Управленческая психология, ее объект и предмет. Основные принципы и методы управленческой психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 01:09, лекция

Краткое описание

Основной предмет управленческой психологии – продуцирование психологических знаний для решения проблем управленческой деятельности. В более широком понимании это:
– психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность менеджера, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерство, мотивирование;
– нормы, ценности и др.;
– традиционные социально-психологические явления (климат в коллективе, общение);

Файлы: 1 файл

Управленческая психология.docx

— 44.15 Кб (Скачать)

 

К  специфическим  объективным  методам  психологии  относятся  тестирование,  опрос,  анализ  продуктов  деятельности. Широкое  применение  в  психологии  нашли  также  математические  методы (моделирования, статистический анализ и др.).

Метод наблюдения – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное  восприятие  внешнего  поведения  человека  для  его  последующего  анализа и объяснения.

Существуют различные  виды наблюдения.

Примитивной  формой  наблюдения –  житейскими  наблюдениями  − пользуется  каждый  человек  в повседневной жизни. Отмечая факты  окружающей  социальной  действительности,  рассматривая  свое  собственное  поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков  и действий.  Житейские  наблюдения  отличаются  от  научных  тем,  что  они   случайны  и  неорганизованны.  Наблюдение  как  научный  метод  изучения психики не ограничивается описанием внешних явлений, а  распространяется на природу этих явлений. Формой такого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Существенным требованием к психологическому  наблюдению  является  наличие  четкого  плана  и  фиксирование полученных  результатов  в  специальном  дневнике.  Различают  следующие  виды наблюдения:

-  срез – кратковременное  наблюдение;

-  лонгитюдинальное –  длительное, иногда в течение  ряда лет; 

-  выборочное;

-  сплошное.

Общая процедура  наблюдения складывается из следующих этапов:

1.  Определение задачи  и цели наблюдения (для чего, с  какой целью?).

2.  Выбор объекта, предмета  и ситуации (что наблюдать?).

3.  Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект  и  наиболее  обеспечивающего  сбор  необходимой  информации (как наблюдать?).

4.  Выбор способов регистрации  наблюдаемого (как вести запись?).

5.  Обработка  и   интерпретация  полученной  информации (каков  результат?).

 

Задачами  наблюдения  могут  быть  изучение  индивидуально-психологических особенностей личности,  группы, коллектива. Соответственно объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в  различных  видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы. Наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные (т.е. специально организованные). Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельной личности или группы в любой ситуации.

 

Метод  эксперимента  является основным методом объяснительной психологии. Экспериментируя, исследователь создает условия,  в которых психологический факт  может быть  изменен в направлении, желательном для экспериментатора,  и может быть  неоднократно  повторен  для  всестороннего рассмотрения. Различают следующие виды психологического эксперимента:  лабораторный  и естественный,  констатирующий  и  формирующий. Особый вид психологического эксперимента – тест.

Характерным  признаком  лабораторного  эксперимента  является  то, что его проводят в лабораторных условиях (часто с помощью специальной аппаратуры), действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним экспериментируют (хотя, как правило, не знает, в чем сущность и цель эксперимента). С помощью лабораторного эксперимента исследуют не только свойства внимания, особенности восприятия, памяти и других  психических процессов отдельных индивидов,  но  и психологические особенности групповой деятельности.  

Естественный  эксперимент (был предложен А.Ф.Лазурским в 1910 г.) предполагает  исключить напряжение,  которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. С этой целью исследование переносится  в  обычные,  естественные  условия (рабочее место, место  отдыха), в которые незаметно для испытуемого вносятся определенные изменения.

И  лабораторный,  и  естественный  эксперименты  могут  проводиться не  только  с  целью  выявления  каких-либо  качеств  личности,  но  и  для  их формирования.  Констатирующий  эксперимент – изучение  психических состояний,  свойств,  явлений,  образований без  оказания  влияния  на  изменение исследуемых параметров. Формирующий  эксперимент – метод изучения  психического  развития  личности  в условиях  педагогического процесса.  Цель  формирующего  эксперимента  объясняется  в  его  названиях: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, психолого-педагогический, эксперимент активного формирования психики, генетико-моделирующий.

По  типу  формирующих  экспериментов  строятся  занятия  с  целью развития  у  работников  профессиональных  навыков  и  умений.  Для  этого после  определения  роли  факторов,  влияющих  на  исследуемое  качество личности, осуществляется планомерное изменение их воздействия на данную  личность  в  процессе  регулярного  выполнения  ею  соответствующих видов деятельности.

Виды  экспериментальных  методов  являются  исследовательскими:  с их помощью исследователь может  установить важные для научного познания факты, открыть наличие тех или иных закономерностей. Но психологический эксперимент может быть использован и для целей практической оценки. В этом случае задачей является не получение знаний, а выявление того,  насколько  психологические  качества  испытуемого  соответствуют уже  ранее  выявленным  психологическим  нормам  и  стандартам.  Такими методами, с помощью которых психолог стремится установить определенные психологические качества личности, являются тесты.

Тестирование –  это  краткий  экспериментально-психологический метод, используемый для исследования того или иного психического процесса (восприятия, памяти, мышления, внимания и т.д. – функциональный тест) или личности в целом (проективный тест) с целью их оценки.

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью).

Если опрос проводится с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно  может  участвовать  группа  лиц.  Анкетирование  представляет  собой средство первичной ориентировки. Полученные при анкетировании данные  намечают  направления  дальнейшего  изучения  личности  или  группы.  

Беседа как психологический  метод предусматривает прямое или косвенное, устное или  письменное получение сведений о деятельности испытуемого, в которых объективируются свойственные ему психические явления. Виды бесед:  сбор анамнеза, интервью, вопросники. Анамнез (от лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или, при  объективном анамнезе, от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (заранее подготовленные) вопросы. В том случае, когда вопросы и ответы  представляются в письменной форме, имеет  место анкетирование.

Метод анализа результатов (продуктов) деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности,  можно  делать  выводы  о  психологических  особенностях  ее  субъекта или субъектов.

Специфическими формами  метода анализа результатов деятельности являются  контент-анализ (позволяет выявлять  и  оценивать  специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на  их  основе  определять  психологические  характеристики  автора)  и  графология (определение психических свойств автора  по  характеристикам почерка).

Своеобразным  синтезом  методов  наблюдения  и  беседы  является обобщения независимых характеристик (К.К.Платонов), который широко  применяется при изучении  личности.  Сущность  данного метода состоит в обобщении сведений  о личности,  полученных  от  лиц,  наблюдавших ее в различных видах деятельности. В обобщенной характеристике каждая учитываемая черта может оцениваться условным баллом по методу полярных баллов: 5 – названная черта личности развита очень хорошо, ярко выражена и проявляется часто и  в различных видах деятельности как черта характера; 4 – заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная черта проявляется крайне редко; 3 – названная и параллельно противоположная ей черты личности выражены не резко и в проявлениях  уравновешивают  одна  другую,  хотя  обе  проявляются  нечасто;  2 – заметно выражена и часто проявляется противоположная черта личности; 1 – противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 0 – нет сведений для  оценки  данной  черты. Метод  обобщения  независимых  характеристик предполагает  возможность  оценки  не  только  наличного  уровня  развития черт личности, но и динамики их во времени.

Математические  методы  в психологии  используют  как средство повышения надежности,  объективности,  точности  получаемых  данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее  обоснования,  а также при обработке полученных  в  исследовании  данных.  

Описательные  методы исследования. В качестве конкретных форм понимания и методов описательной психологии выступают интроспекция,

самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация,  беседа  как  диалог,  биографический метод,  интуиция,  интерпретация  внутреннего мира другого человека, герменевтика.

Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фундаментальной  особенности  человеческой  психики –  ее  рефлексивной  природы, которая  обнаруживается  в  непосредственной  представленности  субъекту его  собственных  психических  состояний. Интроспекция  есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни,  психические переживания. Так же, как  внешнее объективное восприятие,  внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов – различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

Трудно представить наши  собственные психологические  знания без метода самонаблюдения. Большое  значение данные самонаблюдения имеют для психологии как науки о внутреннем  мире человека. При  самонаблюдении  открываются собственные переживания,  чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т.п. Однако требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкованию, пониманию, расчленению.

Метод  самоотчета  непосредственно  вытекает  из  метода  интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах  самонаблюдений,  описание  человеком  самого  себя  в  относительной целостности психических проявлений.

Особенностями самоотчета как  метода психологии является то, что  в самоотчете представлена уникальность внутреннего мира человека в единстве переживания, понимания, отношения, его отраженность в самосознании автора. В самоотчете человек предстает в определенном отрезке своей жизни, часто достаточно значительном.

Включенное  наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения. В отличие от объективного наблюдения, в котором наблюдатель  исследует  фрагменты  внешнего  поведения  другого  человека,  включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т.п.

В психологии включенное наблюдение применяется в практике психотерапевтической работы.

Эмпатическое  слушание как метод психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему, т.е.  на переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним.

Идентификация  как метод понимания другого представляет  собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от  эмоционального  сопереживания (эмпатии),  идентификация  использует  интеллектуальные,  логические  операции: сравнение, анализ, рассуждение и т.п.

Диалогическая беседа,  в отличие от классического интервью,  строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором  партнер  по  общению  не  воспринимается  как  изучаемый  объект,  а его  познание  усматривается  только  через  понимание. В  диалоге  активны оба  собеседника:  не  только  ведущий  беседы  имеет  право  и  возможность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнер.

Биографический  метод  как способ  познания  человека  основан на изучении  психологии  человека  в контексте его истории,  через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни.

Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и  условий  его получения. Описать способы и пути интуитивного постижения  другого  человека  не  представляется  возможным  в  силу  самой природы  интуиции.  Однако  в  психологии  установлено,  что  интуитивное усмотрение ситуации становится возможным, если человек имеет большой опыт  практической  или  познавательной  деятельности  в  соответствующей области. Различают следующие типы интуиции:

-  интеллектуальная –  охват  задачи или  ситуации без использования развернутых аналитических средств (разумная догадка);

-  эстетическая – оценка  возможности формирования вкусов  обучаемых; 

-  этическая –  выражение  морального  чувства,  проявляющееся  в  тактичном поведении.

Интерпретация внутреннего мира  другого человека  основана  на использовании субъектом совокупности  внутренних  психологических средств,  своего  психологического  опыта.  Понимание чужой душевной жизни осуществляется  по механизму аналогии. При  интерпретации внутреннего  мира  другого  человека  используют  многообразные  сведения  о внешнем поведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т.п.

Герменевтика – метод, общий для наук об обществе, культуре, человеке, представляет  собой искусство и  теорию истолкования различного рода  текстов –  литературных,  религиозных,  исторических,  научных  и  др.

Информация о работе Управленческая психология, ее объект и предмет. Основные принципы и методы управленческой психологии