Управленческая психология, ее объект и предмет. Основные принципы и методы управленческой психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 01:09, лекция

Краткое описание

Основной предмет управленческой психологии – продуцирование психологических знаний для решения проблем управленческой деятельности. В более широком понимании это:
– психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность менеджера, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерство, мотивирование;
– нормы, ценности и др.;
– традиционные социально-психологические явления (климат в коллективе, общение);

Файлы: 1 файл

Управленческая психология.docx

— 44.15 Кб (Скачать)

Дисциплина: «Управленческая психология».

Введение в  управленческую психологию:

Тема:1- управленческая психология, ее объект и предмет.

Тема:2- основные принципы и методы управленческой психологии.

 

Тема 1. Управленческая психология, ее объект и предмет.

 

Ключевые слова:

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем психическом мире человека.

Психика: 1) субъективный образ объективного мира; 2) совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека.

Объект — внешние, поддающиеся регистрации произвольные и непроизвольные реакции человека.

Предмет психологии (по С.Л.Рубинштейну) составляет содержание внутренней жизни человека, непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях, чувствах и других субъективных проявлениях.

Управление — система скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей.

Организация: 1) структура, в рамках которой ставятся и реализуются определенные цели; 2) одна из функций управления.

Управлять — руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь (чего-нибудь).

Деятельность — совокупность действий, вызываемых мотивом.

Мотив — побуждение к деятельности.

Трудовые ресурсы – население, обладающее физической и интеллектуальной способностью в соответствии с условиями воспроизводства рабочей силы.

Персонал – все работники (трудовой коллектив, кадры), осуществляющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.

Человеческие ресурсы содержат как ресурсную трудовую составляющую, т. е. персонал и его качества, соотнесенные с конкретным рабочим местом, так и социокультурные характеристики, личностно-психологические свойства людей, выражающиеся в их отношении к организации, поставленным задачам, окружающим их коллегам и руководителям.

 

Основной  предмет  управленческой  психологии – продуцирование психологических знаний для решения проблем управленческой деятельности. В более широком понимании это: 

–  психологические  факторы,  обусловливающие  эффективную  деятельность менеджера, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерство, мотивирование;

–  нормы, ценности и др.;

–  традиционные  социально-психологические  явления (климат  в  коллективе, общение);

–  вопросы  психологии  труда (анализ  эффективности  трудовой  деятельности);

–  вопросы  конфликтологии (причины  и  способы разрешения  конфликтных ситуаций);

–  общая психология (теория деятельности, личности, развития).

Психология управления призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления.

 

Управленческая  психология – это отрасль психологической науки, целью которой являются исследования и психологические обеспечения решения проблем организации, деятельности в условиях рыночной системы хозяйствования.

Объектами управленческой психологии выступают:

1)  люди, входящие в  организации (совместные предприятия, малые предприятия, кооперативы и т.д.), самостоятельные в финансовом и юридическом отношениях;

2)  организованная  деятельность  людей –  деятельность  людей,  объединенных  в  одну  организацию (предприятие),  подчиняющихся  нормам  (правилам) этой организации, выполняющих предписанную им работу в  соответствии  с  экономическими,  технологическими,  техническими, финансовыми, правовыми, организационными, кооперативными и другими требованиями.

 

Психология управления тесно связана с социальной психологией и психологией труда. Отличительной особенностью психологии управления является то, что ее объектом является организованная деятельность людей.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают  особые психологические отношения  между людьми, которые существуют только в организации, — это управленческая организация людей.

 

Основной предмет  управленческой психологии являются управленческие отношения, т.е. между субъектом и объектом управления, между членами организации, между различными организационными  подразделениями.

Главные вопросы, стоящие  перед специалистами управленческой психологии:

  1. Изучение личности работника в организации;
  2. Анализ влияния организации на социально – психологическую структуру и развитие коллектива.

 

   В психологии труда изучается проблема соответствия работника его профессии, проблема профотбора и профориентации.

Управленческая психология, в отличие от психологии труда, изучает:

    • Соответствие работника изучаемой организации;
    • Проблема набора людей в эту организацию;
    • Ориентацию работников в отношении особенности деятельности данной организации, ее цели.

Проблемы, характерные  для предмета управленческой психологии.

  1. Индивидуально – психологические свойства личности менеджера.
  2. Вопросы, межличностных отношений.
  3. Психологические проблемы деятельности руководителя.
  4. Психологические проблемы малых групп и коллективов.
  5. Улучшение социально – психологического климата в коллективе.
  6. Анализ конфликтных взаимоотношений.
  7. Психологические проблемы делового общения и коммуникации.

 

Знание вопросов управленческой психологии обеспечивает психологическую подготовку руководителей, формирует и  развивает у них управленческую  культуру,  создает  необходимые  условия  для  теоретического понимания и творческого применения важнейших постулатов науки управления. Изучив курс управленческой психологии, менеджер должен:

-  понимать психологическую  природу управленческих процессов; 

-  знать основы организационно-управленческой  структуры; 

-  иметь четкое представление  о стилях управления и руководства, способах эффективного управления;

-  знать и уметь использовать  информационные технологии, средства коммуникации при управлении персоналом;

-  знать  творческие  методы решения управленческих  задач и повышения мыслительной  активности сотрудников; 

-  владеть риторическими  приемами как в устной, так и в письменной речи;

-  уметь компетентно  управлять людьми, осуществлять подбор, подготовку  и  расстановку  специалистов,  устанавливать  формальные  и  неформальные отношения среди сотрудников;

-  уметь  адекватно   оценивать  собственную  деятельность,  самосовершенствоваться и саморазвиваться в соответствии с современными требованиями, прогнозируемыми изменениями. Как уже отмечалось, объектом изучения в управленческой психологии являются отношения людей в организации в условиях, когда действия каждого участника совместной деятельности определены, подчинены общему порядку работ. При этом участники связаны друг с другом не только взаимной зависимостью и ответственностью, но и ответственностью перед законом.

 

Деятельность управляющего осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей  деятельности необходимо учитывать  закономерности, определяющие динамику психических процессов, межличностных  взаимоотношений, группового поведения. К таким закономерностям можно отнести следующие:

− восприятие людьми внешних  воздействий в зависимости от психических структур (неадекватное психическое состояние каждого  из партнеров может привести к  непониманию друг друга, так как  люди в разное время могут по-разному  реагировать на одинаковые воздействия);

− неадекватность отображения  человека человеком (ни один человек  не может постичь другого с  такой степенью достоверности, которая  была бы достаточна для принятия серьезных  решений относительно этого человека);

− изменение смысла управленческой информации в процессе ее движения (это может происходить из-за различия образования, уровня интеллекта, эмоционального состояния);

− возмещение недостающих  знаний, умений, навыков, способностей, часто бессознательно.

 

Тема 2. Основные принципы и методы психологии.

 

Ключевые слова

Душа: 1) внутренний психический мир человека, его сознание; 2) то или иное свойство характера; метафора, обозначающая качества человека. Например, добрая душа; 3) в религиозном представлении: сверхъестественное, нематериальное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти, и т. д.

Сознание — человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности, протекающая во внутреннем мире субъекта.

Поведение — внешние проявления психической деятельности.

Принцип — основное, исходное положение теории, учения.

Метод — способ действовать, поступать каким-либо образом, способ организации деятельности.

Этап — отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса.

 

Основные принципы психологии

Любая  теоретическая  и  практическая  научная  деятельность  базируются  на  принципах,  отражающих  ту  или  иную  методологию. Основными принципами психологии являются следующие:

1)  принцип объективного психологического исследования – адекватное выявление соотношения между   внешним протеканием процесса  и его внутренней природой. Учет целого акта поведения или его отдельного фрагмента производится не изолированно,  а в конкретных условиях, в которых он совершается;

2)  принцип  психофизиологического  единства – психологическое исследование часто включает физиологический анализ психических процессов.

Так, невозможно изучение  эмоциональных процессов без  анализа  входящих в  их состав физиологических компонентов. Однако физиологическая методика  в  психологическом  исследовании может  играть  лишь вспомогательную роль;

3)  принцип  предварительного  социологического  анализа  человеческой деятельности и её продуктов в общественно-исторических закономерностях их развития. Поскольку материальные основы психики не сводятся  к  ее  органическим  основам,  образ  мыслей  людей  определяется образом их жизни, их  сознание – общественной практикой, поскольку методика  психологического  исследования  должна  опираться  на  социально-исторический анализ деятельности человека;

4)  принцип  индивидуализации.  Целью психологического  исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не оперирование одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев. Через изучение индивидуальных случаев  в их вариативности устанавливаются общие и существенные закономерности;

5)  генетический принцип. Психологические закономерности раскрываются в процессе  развития. Суть  дела  заключается в том,  чтобы проследить существенные закономерности того или иного явления в реальном процессе  развития,  сделать  переход  с  одного  уровня  развития  на  другой, вскрыть динамику и движущие силы этого процесса;

6)  принцип  единства  между  научным  познанием  психических  явлений  и

реальным  практическим  воздействием  на  них.  Мы  познаем явления действительности,  воздействуя на  них (в частности,  самое глубокое  и конкретное познание людей достигается в процессе их переделки);

7)  принцип  учета  ситуации.  Один  и тот же  внешний результат может иметь самое различное психологическое содержание  в зависимости от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Личность и ситуация в их  конкретной  реальности  выходят за  пределы только  психических явлений,  поэтому психологическое исследование  требует тщательного учета целого ряда моментов, выходящих за пределы психологии.

 

Основные методы психологических исследований

 Изучая  психические  процессы,  индивидуальные  психологические особенности личности с целью плодотворного ее формирования, психология применяет определенные методы (способы и приемы) исследования.

 

Методы исследования можно  подразделить на  объективные,  описательные и практические. 

 

Объективными  методами психологии являются наблюдение и эксперимент, выступающие в различных формах.

Информация о работе Управленческая психология, ее объект и предмет. Основные принципы и методы управленческой психологии