Принципы и методы психогигиены стресса в управлении организационным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - проанализировать работу по психогигиене стресса на конкретном предприятии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить роли психогигиены стресса в сфере управления организации;

Оглавление

Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психогигиена стресса 4
1.1. Роль психогигиены в сфере управления 4
1.2. Причины стресса на рабочем месте 8
1.3. Эффекты стресса на рабочем месте 11
1.4. Предупреждение стресса 13
Глава 2. Принципы и методы психогигиены стресса 15
2.1. Способы борьбы со стрессом 15
2.1.1 Релаксация 15
2.1.2. Концентрация 17
2.1.3. Ауторегуляция дыхания 18
2.2. Методы профилактики стресса 19
2.2.1. Противострессовая “переделка” дня 19
2.2.2. Первая помощь при остром стрессе 20
2.2.3. Аутоанализ личного стресса 22
Глава 3. Анализ проведения мероприятий по психогигиене стресса
в организации 23
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение

Файлы: 1 файл

Принципы и методы психогигиены стресса в управлении организационным поведением.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

 

 

Шифр

 
Курсовая  работа

по дисциплине

Организационное поведение

 

 

 

на тему:

 

Принципы и методы психогигиены

 

стресса в управлении организационным поведением

Исполнитель:

студент

2

курса  

очной

формы обучения

факультета

управления и коммерции

 

(фамилия, имя, отчество)



Рецензент:

 

 

 

 

 

 

Работа защищена

 

 

200__ г.

 

с оценкой

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

   2008

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение                                                                                                                                                          3

Глава 1. Психогигиена стресса                                                                                                  4

1.1. Роль психогигиены в сфере управления                                                                      4

1.2. Причины стресса на рабочем месте                                                                                    8

1.3. Эффекты стресса на рабочем месте                                                                                    11

1.4. Предупреждение стресса                                                                                                                13

Глава 2. Принципы и методы психогигиены стресса                                                        15

2.1. Способы борьбы со стрессом                                                                                                  15

2.1.1 Релаксация                                                                                                                                            15

2.1.2. Концентрация                                                                                                                              17

2.1.3. Ауторегуляция дыхания                                                                                                  18

2.2. Методы профилактики стресса                                                                                                  19

2.2.1. Противострессовая “переделка” дня                                                                      19

2.2.2. Первая помощь при остром стрессе                                                                                    20

2.2.3. Аутоанализ личного стресса                                                                                                  22

Глава 3. Анализ проведения мероприятий по психогигиене стресса

в организации                                                                                                                                            23

Заключение                                                                                                                                            31

Список литературы                                                                                                                              32

Приложение                                                                                                                                            34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важной задачей на современном предприятии в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи в рамках программы по профилактике стрессов и уменьшению социальной напряженности на работе. Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с теми процессами общественно-экономических изменений, которые происходили в обществе за последнее десятилетие. В период социальных реформ большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию им затяжного психоэмоционального стресса. Тем самым значительная часть населения оказывается подверженной социально-стрессовым расстройствам. При этом люди теряют социальную приспособляемость, приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле вследствие девальвации привычных ценностей. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных инструкций. Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса на предприятиях призвана повышать срессоустойчивость работников к различным факторам. Причем на сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, а также разработаны организационные формы профилактики - индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, снижение фрустрационной толерантности, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды. Вырабатываемые навыки стресс-менеджмента при этом рассматриваются как производственная IT-технология, неотъемлемый элемент корпоративной и управленческой культуры, составная часть культуры труда, особенно в сферах деятельности, связанных с общением с людьми (сэйл-менеджеры. менеджеры по работе с персоналом и т.д.).

Цель данной курсовой работы - проанализировать работу по психогигиене стресса на конкретном предприятии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить роли психогигиены стресса в сфере управления организации;

2. рассмотреть методы и приемы психогигиены;

3. проанализировать работу по психогигиене стресса на конкретном предприятии ООО «Капитель-Т»;

 

 

 

 

 

Глава 1. Психогигиена стресса.

 

1.1.Роль психогигиены в сфере управления.

Под стрессом в специальной литературе описывают негативное состояние человека, когда организм не может в полной мере приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды. Соответственно, не полностью восстанавливаются силы после рабочего дня, накапливается усталость, меняется к худшему эмоциональное и физиологическое состояние.

Аналогичным образом стресс проявляется и на уровне коллектива. Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью используются различные понятия: «рабочий стресс», «профессиональный стресс», «организационный стресс».

«Рабочий стресс» (в англоязычной литературе «job stress, stress at work») возникает из-за причин, связанных с работой, - условиями труда, местом работы.

«Профессиональный стресс» (в англоязычной литературе «occupational stress») возникает из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности.

«Организационный стресс» (в англоязычной литературе «organizational stress») возникает вследствие негативного влияния на субъект особенностей организации, в которой он работает.

Эти понятия являются близкими, но не синонимичными. В зависимости от того, какие именно факторы выходят на передний план, целесообразно использовать то или иное из этих трех понятий. Негативное воздействие на работника могут оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная рабочая нагрузка, неудобный график труда (например, нарушающий естественные циркадные ритмы) и другие подобные причины.

Эти и другие факторы могут иметь место не только вследствие несовершенства организации, но и по объективным причинам (неблагоприятные климатические условия, отсутствие необходимых технических решений, неравномерность спроса на данный вид труда, вынужденно круглосуточная работа или дежурство и т. п.). Они могут действовать и вне организации, например, в индивидуальном труде. Такого рода факторы вызывают рабочий стресс.

Многие профессии независимо от особенностей конкретного рабочего места (региона, отрасли) связаны с вполне определенными стрессорами. В этом случае нередко говорят о том, что сама профессия носит стрессовый характер. Такое положение дает основание употреблять термин «профессиональный стресс». Наконец, неблагоприятный психологический климат в рабочей группе, неумелое руководство, нерациональное или недостаточно точное распределение должностных обязанностей, плохо организованные информационные потоки, неясные цели деятельности, неопределенность перспектив развития предприятия и ряд других факторов такого же порядка вызывают у работников соответствующей организации (предприятия, учреждения) организационный стресс.

Срессоустойчивость - адекватная реакция человека на нестандартную ситуацию. Большинству людей приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий день, постоянное общение - все это не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае это влечет за собой невыполнение обязанностей.

Чаще всего требование стрессоустойчивости предъявляется для таких вакансий, как секретарь-референт, помощник директора, главный бухгалтер, и по другим руководящим позициям. Руководителям трудно планировать деятельность компании на несколько лет вперед, поэтому они всегда находятся в ситуации, когда нужно оперативно принимать правильное решение в условиях жесткого ограничения во времени, а это информационный стресс.

Менеджеры, продавцы, секретари часто вынуждены выслушивать жалобы недовольных клиентов, испытывая при этом эмоциональный стресс. Нередко в компании активно идут карьерные войны, плетутся интриги, что создает стрессовую ситуацию внутри коллектива. Чтобы достойно справиться со всем этим, и существуют программы по психогигиене стресса, стресс-менеджменту.

Руководитель организации может предотвратить психологическое расстройство сотрудника, повысить его работоспособность, используя необходимые знания психогигиены в управлении персоналом.

Основная цель управления как такового - создание необходимых условий для реализации задач организации, «установление гармонии» между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения общих запланированных результатов. Таким образом, управление - это работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Для руководителя важно, чтобы сотрудники были психологически устойчивы и не были подвержены стрессам, депрессии и психологическим расстройствам, иначе резко понизится работоспособность работника и это отразится на предприятии в целом. Вывод о том, что симптомы психологического расстройства чаще проявляются у женщин, чем у мужчин, подтверждаются результатами многих исследований, проведенных в ряде стран.

Наука, получившая название «психогигиена», помогает сохранить на высоком уровне работоспособность человека и служит для повышения эффективности его труда.

Психогигиена - это система принципов, установок и приемов, которые помогают укреплять психологическое здоровье.

В настоящее время широко распространено среди руководителей, менеджеров такое заболевание как невроз - заболевание, проистекающее из взаимоотношений людей и личности, связано с неадекватной оценкой человеком своих возможностей и его темпераментных особенностей.

Информация о работе Принципы и методы психогигиены стресса в управлении организационным поведением