий уровень проявлений психических процессов по сравнению с отрицательными состояниями.

     Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.

     Разнообразие  и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т. д.

     Важное  значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам, в частности. 

 

     

     Список  использованной литературы

     1.Алешина, Е.А. Социально-психологические методы исследования: Спец. практикум по социальной психологии [Текст] / · Е.Ю.Алешина, П.Я.Гозман, Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во  московского университета, 2007. –  120 с.

     2.Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006 – 351с.

     3.Ганзен, В.А. Систематика психических состояний человека // Вестник Ленинградского университета. – 2007. – № 1 – С.47–55.

     4.Дикая, Л.Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния // Психологический журнал. – 2008. – № 6. – С. 28–38.

     5.Елисеев,  О.П. Практикум по психологии личности: Учебное пособие [Текст] / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2007 – 560 с.

     6.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник [Текст] / М.И. Еникеев.– М.:  НОРМА, 2008. –  313с.

     7.Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека: Учебное пособие [Текст] / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

     8.Киселев, Ю.Я. Теоретические и прикладные проблемы психических состояний в спорте // Психологический журнал. – 2007. – № 5 – С. 3–25.

     9.Куликов, Л.В. Психология настроения: Учебное пособие [Текст] / Л.В. Куликов. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2007.– 442с.

     10.Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека: Учебное пособие [Текст] /Н.Д. Левитов – М.: Просвещение, 2008. – 238с.

     11.Махнач, А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал, 2009. – №1. – С.66–75.

     12.Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения: Учебное пособие [Текст] / Т.А. Немчин. – М.: Инфра, 2006. – 239с.

     13.Платонов,  К. К. Психология: Учебное пособие [Текст] /К.К. Платонов,  Г. Г. Голубев. – М: Высшая школа, 2007. – 262с.

     14.Прохоров, А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 136–145.

     15.Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции: Учебное пособие [Текст] / А.О. Прохоров. – М.: Инфра, 2007. – 187с.

     16.Прохоров, А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. – 2008. – №2. – С. 9–17.

     17Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие [Текст] / Ред-сост. Д.Я.Райгородский.– Самара: «Бахрах», 2008. – 672 с.

     18.Юсупов, М.Г. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта // Экспериментальная психология. – 2010. – №2. – С. 45–50.

      

          

      

 

    16.    Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных свойств личности // Психологический журнал, 1995, Т.16, №3, С.35-43.

Информация о работе Психодиагностика персонала