Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов диагностики психических состояний в профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности психического состояния;
2. изучить классификацию психических состояний;
3. установить взаимосвязь между психическими состояниями и психическими свойствами;
4. исследовать влияние психического состояния на профессиональную деятельность.
Введение
Среди
психических явлений
Различные авторы изучали психическое состояние. Отсутствует общепринятое мнение об определении, структуре и функции, механизме и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний. В.А. Ганзен и В.Н. Юрченко считают, что причина замедленного научного познания психических состояний человека заложена в самой их природе. Так, имеющиеся в литературе определения психического состояния (Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова) прямо или косвенно подчёркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека на какой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектом научного изучения.
Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы, прежде всего, внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.
При этом психические процессы, психические состояния, психические свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Актуальность данной темы заключается в том, что психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности.Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и программы овладения приемами соответствующих действий.
Каждый взрослый человек является субъектом деятельности с одной стороны, а с другой – психические состояния тесно связаны с категорией деятельности, теснее чем со всеми остальными психологическими категориями. Этот факт находит отражение в работе и определяет объект исследования – субъект деятельности.
Предметом изучения является влияние психического состояния на профессиональную деятельность личности.
Целью
данной курсовой работы является изучение
методов диагностики
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза
данной курсовой работы в заключается
в том, что при помощи методики
диагностики оперативной оценки
самочувствия, активности и настроения
(САН), шкалы реактивной и личностной тревожности
Спилберга, шкалы нервно-психического
напряжения (Т.А.Немчин) можно изучить
влияние психического состояния на профессиональную
деятельность.
Глава I. Психические состояния, их классификация и свойства
1.1 Особенности психического состояния
Согласно А.О. Прохорову психическое состояние — это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации1.
Психические состояния представляют собой весьма сложные структуры различных мыслей, чувств, побуждений и отношений к себе, окружающим и к делу. А все это в совокупности приводит к успеху, если общее психическое состояние положительное для выполняемой деятельности, или же к неудачам, срывам и провалам, если появилось отрицательное для нее состояние психики. При этом всегда происходят своеобразные сочетания различных психических состояний, например, любознательности с интересом, пытливостью, активностью, деловитостью, инициативностью, бодростью и возбужденностью, а неудовлетворенности сопутствуют огорчения, подавленность, апатичность и невнимательность. И вся эта совокупность отдельных видов состояний образует целостное психическое состояние, называемое настроением.
Л.В. Куликов отмечает, что настроение – это совокупность отдельных психических состояний, из которых какое-то состояние доминирует и придает сознанию соответствующую этому состоянию эмоциональную окраску. Настроение может быть бодрым, веселым, подавленным, грустным, радостным и т. д., в зависимости от того, какое из составляющих его психических состояний наиболее сильное. А в тех случаях, когда ни одно из совокупности состояний не преобладает над другими, настроение бывает смутным, неопределенным, неясным, а может быть только плохим или хорошим. Настроения как целостные состояния психики, имеют постоянно присущие им шесть особенностей2.
Полярность составляющих настроение психических состояний. Каждое психическое состояние имеет свою противоположность, например: возбужденное – заторможенное, бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное, уверенности – неуверенности, удовлетворенности – неудовлетворенности и т. д.
Изменчивость отдельных психических состояний и в целом настроения. Под влиянием каких-либо воздействий среды на психику человека, а бывает, и от возникших у него мыслей или самовнушения одно состояние и в целом настроение может смениться каким-то другим, иногда противоположным.
Относительная устойчивость психических состояний в результате их инертности и в зависимости от силы переживаний и силы воздействия среды. Психические состояния изменяются не сразу вслед за какими-то воздействиями, а отсроченно, с запаздыванием. Когда причины переживания исчезли, и уже зародилось новое состояние, от первоначального переживания остается «осадок» на какое-то время, может быть на час, неделю или месяц, который полностью исчезает только со временем в зависимости от силы переживания и воздействия, вызывающего другое психическое состояние.
Индивидуальное своеобразие психических состояний и настроений человека, обусловленное направленностью личности и психическими свойствами (опытом, темпераментом, характером, способностями) и особенностями психических процессов. Одни и те же обстоятельства и воздействия на психику у разных людей вызывают различные психические состояния3.
Внешняя выраженность психических состояний и настроения человека. Любое психическое состояние и настроение проявляется в позе, мимике, в движениях, сердцебиении и ритмах дыхания, покраснении лица или бледности. Даже если человек старается скрыть свое психическое состояние, то оно все же так или иначе проявится.
Настроение одного человека в группе легко передается другим, становясь групповым (коллективным) настроением как одним из важнейших проявлений группового, в частности коллективного, сознания4.
Все эти особенности индивидуального настроения личности присущи и настроению группы.
Таким образом, психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом.
1.2 Классификация психических состояний
Психофизиологические состояния и соответствующие им структуры, для сравнения которых возможна единая шкала, называются интенсивными, а те состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно, - экстенсивными. Не допуская возможности делить состояния на интенсивные и экстенсивные, используем понятия интенсивности и экстенсивности для разделения характеристик психических состояний.
Для
интенсивных характеристик
Второй вид интенсивных характеристик касается эмоциональных состояний. Один вариант – по степени активности аппарата эмоций. Второй вариант – по уровню удовлетворенности.
Примером экстенсивной характеристики психических состояний может служить разделение состояний двух систем: низшей (ведающей анализом и синтезом конкретной информации) и высшей (ведающей анализом и синтезом абстрактной информации). При общем ослаблении нервной системы у лиц с доминированием низшей системы будет наблюдаться картина истерии; с доминированием высшей – психастении. Согласно концепции Е.П. Ильина качественный характер состоянию придают особенности личности (в первую очередь волевые качества). В особое значение придается вниманию, как наиболее глобальной характеристикой деятельного состояния человека. Производится также разделение состояний на внешние (присущие объекту как целому) и внутренние (присущие элементам объекта). Если первые вполне допустимо описать только количественно, то вторые – как количественно, так и качественно6.
1.
Среди интенсивных
– уровень бодрствования;
– уровень удовлетворенности;
– уровень эмоциональности;
– уровень мотивированности;
– уровень разрешения-напряжения.
2.
Экстенсивные особенности
– в структуре психических состояний выделяются внешнее состояние и внутреннее состояние;
– важной экстенсивной особенностью психических состояний является соотношение активности коры и подкорки;
– внимание является важнейшей экстенсивной особенностью;
–психические свойства вносят корректирующий вклад в экстенсивные характеристики.
Существует
также другая классификация психических
состояний. Ее предложил В. А. Ганзен.
По выдвинутой им гипотезе, параметры
физического пространства вызывают
положительные или
1. Эмоциональные состояния – реакция на меру удовлетворения потребностей организма в жизненных ресурсах (вызываемые влиянием материальных факторов внешней среды и организменных факторах внутренней среды - жажды, голода, гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.). Эмоциональные состояния провоцируют завоевательские войны, географические открытия, освоение новых земель и пр. включают в себя:
– любопытство – скуку (состояние, вызываемое привлекательностью материальных, человеческих или иных ресурсов);
– готовность – растерянность (состояние, вызываемое ощущением меры собственных сил и средств, необходимых для получения ресурсов);
– дружелюбие – враждебность (состояние, вызываемое формой своего включения в распределение материальных, информационных, управленческих, эстетических ресурсов);
– сытость – голод (состояние, вызываемое мерой удовлетворения ресурсами различных органических потребностей человека).