Психодиагностика персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методов диагностики психических состояний в профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности психического состояния;
2. изучить классификацию психических состояний;
3. установить взаимосвязь между психическими состояниями и психическими свойствами;
4. исследовать влияние психического состояния на профессиональную деятельность.

Файлы: 1 файл

курсовая по ПД.docx

— 71.20 Кб (Скачать)

     Введение

     Среди психических явлений психическим  состояниям принадлежит одно из основных мест. Проблема психических состояний  имеет в человекопознании огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности человека.

     Различные авторы изучали психическое состояние. Отсутствует общепринятое мнение об определении, структуре и функции, механизме и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний. В.А. Ганзен и В.Н. Юрченко считают, что причина замедленного научного познания психических состояний человека заложена в самой их природе. Так, имеющиеся в литературе определения психического состояния (Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова) прямо или косвенно подчёркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека на какой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектом научного изучения.

     Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

     Как и все явления психической  жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы, прежде всего, внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.

     При этом психические процессы, психические  состояния, психические свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности.Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и программы овладения приемами соответствующих действий.

     Каждый  взрослый человек является субъектом  деятельности с одной стороны, а с другой – психические состояния тесно связаны с категорией деятельности, теснее чем со всеми остальными психологическими категориями. Этот факт находит отражение в работе и определяет объект исследования – субъект деятельности.

     Предметом  изучения является влияние психического состояния на профессиональную деятельность личности.

     Целью данной курсовой работы является изучение методов диагностики психических  состояний в профессиональной деятельности.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть особенности психического состояния;
  2. изучить классификацию психических состояний;
  3. установить взаимосвязь между психическими состояниями и психическими свойствами;
  4. исследовать влияние психического состояния на профессиональную деятельность.

     Гипотеза  данной  курсовой работы  в заключается  в том, что при помощи методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), шкалы реактивной и личностной тревожности Спилберга, шкалы нервно-психического напряжения (Т.А.Немчин) можно изучить влияние психического состояния на профессиональную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Глава I. Психические состояния, их классификация и свойства

     1.1 Особенности психического состояния

     Согласно  А.О. Прохорову психическое состояние — это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации1.

     Психические состояния представляют собой весьма сложные структуры различных мыслей, чувств, побуждений и отношений к себе, окружающим и к делу. А все это в совокупности приводит к успеху, если общее психическое состояние положительное для выполняемой деятельности, или же к неудачам, срывам и провалам, если появилось отрицательное для нее состояние психики. При этом всегда происходят своеобразные сочетания различных психических состояний, например, любознательности с интересом, пытливостью, активностью, деловитостью, инициативностью, бодростью и возбужденностью, а неудовлетворенности сопутствуют огорчения, подавленность, апатичность и невнимательность. И вся эта совокупность отдельных видов состояний образует целостное психическое состояние, называемое настроением.

     Л.В. Куликов отмечает, что настроение – это совокупность отдельных психических состояний, из которых какое-то состояние доминирует и придает сознанию соответствующую этому состоянию эмоциональную окраску. Настроение может быть бодрым, веселым, подавленным, грустным, радостным и т. д., в зависимости от того, какое из составляющих его психических состояний наиболее сильное. А в тех случаях, когда ни одно из совокупности состояний не преобладает над другими, настроение бывает смутным, неопределенным, неясным, а может быть только плохим или хорошим. Настроения как целостные состояния психики, имеют постоянно присущие им шесть особенностей2.

     Полярность составляющих настроение психических состояний. Каждое психическое состояние имеет свою противоположность, например: возбужденное – заторможенное, бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное, уверенности – неуверенности, удовлетворенности – неудовлетворенности и т. д.

     Изменчивость отдельных психических состояний и в целом настроения. Под влиянием каких-либо воздействий среды на психику человека, а бывает, и от возникших у него мыслей или самовнушения одно состояние и в целом настроение может смениться каким-то другим, иногда противоположным.

     Относительная устойчивость психических состояний в результате их инертности и в зависимости от силы переживаний и силы воздействия среды. Психические состояния изменяются не сразу вслед за какими-то воздействиями, а отсроченно, с запаздыванием. Когда причины переживания исчезли, и уже зародилось новое состояние, от первоначального переживания остается «осадок» на какое-то время, может быть на час, неделю или месяц, который полностью исчезает только со временем в зависимости от силы переживания и воздействия, вызывающего другое психическое состояние.

     Индивидуальное своеобразие психических состояний и настроений человека, обусловленное направленностью личности и психическими свойствами (опытом, темпераментом, характером, способностями) и особенностями психических процессов. Одни и те же обстоятельства и воздействия на психику у разных людей вызывают различные психические состояния3.

     Внешняя выраженность психических состояний и настроения человека. Любое психическое состояние и настроение проявляется в позе, мимике, в движениях, сердцебиении и ритмах дыхания, покраснении лица или бледности. Даже если человек старается скрыть свое психическое состояние, то оно все же так или иначе проявится.

     Настроение одного человека в группе легко передается другим, становясь групповым (коллективным) настроением как одним из важнейших проявлений группового, в частности коллективного, сознания4.

     Все эти особенности индивидуального настроения личности присущи и настроению группы.

     Таким образом, психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом.

     1.2 Классификация психических состояний

     Психофизиологические  состояния и соответствующие  им структуры, для сравнения которых возможна единая шкала, называются интенсивными, а те состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно, - экстенсивными. Не допуская возможности делить состояния на интенсивные и экстенсивные, используем понятия интенсивности и экстенсивности для разделения характеристик психических состояний.

     Для интенсивных характеристик психических состояний типичной является классификация состояний коры И.П. Павлова. На одном конце стоит возбужденное состояние, чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным или очень затрудненным тормозной процесс. За ним идет нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным процессами. Затем следует длинный, но тоже последовательный ряд переходных состояний к тормозному состоянию. Из них особенно характерны: уравнительное состояние, когда все раздражители, независимо от их интенсивности, в противоположность бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково; парадоксальное, когда действуют только одни слабые раздражители или сильные, но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное, когда действуют положительно только ранее выработанные тормозные агенты – состояние, за которым следует полное тормозное состояние. Эта шкала несет тонический «энергетический» характер5.

     Второй  вид интенсивных характеристик  касается эмоциональных состояний. Один вариант – по степени активности аппарата эмоций. Второй вариант – по уровню удовлетворенности.

     Примером  экстенсивной характеристики психических состояний может служить разделение состояний двух систем: низшей (ведающей анализом и синтезом конкретной информации) и высшей (ведающей анализом и синтезом абстрактной информации). При общем ослаблении нервной системы у лиц с доминированием низшей системы будет наблюдаться картина истерии; с доминированием высшей – психастении. Согласно концепции Е.П. Ильина качественный характер состоянию придают особенности личности (в первую очередь волевые качества). В особое значение придается вниманию, как наиболее глобальной характеристикой деятельного состояния человека. Производится также разделение состояний на внешние (присущие объекту как целому) и внутренние (присущие элементам объекта). Если первые вполне допустимо описать только количественно, то вторые – как количественно, так и качественно6.

     1. Среди интенсивных характеристик  большинство авторов выделяют следующие параметры психических состояний:

     – уровень бодрствования;

     – уровень удовлетворенности;

     – уровень эмоциональности;

     – уровень мотивированности;

     – уровень разрешения-напряжения.

     2. Экстенсивные особенности психических состояний характеризуются следующим:

     – в структуре психических состояний выделяются внешнее состояние и внутреннее состояние;

     – важной экстенсивной особенностью психических состояний является соотношение активности коры и подкорки;

     – внимание является важнейшей экстенсивной особенностью;

     –психические свойства вносят корректирующий вклад в экстенсивные характеристики.

     Существует  также другая классификация психических  состояний. Ее предложил В. А. Ганзен. По выдвинутой им гипотезе, параметры  физического пространства вызывают положительные или отрицательные  мотивационные состояния, энергетические параметры пространства – праксические состояния, временные параметры пространства – эмоциональные состояния, информационные параметры пространства – гуманитарные состояния7.

     1. Эмоциональные состояния – реакция на меру удовлетворения потребностей организма в жизненных ресурсах (вызываемые влиянием материальных факторов внешней среды и организменных факторах внутренней среды - жажды, голода, гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.). Эмоциональные состояния провоцируют завоевательские войны, географические открытия, освоение новых земель и пр. включают в себя:

     – любопытство – скуку (состояние, вызываемое привлекательностью материальных, человеческих или иных ресурсов);

     – готовность – растерянность (состояние, вызываемое ощущением меры собственных сил и средств, необходимых для получения ресурсов);

     – дружелюбие – враждебность (состояние, вызываемое формой своего включения в распределение материальных, информационных, управленческих, эстетических ресурсов);

     – сытость – голод (состояние, вызываемое мерой удовлетворения ресурсами различных органических потребностей человека).

Информация о работе Психодиагностика персонала