Принципы и методы психогигиены стресса в управлении организационным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - проанализировать работу по психогигиене стресса на конкретном предприятии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить роли психогигиены стресса в сфере управления организации;

Оглавление

Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психогигиена стресса 4
1.1. Роль психогигиены в сфере управления 4
1.2. Причины стресса на рабочем месте 8
1.3. Эффекты стресса на рабочем месте 11
1.4. Предупреждение стресса 13
Глава 2. Принципы и методы психогигиены стресса 15
2.1. Способы борьбы со стрессом 15
2.1.1 Релаксация 15
2.1.2. Концентрация 17
2.1.3. Ауторегуляция дыхания 18
2.2. Методы профилактики стресса 19
2.2.1. Противострессовая “переделка” дня 19
2.2.2. Первая помощь при остром стрессе 20
2.2.3. Аутоанализ личного стресса 22
Глава 3. Анализ проведения мероприятий по психогигиене стресса
в организации 23
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение

Файлы: 1 файл

Принципы и методы психогигиены стресса в управлении организационным поведением.doc

— 299.00 Кб (Скачать)
p style="text-align:justify">На жизненном пути каждого человека поджидает множество событий и потрясений. Они являются неизбежной частью личной жизни человека и его профессии, избежать или обойти которые порой просто невозможно, но снизить уровень их стрессогенности можно. Поэтому важно знать, какие именно наиболее общие и распространенные события в жизни особенно стрессогенны. Это поможет предупреждать негативные последствия – возникновение возникновение психических отклонений и психосоматических заболеваний.

Обработка и интерпретация результатов тестирования работников ООО «Капитель-Т».

По результатам тестирования, в целом степень сопротивляемости стрессу на предприятии нельзя считать низкой.

Количество работников, имеющих высокую степень сопротивляемости, незначительно - 13%.

Количество работников, имеющих низкую степень сопротивляемости, – 35%.

Количество работников, имеющих пороговую степень сопротивляемости, – 52%.

После ранжирования ответов, были выявлены жизненные ситуации, вызывающие стресс у работников. Результаты ранжирования представлены в виде диаграммы.

Из диаграммы 1 видно, что у работников, имеющих высокую степень сопротивляемости, всего 3 жизненных ситуации могут вызвать стресс. На первом месте – смерть близкого родственника (58%), на втором месте – смерть близкого друга (37%), на третьем – болезнь члена семьи (7%).

        Диаграмма 1. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у работников, имеющих высокую степень сопротивляемости.

  Диаграмма 2. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у работников, имеющих пороговую степень сопротивляемости.

Из диаграммы 2 видно, что для данной выборки работников жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс гораздо больше - 7. На первом месте – смерть близкого родственника – (35%), на втором – изменение финансового положения (25%), на третьем – смена места работы (15%), далее – повышение служебной ответственности (8%), болезнь члена семьи (7%), раздоры с родителями мужа или жены (6%), и на последнем месте – сексуальные затруднения (4%).

Диаграмма 3. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у работников, имеющих низкую степень сопротивляемости.

В данной выборке работников 8 жизненных ситуаций, которые могут вызвать стресс. На первом месте  смерть близкого родственника (24 %), на втором – смерть супруги (супруга) (19%), на третьем – изменение финансового положения (17%), на четвертом – растущие долги (16%), далее – травма или болезнь (12%), болезнь члена семьи (10%), смена места работы (8%), изменение жилищных условий (7%).

Далее было решено проанализировать степень сопротивляемости стрессу в каждом структурном подразделении. Анализ тестирования представлен в диаграммах 4, 5, 6.

   Диаграмма 4. Степень сопротивляемости стрессу в административно-управленческом подразделении

Диаграмма 4 свидетельствует, что наибольшая степень сопротивляемости стресса в административно-управленческом подразделении, т.к. всего лишь один человек – главный инженер имеет пороговую степень сопротивляемости стрессам. В процентном отношении это выглядит следующим образом: высокая сопротивляемость стрессу - 83,6 %, пороговая сопротивляемость стрессу - 16,6 %, низкая сопротивляемость - 0%. Это можно объяснить следующим - фирма довольно устойчива в финансовом отношении, разработаны новые направления деятельности, увеличивающие объем дохода. Единственно кто обеспокоен, так это главный инженер, у которого нет высшего образования. Аттестацию главный инженер прошел, но возникли проблемы с получением лицензии, где требовалось не только наличие высшего образования, но и большого стажа работы на занимаемой должности. Работник, который занимает должность главного инженера, проработал прорабом 2 года, а главным инженером – 1,5 года. Данные факторы естественно вызывают обеспокоенность у главного инженера, связанную с тем, что его могут понизить в должности и принять более квалифицированного специалиста. Заместитель директора по управлению персоналом отметила, что и в поведении главного инженера появились некоторые черты, которые ранее так не проявлялись, например, стал болезненно реагировать на то, если кто-нибудь  из административно-управленческого подразделения не задерживается после работы или совершает небольшие промахи, в отличие от него, тем самым демонстрируя всем, что он хороший работник, хоть имеет небольшой опыт руководящей работы.

        Диаграмма 5. Степень сопротивляемости стрессу в производственном подразделении

Самая низкая сопротивляемость стрессовым ситуациям в производственном подразделении. В процентном отношении выглядит следующим образом: высокая сопротивляемость - 9,9 % (3 человека), пороговая сопротивляемость – 33,3 % (10 человек), низкая сопротивляемость – 56,8 % (17 человек). Данное положение может объяснить, тем, что в фирме открывается новое направление, а это требует более высокой квалификации рабочей профессии, хотя рабочие проходят согласно графику аттестацию, но это все равно вызывает тревожное состояние.

     Диаграмма 6. Степень сопротивляемости стрессу в торговом  подразделении.

В торговом подразделении более благоприятная ситуация стрессоустойчивости. Так высокий уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям составляет 28,5% (2 человека), пороговый уровень – 57,3 % (4 человека), низкий уровень – 14,2 % (1 человек). Данная ситуация объясняется тем, что продавцы уже давно работают, уже знают своих покупателей, но если посмотреть ситуации, которые могут вызвать стресс, то они носят личный характер, т.к. продавцы – это женщины, у которых семьи, дети, то проблемы больше связаны с личной жизнью. Например, у некоторых продавщиц дети в этом году заканчивают школу, и естественно проблемы связаны с поступление детей в ВУЗы, у кого-то сын женился и возникли проблемы со снохой и т. п.

Не смотря на простоту теста, были сопоставлены результаты тестов с данными из личной карточки работника, что позволило выявить некоторую взаимозависимость факторов. Следует отметить, что между стрессоустойчивостью и стажем работы по профессии установлена отрицательная зависимость, т.е. у работников у которых большой стаж на данном предприятии больше уверенности и стрессоустойчивость.

Аналогичная зависимость наблюдается в отношении возрастных групп - с увеличением возраста данный показатель снижается.

Характеристики стрессоустойчивости работников на предприятии обнаружили прямую связь с возрастом. Увереннее всего на предприятии чувствуют себя работники в возрасте от 30 до 40 лет - более 43%, которые считают, что при любых обстоятельствах им не грозит сокращение. В возрастной группе до 30 лет 34,3% опрошенных опасаются изменения финансового положения, которое может возникнуть из-за потери работы.  

Данные тестирования подтверждают наблюдения заместителя директора по управлению персоналом, что в основном на работе причиной стресса является реструктуризация производственного подразделения предприятия.

В качестве практических рекомендаций было предложено организовать обучение работников методам обеспечения стрессоустойчивости предполагающее: передачу в процессе групповых занятий заинтересованным работникам знаний обо всей системе методов стрессоустойчивости; применение специальных методов работы, которые существенно уменьшают нервную (психическую) напряженность благодаря тому, что позволяют наилучшим образом и пользовать основной ресурс управления – время; создание «технического» обеспечения стрессоустойчивости – 1 раз в неделю проводить аутогенные тренировки или психологическое консультирование, разместить в комнате отдыха соответствующую научно-популярную литературу, направленную на обучение методам личной психогигиены, каталог стрессозащитных установок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Усиление стрессового давления отмечено учеными и практиками разного профиля многих стран мира.

Социально-политическая напряженность, трудности переходного периода в экономике, резкая ломка общественного сознания, глубокие преобразования во многих общественных институтах являются мощным стрессогенным фактором. Его воздействие требует всестороннего комплексного научного изучения, в котором психологические исследования имеют первостепенное значение.Организационную психогигиену необходимо рассматривать как составную часть работы с кадрами. Заметим, что, к сожалению, в современной России целенаправленная психогигиеническая практика на уровне организации скорее исключение, чем правило. На любом современном предприятии должна действовать психологическая служба. Задачи такой службы могут выполнять и специалисты, находящиеся в штате организации, и сторонние специалисты, работающие по договору. В число задач психологической службы организации должно входить повышение психогигиенической компетентности сотрудников. Подведем в заключение некоторые итоги проведенному обсуждению проблемы трудового стресса и психогигиены на предприятии.

Место работы и должность, избранная профессия и профессиональный рост, психологический климат в организации и видение своей роли в общем деле могут быть основой чувства удовлетворенности своим местом в жизни, инициировать переживания полноты самоотдачи, удовлетворенности ходом самореализации, могут давать желаемое эмоциональное насыщение от межличностных отношений на работе. Вместе с тем, все эти аспекты в неблагоприятных качествах приводят к общему чувству неудовлетворенности жизнью, размыванию смысла жизни, обесцениванию труда, приводят к затяжному стрессу со многими вытекающими последствиями для личности и организма. То или другое положение возникает как следствие взаимодействия большой совокупности объективных и субъективных факторов, внешних обстоятельств и особенностей личности. Возникающий в трудовой деятельности стресс имеет разную природу.

Это следует учитывать как в выборе направлений, подходов к его преодолению, так и выборе конкретных методик, отдельных приемов снижения стресса.

Одни причины стрессового состояния могут быть нейтрализованы личными усилиями субъекта по преодолению трудностей, по совершенствованию им умений совладания со стрессом.

Другие - требуют организационных решений: изменения организационной политики и организационной структуры, перехода на новый этап организационного развития, технологической модернизация предприятия, улучшения условий труда и т.д. Причины стрессовых состояний могут быть ослаблены при соответствующих изменениях в общественном сознании, при существенных изменениях во взглядах на профессию, а также профилактике стрессов на предприятии, систематическом использовании методов психогигиены.

Список использованной литературы

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982.

2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Прогресс, 1988.

3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989.

4. Колодзин Б. Как выжить после психической травмы. Перевод с английского Савельевой. С-Пб.: Питер, 2003.

5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1988.

6. Красовский Ю.Д. Организационное поведение в фирме: эффекты и парадоксы. Учебное пособие.- М.: Юнити, 1999.

7. Мескон М,  Хедоури Ф.  Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”, 1994.

8. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.

9. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. (О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.). - Спб, ТОО “Лейла”, 1994.

10. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988.

11. Управление персоналом организации: учебник /под ред. А.Я Кибанова.-М.: Инфра-М, 2000.

12. Уткин Э.А. Справочник по менеджменту. М.: Финансы и статистика, 1999.

13. Янценевская А.Я. Организационное поведение в фирме. М.: Инфра-М, 1998.

14. Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии /Ред. А.А. Крылов. СПб., Вьп.1, Ч.2, 2004.

15. Анцыферова Л.И. Приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации // Психол.журнал. 2004. № 1.

16.  Виханский О. С. « Менеджмент», М: 1998г.

17. Дашков Е. С. «Оптовая торговля», М:1997 г. 4= Булатов «Экономика», М;1996г,

18. Радугин А. А. «Основы менеджмента». М: 1997г.

19. Григорьева Т. Т., Усольцева Т. П. « Основы конструктивного общения», Н: 1997г.

20. Кричевский  Р.Л,,   Дубровская  Е.   М.   «Психология  малой  группы», М: 1997г.

21. Щур Д. Л. «Основы торговли. Розничная торговля», М:2000г.

22. Румянцева  3.   П.,   Саломатина  Н.   А.   «Менеджмент  организации», М: 1995г,

23. Справочник предпринимателя, М: 1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест на определение степени сопротивляемости стресса

    «Вам предложено ознакомиться с ситуациями, которые могут произойти в жизни любого человека. Отметьте на бланке перемены в жизни, которые способны у Вас вызвать стресс. На основании данного тестирования служба управления персоналом разработает мероприятия, которые помогут более эффективно заботиться о своих сотрудниках»

Перемены в жизни, способные вызвать стресс

 

События в жизни

Единицы значимости
(баллы)

1. Смерть супруги (супруга)

2. Развод

3. Разрыв с партнером

4. Отбывание наказания в тюрьме

5. Смерть близкого родственника

6. Травма или болезнь

7. Свадьба

8. Перемещение по службе

9. Примирение с партнером (партнершей) или мужем (женой)

10. Уход на пенсию

11. Болезнь члена семьи

12. Беременность партнерши

13. Сексуальные затруднения

14. Рождение ребенка

15. Изменение финансового положения

16. Смерть близкого друга

17. Смена места работы

18. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор

19. Получение денежной ссуды

20. Растущие долги

21. Повышение служебной ответственности

22. Уход сына или дочери из родительского дома

23. Раздоры с родителями мужа или жены

24. Головокружительный личный успех

25. Выход жены на работу или уход с работы

26. Окончание школы и поступление в институт

27. Изменение жилищных условий

28. Изменение сложившихся привычек (стереотипов)

29. Конфликты с начальством

30. Изменение условий работы или рабочего времени

31. Перемена места жительства

32. Экзамены в школе (институте); квалификационная аттестация на работе

33. Смена привычного места отдыха

34. Изменения в отношениях с окружающими (друзьями, коллегами и т.д.)

35. Нарушения сна

36. Изменения характера и частоты встреч с другими членами семьи (или близкими родственниками)

100

73

65

63

63

53

50

47

45
 

45

44

40

39

39

38

37

36

35

31

30

29

29

29

28

26

26

25

24

23

20

20

20
 

19

18
 

16

15
 

15
 

12

 

 

14

12

Информация о работе Принципы и методы психогигиены стресса в управлении организационным поведением