Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 11:13, контрольная работа
Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности.
Все существенные
стороны сознания функционируют
посредством речи. Поведение человека
определяется не только его сознанием.
Психическая самоорганизация
2) подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным
уровнем; 3) сознательными, произвольными,
логико-семантическими программами. В
поведении социализированной личности
доминируют произвольные, ценностно категоризированные
программы. Два других, низших уровня саморегуляции
в его поведении выполняют фоновую роль.
В экстремальных же условиях и в условиях
десоциализации индивида эти низшие уровни
саморегуляции могут перейти в автономный
режим функционирования.
Наличие в психике человека указанных
уровней регуляции обусловливает относительную
самостоятельность следующих разновидностей
человеческих реакций и действий:
Нейрофизиологические основы психики
Психика является
продуктом деятельности коры больших
полушарий головного мозга. Эта
деятельность называется высшей нервной
деятельностью. Открытые И.М.Сеченовым
и И.П.Павловым и их последователями
принципы и законы высшей нервной
деятельности являются естественнонаучной
основой современной
Принципы и законы высшей нервной деятельности
Деятельность
коры головного мозга подчинена
ряду принципов и законов. Основные
из них впервые были установлены
И.П.Павловым. В настоящее время
некоторые положения
Аналитико-синтетический принцип высшей
нервной деятельности. Как установлено
И.П.Павловым, основным фундаментальным
принципом работы коры больших полушарий
головного мозга является аналитико-синтетический
принцип. Ориентация в окружающей среде
связана с вычленением отдельных ее свойств,
сторон, признаков (анализ) и объединением,
связью этих признаков с тем, что является
полезным или вредным для организма (синтез).
Синтез - это замыкание связей, а анализ
- это все более тонкое отчленение одного
раздражителя от другого.
Аналитико-синтетическая деятельность
коры головного мозга осуществляется
взаимодействием двух нервных процессов:
возбуждения и торможения. Эти процессы
подчинены следующим законам.
Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные
(так же, как и очень слабые) раздражители
при длительном воздействии на организм
вызывают иррадиацию - распространение
возбуждения по значительной части коры
больших полушарий.
Только оптимальные раздражители средней
силы вызывают строго локализированные
очаги возбуждения, что и является важнейшим
условием успешной деятельности.
Закон концентрации возбуждения. Возбуждение,
распространившееся из определенного
пункта по другим зонам коры, с течением
времени сосредоточивается в месте своего
первичного возникновения.
Этот закон лежит в основе главного условия
нашей деятельности внимания (сосредоточенности
сознания на определенных объектах деятельности).
При концентрации возбуждения ц определенных
участках коры мозга происходит его функциональное
взаимодействие с торможением, это и обеспечивает
нормальную аналитико-синтетическую деятельность.
Закон взаимной индукции нервных процессов.
На периферии очага одного нервного процесса
всегда возникает процесс с обратным знаком.
Если в одном участке коры сконцентрирован
процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно
возникает процесс торможения. Чем интенсивнее
сконцентрированное возбуждение тем интенсивнее
и шире распространен процесс торможения.
Наряду с одновременной индукцией существует
последовательная индукция нервных процессов
- последовательная смена нервных процессов
в одних и тех же участках мозга.
Только нормальное соотношение процессов
возбуждения и торможения обеспечивает
поведение, адекватное (соответствующее)
окружающей среде. Нарушение баланса между
этими процессами, преобладание одного
из них вызывает значительные нарушения
в психической регуляции проведения. Так,
преобладание торможения, недостаточное
взаимодействие его с возбуждением приводит
к снижению активности организма. Преобладание
возбуждения может выразиться в беспорядочной
хаотической деятельности, излишней суетливости,
снижающей результативность деятельности.
Процесс торможения - это активный нервный
процесс. Он ограничивает и направляет
в определенное русло процесс возбуждения,
содействует сосредоточению, концентрации
возбуждения.
Торможение бывает внешним и внутренним.
Так, если на животное внезапно подействует
какой-либо новый сильный раздражитель,
то прежняя деятельность животного в данный
момент затормозится. Это внешнее (безусловное)
торможение. В данном случае возникновение
очага возбуждения по закону отрицательной
индукции вызывает торможение других
участков коры.
Одним из видов внутреннего или условного
торможения является угасание условного
рефлекса, если он не подкрепляется безусловным
раздражителем (угасательное торможение).
Этот вид торможения вызывает прекращение
ранее выработанных реакций, если они
в новых условиях становятся бесполезными.
Торможение возникает и при чрезмерном
перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные
клетки от истощения. Этот вид торможения
называется охранительным торможением.
На внутреннем виде торможения основана
и аналитическая деятельность коры мозга,
способность различать близкие по своим
свойствам предметы и явления. Так, например,
при выработке у животного условного рефлекса
на эллипс оно вначале реагирует и на эллипс
и на круг. Происходит генерализация, первичное
обобщение сходных раздражителей. Но,
если постоянно сопровождать предъявление
эллипса пищевым раздражителем и не подкреплять
предъявление круга, то животное постепенно
начинает отчленять (дифференцировать)
эллипс от круга (реакция на круг затормаживается).
Этот вид торможения, лежащий в основе
анализа, дифференцирования, называется
дифференцировочным торможением. Оно
уточняет действия животного, делает его
более приспособленным к окружающей среде.
Системность в работе коры головного мозга (динамический стереотип).
Опыты показывают,
что если у собаки выработать ряд
рефлексов на разные раздражители,
которые повторяются в
Организм приспосабливается к стереотипно
повторяющимся внешним воздействиям выработкой
системы реакций. Динамический стереотип
- физиологическая основа многих явлений
психической деятельности человека, например
навыков, привычек, приобретенных потребностей
и др. Комплекс динамических стереотипов
представляет собой физиологическую основу
устойчивых особенностей поведения личности.
Динамический стереотип является выражением
особого принципа работы мозга - системности.
Этот принцип состоит в том, что на сложные
комплексные воздействия среды мозг реагирует
не как на ряд отдельных изолированных
раздражителей, а как на целостную систему.
Внешний стереотип - закрепленная последовательность
воздействий отражается во внутреннем
нервно-динамическом стереотипе. Внешними
стереотипами являются все целостные
предметы и явления (они всегда представляют
определенную совокупность признаков):
привычная обстановка, последовательность
событий, уклада жизни и т.д.
Ломка привычного стереотипа всегда является
тяжелым нервным напряжением (субъективно
это выражается в тоске, унынии, нервозности,
раздражительности и т.п.). Как ни сложна
ломка старого стереотипа, новые условия
формируют новый стереотип (поэтому он
и назван динамическим). В результате многократного
функционирования он все более и более
закрепляется и в свою очередь становится
все более трудноизменяемым.
Динамические стереотипы особенно устойчивы
у пожилых людей и у лиц
со слабым типом нервной деятельности,
с пониженной подвижностью нервных процессов.
Привычная система действий, вызывая облегчение
нервного труда, субъективно ощущается
в виде положительных эмоций. "Процессы
установки стереотипа, довершения установки,
поддержки стереотипа и нарушений его
и есть субъективно разнообразные положительные
и отрицательные чувства".
Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности
Предпосылкой
поведения человека, источником его
деятельности является потребность.
Нуждаясь в определенных условиях, человек
стремится к устранению возникшего дефицита.
Условия, необходимые для жизни и развития
человека, делятся на следующие группы:
а) условия, необходимые для жизни и развития
человека как естественного организма
(отсюда естественные или органические
потребности); б) условия, необходимые
для жизни и развития человека как индивидуума,
как представителя человеческого рода
(условия для общения, познания и труда);
в) условия, необходимые для жизни и развития
данного человека как личности, для удовлетворения
широкой системы его индивидуализированных
потребностей.
Потребность - необходимость выравнивания
отклонений от параметров жизнедеятельности,
оптимальных для человека как биологического
существа, индивида и личности.
Потребности определяют направленность
психики данного человека, повышенную
возбудимость ее к определенным сторонам
действительности.
Потребности подразделяются на естественные
и культурные. Культурные потребности
подразделяются на материальные, материально-духовные
(книги, предметы искусства и др.) и духовные.
Потребности человека социально обусловлены.
В зависимости от того, с каким кругом
общественных требований связаны эти
потребности, различаются разные их уровни.
Потребности человека иерархизированы,
т.е. организованы в определенной соподчиненной
схеме. Иерархия индивидуальных потребностей
составляет основную отличительную особенность
личности - ее направленность. Но не смотря
на значительное разнообразие индивидуальных
потребностей личности, можно вычленить
основную схему личностных потребностей.
Все уровни потребностей взаимосвязаны,
регуляция человеческого поведения одновременно
взаимодействует со всеми уровнями - происходит
так называемая "сквозная регуляция",
связанная с взаимодействием этих уровней.
Депривация одной из потребностей приводит
к деформации личностного поведения в
целом. Так например, невозможность удовлетворить
потребность в безопасности ведет к повышению
уровня тревожности личности, к свертыванию
ее возможностей в самореализации; затруднение
в удовлетворении физиологических потребностей
ведет к понижению когнитивных потребностей
и т.д.
Иерархия личных потребностей видоизменяется
с развитием личности, высшие ее уровни
"вызревают" лишь к моменту достижения
индивидом психологической зрелости.
Но будучи сформированными высшие уровни
потребности, особенно потребности в самореализации,
самоусовершенствовании, начинают играть
системообразующую роль в системе потребностей.
Автономизация же отдельных ее уровней
ведет к сужению интересов личности, а
в ряде случаев к асоциальным способам
их реализации.
У социализированной личности существует
потребность в самооценке, в понимании
самого себя, смысла своего существования.
Это имеет большое значение для его адаптации
к окружающей среде.
Иерархия
потребностей человека
Потребность в самореализации
Когнитивные потребности
Потребность в признании, уважении
Потребность в привязанностях
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
Для нормального
социального функционирования необходимо
включение человека в деятельность,
в которой он находил бы смысл
своего существования. Отсюда вытекает
потребность в труде, в труде
творческом, в котором раскрывались
бы основные способности человека.
Отсутствие этой фундаментальной человеческой
потребности - основной показатель социальной
деформации личности.
Органические потребности человека возникают
без специального их формирования, тогда
как все социальные потребности возникают
лишь в процессе специального их формирования,
воспитания.
Потребности людей зависят от исторически
сложившегося уровня производства и потребления,
от условий жизни человека, от традиций
и господствующих вкусов в данной социальной
группе.
Потребности закрепляются в процессе
их удовлетворения. Удовлетворенная потребность
сначала исчезает, но затем возникает
с большей интенсивностью. Слабые потребности
в процессе их многократного удовлетворения
становятся более стойкими.
Возникающие в результате деятельности
все новые и новые потребности являются
основным стимулом как развития отдельной
личности, так и исторического прогресса
общества в целом.
Потребность становится основой поведенческого
акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения
имеются или могут быть созданы необходимые
средства и условия (предмет деятельности,
орудие деятельности, знание и способы
действия). Чем разнообразнее средства
удовлетворения данной потребности, тем
прочнее они закрепляются.
Потребность, с нейрофизиологической
точки зрения, представляет собой образование
доминанты, устойчивого возбуждения определенных
механизмов головного мозга, которые связаны
с регулированием необходимых поведенческих
актов.
Возникающая потребность вызывает мотивационное
возбуждение соответствующих нервных
центров, побуждающее организм к определенному
виду деятельности. При этом оживляются
все необходимые механизмы памяти, обрабатываются
данные о наличии внешних условий и на
основе этого формируется целенаправленное
действие.
Итак, актуализированная потребность
вызывает определенное нейрофизиологическое
состояние - мотивацию.
Мотивация - обусловленное потребностью
возбуждение определенных нервных структур
(функциональных систем), вызывающих направленную
активность организма.
От мотивационного состояния зависит
допуск в кору головного мозга тех или
иных сенсорных возбуждении, их усиление
или ослабление. Эффективность внешнего
стимула зависит не только от его объективных
качеств, но и от мотивационного состояния
организма (сытый организм не реагирует
на самую привлекательную пищу). Внешние
раздражители становятся стимулами, то
есть сигналами к действию лишь при соответствующем
мотивационном состоянии организма.
Таким образом, обусловленные потребностью
мотивационные состояния характеризуются
тем, что мозг при этом моделирует параметры
объектов, которые необходимы для удовлетворения
потребности, и схемы деятельности по
овладению требуемым объектом. Эти схемы
- программы поведения - могут быть или
врожденными, инстинктивными, или основанными
на индивидуальном опыте, или заново созданными
из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется
путем сравнения достигнутых промежуточных
и итоговых результатов с тем, что было
заранее запрограммировано. Удовлетворение
потребности снимает мотивационное напряжение
и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает"
данный вид деятельности (включая его
в фонд полезных действий). Неудовлетворение
потребности вызывает отрицательную эмоцию,
усиление мотивационного напряжения и
вместе с этим - поисковой деятельности.
Таким образом, мотивация - индивидуализированный
механизм соотнесения внешних и внутренних
факторов, определяющий способы поведения
данного индивида.
В животном мире способы поведения определяются
рефлекторным соотнесением внешней обстановки
с актуальными, насущными органическими
потребностями. Так, голод вызывает определенные
действия в зависимости от внешней ситуации.
В человеческой жизнедеятельности сама
внешняя обстановка может актуализировать
различные потребности. Так, в преступно
опасной ситуации один человек руководствуется
только органической потребностью самосохранения,
у другого доминирует потребность выполнения
гражданского долга, потребность оказания
помощи другим людям, у третьего - проявить
удаль в схватке, отличиться и т.д.
Все формы и способы сознательного поведения
человека определяются его отношениями
к различным сторонам действительности.
Мотивационные состояния человека существенно
отличаются от мотивационных состояний
животных тем, что они регулируются второй
сигнальной системой - словом. К мотивационным
состояниям человека относятся установки,
интересы, желания, стремления и влечения.
В ощущениях
отражаются объективные качества явлений
(цвет, запах, температура, вкус и др.),
их интенсивность (например, более высокая
или более низкая температура) и
продолжительность. Ощущения человека
так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны
различные свойства действительности.
Ощущение - превращение энергии внешнего
воздействия в акт сознания. Они обеспечивают
чувственную основу психической деятельности,
предоставляют сенсорный материал для
построения психических образов.
Общие психофизиологические закономерности ощущений
Работа каждого
анализатора имеет свои специфические
закономерности. Наряду с этим все
виды ощущений подчинены общим
Для возникновения какого-либо ощущения
раздражитель должен иметь определенную
величину интенсивности. Минимальная
величина раздражения, которая вызывает
едва заметное ощущение, называется абсолютным
нижним порогом ощущения. Способность
ощущать эти самые слабые раздражения
называется абсолютной чувствительностью.
Она всегда выражается в абсолютных числах.
Например, для возникновения ощущения
давления достаточно воздействия 2 мг
на 1 кв.мм поверхности кожи.
Верхний абсолютный порог ощущения - максимальная
величина раздражения, дальнейшее увеличение
которой вызывает исчезновение ощущения
или болевое ощущение. Например, сверхгромкий
звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий
(по частоте колебаний свыше 20000 Гц) - вызывает
исчезновение ощущения (слышимый звук
переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм
вызывает боль.
Наряду с абсолютной чувствительностью
следует различать относительную чувствительность
- чувствительность к различению интенсивности
одного воздействия от другого. Относительная
чувствительность характеризуется порогом
различения.
Порог различения, или дифференциальный
порог, - едва ощущаемое минимальное различие
в силе двух однотипных раздражителей.
Порог различения - это относительная
величина (дробь), которая показывает,
какую часть первоначальной силы раздражителя
надо прибавить (или убавить), чтобы получить
едва заметное ощущение изменения в силе
данных раздражителей.
Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить
еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить
не сможет; чтобы почувствовать увеличение
прибавки веса необходимо добавить 1/30
часть первоначального веса, т.е. 33 г. Таким
образом, относительный порог различения
силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального
раздражителя.
Относительный порог различения яркости
света равен 1/100; силы звука - 1/10; вкусовых
воздействий - 1/5. Эти закономерности открыты
Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).
Закон Бугера-Вебера относится только
к средней зоне интенсивности раздражителей.
Иначе говоря, относительные пороги теряют
значение при очень слабых и очень сильных
раздражителях. Это было установлено Фехнером.
Фехнер установил также, что если интенсивность
раздражителя увеличивать в геометрической
прогрессии, то ощущение будет увеличиваться
лишь в арифметической прогрессии. (Закон
Фехнера).
Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений
(абсолютная чувствительность) характеризуют
пределы человеческой чувствительности.
Но чувствительность каждого человека
изменяется в зависимости от различных
условий.
Так, входя в плохо освещенное помещение,
мы вначале не различаем предметы, но постепенно
под влиянием данных условий чувствительность
анализатора повышается.
Находясь в накуренном помещении или в
помещении с какими-либо запахами, мы через
некоторое время перестаем замечать эти
запахи (понижается чувствительность
анализатора).
Когда из плохо освещенного пространства
мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность
зрительного анализатора понижается.
Изменение чувствительности анализатора
в результате его приспособления к действующим
раздражителям называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют различную скорость
и различный диапазон адаптации. К одним
раздражителям адаптация происходит более
быстро, к другим - медленнее. Более быстро
адаптируются обонятельные и тактильные
анализаторы. Полная адаптация к запаху
йода наступает через одну минуту. Через
три секунды ощущение давления отражает
только 1/5 силы раздражителя (поиск очков,
сдвинутых на лоб, - один из примеров тактильной
адаптации). Еще медленнее адаптируются
слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы.
Для полной адаптации к темноте необходимо
45 мин. После этого периода зрительная
чувствительность увеличивается в 200 000
раз (самый высокий диапазон адаптации).
Явление адаптации имеет целесообразное
биологическое значение. Оно содействует
отражению слабых раздражителей и предохраняет
анализаторы от чрезмерного воздействия
сильных раздражителей.
Чувствительность зависит не только от
воздействия внешних раздражителей, но
и от внутренних состояний.
Повышение чувствительности анализаторов
под влиянием внутренних (психических)
факторов называется сенсибилизацией.
Так, например, слабые вкусовые ощущения
повышают зрительную чувствительность.
Это объясняется взаимосвязью данных
анализаторов, их системной работой.
Сенсибилизация, обострение чувствительности,
может быть вызвано не
только взаимодействием ощущений, но и
физиологическими факторами, введением
в организм тех или иных веществ. Например,
для повышения зрительной чувствительности
существенное значение имеет витамин
А.
Чувствительность повышается, если человек
ожидает тот или иной слабый раздражитель,
когда перед ним выдвигается специальная
задача различения раздражителей. Чувствительность
отдельного человека совершенствуется
в результате упражнения. Так, дегустаторы,
специально упражняя вкусовую и обонятельную
чувствительность, различают разнообразные
сорта вин, чая и могут даже определить,
когда и где изготовлен продукт.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности,
осуществляется компенсация (возмещение)
этого недостатка за счет повышения чувствительности
других органов (например, повышение слуховой
и обонятельной чувствительности у слепых).
Взаимодействие ощущений в одних случаях
приводит к сенсибилизации, к повышению
чувствительности, а в других случаях
- к ее понижению, т.е. к десенсибилизации.
Сильное возбуждение одних анализаторов
всегда понижает чувствительность других
анализаторов. Так, повышенный уровень
шума в "громких цехах" понижает зрительную
чувствительность.
Одним из проявлений взаимодействия ощущений
является контраст ощущений.
Контраст ощущений - это повышение чувствительности
к одним свойствам под влиянием других,
противоположных свойств действительности.
Например, одна и та же фигура серого цвета
на белом фоне кажется темной, а на черном
- светлой.
Иногда ощущения одного вида могут вызвать
добавочные ощущения. Например, звуки
могут вызвать цветовые ощущения, желтый
цвет - ощущение кислого. Это явление называется
синестезией.