Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа
Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Различные мыслители, представители различных школ и течений в зависимости от статуса, занимаемого психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым руководствовались мыслители, школы и течения, используемых методов познания высказывали и высказывают различное понимание предмета психологии.
Предмет, объект и методы психологии.
Деятельность. Виды деятельности
2.1 Виды и развитие человеческой деятельности
2.2 Деятельность и психологические процессы
2.3 Умения, привычки и навыки
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, то есть таких, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В дальнейшем, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Различные мыслители, представители различных школ и течений в зависимости от статуса, занимаемого психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым руководствовались мыслители, школы и течения, используемых методов познания высказывали и высказывают различное понимание предмета психологии.
Какими
бы сложными путями ни продвигалась на
протяжении столетий психологическая
мысль, осваивая свой предмет, как бы
ни изменялись и обогащались знания
о нем, какими бы терминами его (предмет)
ни обозначали («душа», «сознание», «психика»,
«деятельность» и так далее), в
настоящее время можно выделить
признаки, которые характеризуют
собственный предмет
Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.
Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Наука не
может развиваться, если не будет
постоянно пополняться все
В психологии
различают основные и вспомогательные
методы. К основным методам относят
метод наблюдения и метод эксперимента,
к вспомогательным – все
Наблюдение.
Основное достоинство метода состоит
в том, что наблюдение проводят в
естественной ситуации; оно не изменяет
обычного поведения наблюдаемых
лиц. Наблюдение можно вести как
за одним человеком, так и за группой
лиц. Этот метод удобен для изучения
в группе детского сада или школьном
классе. Недостатком метода наблюдения
является его значительная трудоемкость.
Психолога-исследователя
Эксперимент.
Основное отличие и достоинство
эксперимента в том, что исследователь
может по желанию вызвать какой-то
психический процесс или
Метод беседы. Он применяется на разных стадиях исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты.
Метод интервью. Этот метод в психологии отличается от анкетного метода, применяемого в социологии. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса. Часто вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только на первой стадии исследования, для первичной ориентировки в проблеме. Но вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.
Метод экспертных
оценок. Его широко применяют в
психологии личности. В качестве экспертов
могут выступать компетентные лица,
хорошо знающие испытуемых: воспитатели
детских садов и школ-
Метод самонаблюдения. Самонаблюдение можно использовать как самостоятельный, хотя и не основной метод психологического исследования. Особенно полезным метод самонаблюдения может быть при изучении психологических состояний: настроения бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности.
Метод тестов.
Тесты являются специализированными
методами психодиагностического
Кроме перечисленных
методов, предназначенных для сбора
первичной информации, в психологии
широко применяются различные способы
и приемы обработки этих данных,
их логического и математического
анализа для получения
История развития психологического знания.
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
С древнейших
времен потребности общественной жизни
заставляли человека различать и
учитывать особенности
Первым собственно психологическим научным трудом (но еще в рамках донаучной психологии), стал трактат «О душе» древнегреческого философа Аристотеля. Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате. Так, согласно Аристотелю, душа и тело неразделимы. Душа бестелесна, она есть форма существования живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является разум, привносимый извне в виде божественного разума.
В эпоху античности были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы:
Ø Что такое душа?
Ø Каковы ее функции и свойства?
Ø Как душа соотносится с телом?
Так сформировался исторически первый предмет психологии – душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.
В эпоху Средневековья в Европе установились христианские взгляды на душу: душа является божественным сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В этот период были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов.
С XVII века
начинается новая эпоха в развитии
психологического знания. Она характеризуется
попытками осмыслить душевный мир
человека преимущественно с
Французский философ и математик Р. Декарт приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом. Согласно Декарту «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основу детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.
Попытку
вновь «соединить» тело и душу
человека, «разделенные» учением
Декарта, предпринимал голландский
философ Б. Спиноза: нет особого
духовного начала, оно всегда есть
одно из проявлений протяженной субстанции
(материи). Душа и тело определяются
одними и теми же материальными причинами.
Спиноза полагал, что такой подход
дает возможность рассматривать
явления психики с такой же
точностью и объективностью, как
рассматриваются линии и
Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим (физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии».
Термин
«эмпирическая психология»
Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал английский врач и священник Д. Гартли. Согласно его взглядам, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Последующее развитие этого направления связано с именами Дж. Милля и Г. Спенсера.
В XIX веке
психология становится самостоятельной
наукой. Выделение психологии в самостоятельную
науку происходит в 60-70-х годах XIX
в. Это было связано с созданием
специальных научно-