Предмет, объект и методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Различные мыслители, представители различных школ и течений в зависимости от статуса, занимаемого психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым руководствовались мыслители, школы и течения, используемых методов познания высказывали и высказывают различное понимание предмета психологии.

Оглавление

Предмет, объект и методы психологии.
Деятельность. Виды деятельности
2.1 Виды и развитие человеческой деятельности
2.2 Деятельность и психологические процессы
2.3 Умения, привычки и навыки

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 63.28 Кб (Скачать)
  1. Предмет, объект и методы психологии.

 

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально  означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, то есть таких, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В дальнейшем, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки  менялось. Различные мыслители, представители  различных школ и течений в  зависимости от статуса, занимаемого  психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым  руководствовались мыслители, школы  и течения, используемых методов  познания высказывали и высказывают различное понимание предмета психологии.

Какими  бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая  мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и  обогащались знания о нем, какими бы терминами его (предмет) ни обозначали («душа», «сознание», «психика», «деятельность» и так далее), в  настоящее время можно выделить признаки, которые характеризуют  собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук.

Предметом психологии, под которым подразумевается  система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики  как формы психического отражения  действительности, являются собственно психические процессы, а также  психические свойства и состояния  личности. Это общий предмет для  всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений  психологии.

Объектом  психологического познания выступает  психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает  в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в  процессе активного отражения этого  мира.

Наука не может развиваться, если не будет  постоянно пополняться все новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда  она использует для накопления факторов наглядно-обоснованные методы. Все  методы имеют своей целью раскрытие  закономерностей психики и поведения  человека, каждый метод осуществляет это соответственно с присущими  ему особенностями.

В психологии различают основные и вспомогательные  методы. К основным методам относят  метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные (метод экспертных оценок, метод  анкет, метод самонаблюдения, метод  тестов и другие).

Наблюдение. Основное достоинство метода состоит  в том, что наблюдение проводят в  естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых  лиц. Наблюдение можно вести как  за одним человеком, так и за группой  лиц. Этот метод удобен для изучения в группе детского сада или школьном классе. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость. Психолога-исследователя интересует не любое проявление поведения, а  лишь то, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому  наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний. Кроме  того, наблюдения и фиксации единичных  психических свойств недостаточно. Исследователь должен убедиться  в характерности, типичности того или  иного свойства.

Эксперимент. Основное отличие и достоинство  эксперимента в том, что исследователь  может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Это  преимущество экспериментального метода объясняет его очень широкое применение в психологии. Основная масса эмпирических факторов в психологии получена экспериментальным путем. Однако не всякая исследовательская задача может быть решена с помощью эксперимента. Так, если изучение психических процессов и функций ведется преимущественно экспериментально, изучение более простых свойств личности (темперамента, многих способностей) тоже доступно экспериментальному методу, то характер и сложные виды способностей эксперименту пока недоступны.

Метод беседы. Он применяется на разных стадиях  исследования как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты.

Метод интервью. Этот метод в психологии отличается от анкетного метода, применяемого в социологии. Как и метод беседы, интервью относится к методам  опроса. Часто вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов  по многим вопросам. Такой подход годится  только на первой стадии исследования, для первичной ориентировки в  проблеме. Но вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых  психических свойств, могут дать ценные результаты для дальнейшего  уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Метод экспертных оценок. Его широко применяют в  психологии личности. В качестве экспертов  могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели  детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве и прочие. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить  не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее  сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного  свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более  или менее дробных элементов  поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.

Метод самонаблюдения. Самонаблюдение можно использовать как самостоятельный, хотя и не основной метод психологического исследования. Особенно полезным метод самонаблюдения может быть при изучении психологических  состояний: настроения бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности.

Метод тестов. Тесты являются специализированными  методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты  отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки  первичных данных, а также своеобразие  их последующей интерпретации. С  помощью тестов можно изучать  и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичной информации, в психологии широко применяются различные способы  и приемы обработки этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, а  также методы качественного анализа.

История развития психологического знания.

Первые  представления о психике были связаны с анимизмом  (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. 

С древнейших времен потребности общественной жизни  заставляли человека различать и  учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях  античности уже затрагивались некоторые  психологические аспекты, которые  решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, древнегреческие  философы-материалисты Демокрит, Эпикур, древнеримский философ Лукреций понимали душу человека как разновидность материи, телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Древнегреческий философ-идеалист Платон понимал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела. Платон полагал, что душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом, обитая обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, заложило основу для всех последующих идеалистических теорий.

Первым  собственно психологическим научным  трудом (но еще в рамках донаучной  психологии), стал трактат «О душе»  древнегреческого философа Аристотеля. Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в  его трактате. Так, согласно Аристотелю, душа и тело неразделимы. Душа бестелесна, она есть форма существования живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является разум, привносимый извне в виде божественного разума.

 В  эпоху античности были сделаны  первые умозрительные попытки  найти ответы на вопросы: 

Ø     Что такое душа?

Ø     Каковы ее функции и свойства?

Ø     Как душа соотносится с телом?

Так сформировался  исторически первый предмет психологии –  душа как нечто, отличающее живое  от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

В эпоху  Средневековья в Европе установились христианские взгляды на душу: душа является божественным сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам  богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя  сторона души, которая обращена к  материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В этот период были осмыслены  многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется  попытками осмыслить душевный мир  человека преимущественно с общефилософских  умозрительных позиций без необходимой  экспериментальной базы.

Французский философ и математик Р. Декарт приходит к выводу о полнейшем  различии, существующем между душой  человека и его телом. Согласно Декарту  «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную  психофизической: как связаны между  собой телесные (физиологические) и  психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основу детерминистской  (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

Попытку вновь «соединить» тело и душу человека, «разделенные» учением  Декарта, предпринимал голландский  философ Б. Спиноза: нет особого  духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать  явления психики с такой же точностью и объективностью, как  рассматриваются линии и поверхности  в геометрии.

Немецкий  философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное  Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим (физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии».

Термин  «эмпирическая психология» введен немецким философом  XVIII века Х. Вольфом  для обозначения направления  в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Этот принцип  стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии, английского  философа Дж. Локка. Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал английский врач и священник  Д. Гартли.  Согласно его взглядам, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Последующее развитие этого направления связано с именами Дж. Милля и Г. Спенсера.

В XIX веке психология становится самостоятельной  наукой. Выделение психологии в самостоятельную  науку происходит в 60-70-х годах XIX в. Это было связано с созданием  специальных научно-исследовательских  учреждений – психологических лабораторий  и институтов, кафедр в высших учебных  заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических  явлений. Первым вариантом экспериментальной  психологии как самостоятельной  научной дисциплины явилась физиологическая  психология немецкого ученого В.Вундта, создателя первой в мире психологической  лаборатории. Он полагал, что в области  сознания действует особая психическая  причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Информация о работе Предмет, объект и методы психологии