Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов диагностики психических состояний в профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности психического состояния;
2. изучить классификацию психических состояний;
3. установить взаимосвязь между психическими состояниями и психическими свойствами;
4. исследовать влияние психического состояния на профессиональную деятельность.
При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение – могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, то шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация».
Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.
Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Посредством данной методики для определения степени самочувствия, настроения и активности в исследуемой группе нами было проведено психодиагностической исследование. Нами были протестированы студенты групп 51У и 52У в количестве 50 человек.
В ходе исследования было посчитано, какое количество балов набрал каждый респондент по шкалам: «Самочувствие», «Активность», «Настроение», а также какая интерпретация соответствует данному количеству баллов.
Опираясь на полученные данные можно сказать, что по шкале «Самочувствие» 39% респондентов набрали высокие баллы, 42% – средние баллы, 19% – низкие баллы.
Опрашиваемы с высоким уровнем самочувствия склонны выполнять рабочие задания в более короткие сроки, с большей эффективностью.
Для опрашиваемых с низким уровнем самочувствия характерно утомление в процессе профессиональной деятельности. Во время работы утомления проявляется в уменьшении силы сокращения скелетных мышц, в возрастании энергозатрат при выполнении одной и той же внешней работы, в снижении скорости переработки информации, ухудшении памяти и мыслительной функции, в затруднении процессов сосредоточения и переключения внимания с одного вида деятельности на другой. При таком самочувствии работоспособность человека снижается.
По шкале «Активность» были получены следующие данные: высокая активность характерна для 45% респондентов, средняя – для 39%, низкая – 16%.
Для
лиц с высоким уровнем
Низкая активность в ходе профессиональной деятельности проявляется в отчуждении от решения текущих задач, потери интереса к работе, нежелании принимать участие в обсуждении рабочих моментов.
По шкале «Настроение» можно сделать следующие выводы: высокие баллы были выявлены у 78% участников опроса, низкие – у 22%.
От нашего позитивного настроя зависит и производительность труда, и настроение окружающих нас людей. Но как поднять настроение себе и коллегам, если начальник вечно, а у вас работы хоть отбавляй?
Для начала надо подумать о том, почему вы мрачны. Отодвиньте домашние проблемы на обеденное время, тогда вы сможете подумать о них. А сейчас решительно настройтесь на работу. Подумайте, что не получается, почему не хватает времени, достаточно ли вы хорошо и быстро работаете. Посвятите анализу своих действий на работе несколько минут. Может быть, именно из-за того, что вы с головой уходите в работу сразу, у вас и не получается сосредоточиться.
Попробуйте обсудить свою предстоящую работу с коллегой. Возможно, из небольшого обсуждения вы вынесете что-то полезное для себя и сможете попробовать сделать работу иначе, более коротким путем.
Не забывайте делать перерывы. Пусть это будет дневной кофе или просто отвлекитесь на пять минут. Поднять настроение можно именно в этот период. Наверняка у вас есть коллега, с которой вам приятно общаться на работе. Посидите вместе на перерыве. Поговорите о чем-то отвлеченном, только не о работе. Не разговаривайте слишком долго. Отдохните и возвращайтесь за работу с новыми силами. У вас еще будет время вспомнить о личных делах в следующий перерыв.
Таки образом, знания о самочувствии работника, активности его включения в ход работы позволяют правильность организовать деятельность. Чтобы сотрудники не теряли интереса, им нужно ставить цели, которые понятны, объективны и реальны, так как любая недоработка создает дополнительное психологическое напряжение.
2.2 Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности,
относимые к категории
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером (Приложение 2). На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Опросник состоит из 20 коротких утверждений, опрашиваемый должен оценить свое состояние по четырехступенчатой шкале: почти никогда, иногда, часто, почти всегда. В инструкции предлагается сделать это на настоящий момент, для диагностики тревоги, и применительно к своему обычному состоянию для диагностики тревожности как устойчивой склонности личности к тревоге15.
При разработке опросника было установлено, что индивиды с высокой личностной тревожностью гораздо чаще испытывают состояние тревоги, реагирую на более широкий спектр ситуаций.
Опросник переведен на 43 языка и широко используется в диагностической практике как взрослых так и детей.
Для выявления уровня личностной тревожности в диагностируемой группе было проведено психодиагностическое исследование по методике Ч.Д. Спилберга. Нами были протестированы студенты групп 51У и 52У в количестве 50 человек.
На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: для 63% опрашиваемых характерен низкий уровень тревожности, а для 37% – высокий уровень тревожности.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Таким
образом, руководителю необходимо иметь
представление об уровне тревожности
своих сотрудников. Данные свидетельствуют
о том, что тревога способствует успешной
деятельности в относительно простых
для человека ситуациях, а препятствует
в сложных. Тревожность как сигнал опасности
привлекает внимание к возможным трудностям,
позволяет мобилизовать силы и тем самым
достичь наилучших результатов. Поэтому
оптимальный уровень тревожности рассматривается
как необходимый для эффективного приспособления
к реальности (адаптивная реальность).
Полное отсутствие тревоги препятствует
нормальной адаптации и мешает продуктивной
деятельности. Чрезмерно высокий уровень
тревожности рассматривается как дезадаптивная
реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации
поведения и деятельности.
2.3 Шкала нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин)
Опросник нервно-психического напряжения, предложенный Т.А. Немчиным (Приложение 3) представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.
Прикладное значение предлагаемой методики заключается в том, что продуктивность деятельности человека во многом зависит от характера и степени выраженности того психического состояния, на фоне которого протекает эта деятельность16.
Нервно-психическое напряжение является особым видом психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его жизни и деятельности. Оно протекает как системный процесс, вовлекающий в себя различные уровни нервно-психической и соматофизиологической организации человека, сопровождается как положительно, так и отрицательно окрашенными переживаниями, существенными сдвигами в организме человека и изменениями его работоспособности17.
Под термином «астеническое состояние», или «снижение психической активации», понимается психическое состояние, характеризующееся общей, и прежде всего психической, слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями.
Сниженное, или субдепрессивное, настроение характеризуется снижением активности психической деятельности, психомоторики, нарушениями сна, вегетативно-соматических функций, склонностью к повышению артериального давления, снижением социальной активности и общения человека18.
Для выявления уровня нервно-психического напряжения в диагностируемой группе было проведено психодиагностическое исследование по методике Т.А. Немчина. Нами были протестированы студенты групп 51У и 52У в количестве 50 человек.
В ходе исследования было посчитано, какое количество балов набрал каждый респондент по шкалам: «Ситуативная тревожность» и «Личностная тревожность».
Опираясь на полученные данные можно сказать что, для 53% респондентов характерно слабо выраженное психическое напряжение, для 36% – умеренно выраженное психическое напряжение, для 11% – сильно выраженное напряжение, угроза стресса.
Cтепень
напряжения может быть названа
напряжением лишь условно, так
как, в сущности, при этом признаков
напряжения либо не