Предмет, объект и методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Различные мыслители, представители различных школ и течений в зависимости от статуса, занимаемого психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым руководствовались мыслители, школы и течения, используемых методов познания высказывали и высказывают различное понимание предмета психологии.

Оглавление

Предмет, объект и методы психологии.
Деятельность. Виды деятельности
2.1 Виды и развитие человеческой деятельности
2.2 Деятельность и психологические процессы
2.3 Умения, привычки и навыки

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 63.28 Кб (Скачать)

Последователь Вундта Э. Титченер, американский психолог, был основателем структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией – наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

Основоположником  отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов. В его книге  «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное  место в истории отечественной  психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Его главная заслуга состоит  в создании в России психологического института. Экспериментальное направление  в психологии с использованием объективных  методов исследования развивал В.М. Бехтерев.

Усилия  И.П. Павлова были направлены на изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно  повлияли на понимание физиологических  основ психической деятельности. Тем не менее, собственной психологической  концепции И.П. Павлов не создал.

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная  ситуация: не дал заметных результатов  метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических  явлений с физиологическими, обнаружился  значительный разрыв между психологической  теорией и данными экспериментальной  работы. Попытки преодоления этого  кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.

Основоположником  бихевиоризма (от англ. «бихевиор» - поведение) был американский ученый Д. Уотсон. По его мнению, психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон видел основную задачу бихевиоризма в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение, по его мнению, является или результатом научения (индивидуально приобретенного путем «слепых» проб и ошибок), или заученного «репертуара» навыков. Последователи Уотсона пришли к выводу, что, все-таки, связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредствованы «промежуточными переменными» – знаниями, контролирующим механизмом. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, то есть непсихологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология  возникла  в   Германии   благодаря   усилиям ученых Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихилогия выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные физические феномены  в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте  (в переводе с немецкого, слово «гештальт» означает «форма», «образ») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях  и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям.  Построение сложного психического образа  происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного «схватывания» отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигателей проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии  состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

У истоков  психоаналитического направления  стоял австрийский психиатр и  психолог З. Фрейд. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я», «Сверх–Я», «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни (Эроса), куда входит сексуальные влечения и влечения к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению (Танатоса). В древнегреческой мифологии бог Эрос символизировал любовь, бог Танатос – смерть. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психический энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает  информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх – Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, « по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх – Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов – вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.

З. Фрейд  ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности  в ней, влияние детских психических  травм на поведение в зрелом возрасте и ряд других.

Однако, уже его ближайшие ученики  А. Адлер и К. Юнг, пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности  и необходимость компенсировать этот дефект, либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие личности.

           Связать природу бессознательного  ядра психики человека с социальными  условиями его жизни пытались  К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм – реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологически предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

Психологические концепции ХХ века.

Когнитивная психология (от лат. «когнито» - знание). Представители этого направления У. Найссер, А. Пайвио и другие отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.

Гуманистическая психология. Ее представители Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека.

Своеобразной  ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным  ограничение предмета психологии явлениями  душевной жизни, она обращается к  области духа. Дух есть сила самоопределения  к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает  человеку доступ к любви, совести, чувству  долга, помогает преодолеть ощущение призрачности человеческого существования.

Трансперсональная психология. Представители этого направления (С. Грофф, Ч. Тойч и другие) рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом».

Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой  которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии –  изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов (Э. Берн).

Значительный  вклад в развитие психологии ХХ века внесли российские и советские ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин.

Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основу культурно-исторической концепции психического развития человека.

А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс  «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действия в субъективные структуры психики человека.

А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психический функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

П.Я. Гальперин  рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях). Сама психика в историческом плане  возникает лишь в ситуации подвижной  жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью  действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин – автор концепции  поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно  повысить эффективность обучения.

Основные  направления в психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и  научных направлений. Традиционно  в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная  психология изучает социально-психологические  проявления личности человека, его  взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость  людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая  психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная  психология изучает закономерности развития нормального здорового  человека, психологические особенности  и закономерности, присущие каждому  возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих  психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология  труда рассматривает психологические  особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная  психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью  использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Авиационная, космическая психология как специфичные  области инженерной психологии анализируют  психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психологические  особенности деятельности врача  и поведения больного, разрабатывает  психологические методы лечения  и психотерапии.

В рамки  клинической психологии, изучающей  проявления и причины разнообразных  нарушений в психике и поведении  человека, а также происходящие во время различных болезней психические  изменения, как более частное  входит патопсихология, которая изучает  отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.

Информация о работе Предмет, объект и методы психологии