Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:18, реферат
Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас, трудно- объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люд стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.
Введение………………………………………………………………………..….3
Предмет, объект, методы психологии………………………………………..4-11
1.Предмет и объект психологии …………………………………………….4
2.Субъективность как объект психологии………………………………….6
3.Методы психологии………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………...13
Московская открытая социальная академия
По дисциплине – Психология и педагогика
Тема работы – Предмет, объект и методы психологии
Выполнил студент Ю-(09) группы
Юридического факультета
Басаргина
Ольга Ивановна
Домашний адрес г.Бийск
Ул. Митрофанова 35-62
ОЦЕНКА…………………………….
<< >>……………………...2010
Преподаватель
К.пс.н., доц. Варшавская
Надежда Евгеньевна
Подпись…………………………….
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Предмет, объект, методы психологии………………………………………..4-
1.Предмет и объект психологии …………………………………………….4
2.Субъективность как объект психологии………………………………….6
3.Методы
психологии……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас, трудно- объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люд стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах .[1 .с. 3] Вес отросли психологии, взаимно связаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не может быть полным, если оно осуществляется в рамках, лишь отдельной отросли психологии. Но в любом случае оно предполагает достаточно глубокое изучение, прежде всего проблем общей и социальной психологии, создающих системное представление об индивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных феноменах. Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивирование его поведения и деятельности, формирование и развитие личности. К.Д.Ушинский не без основания считал - чтобы всесторонне воспитать человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно изучать наращивать это знание и учитывать его как на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политических систем так и в практической деятельности. [2 .с.6] Наша отечественная психология складывалась и развевалась преимущественно в рамках марксисткой концепции и ей в значительно меньшей степени присущ плюрализм позиций в понимании сущности и истоков человеческой психики, сущности самого человека. Характерным для отечественной психологии является диалектно – материалистический монизм в понимании психики человека, общественного сознания. Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой собственный предмет, объект и методы исследования. В данной работе попытаемся более четко определить - предмет, объект, и методы изучения психологии.
1.Предмет и объект психологии
Вся существующая реальность выступает
объектом и предметом изучения в различных
системах научного знания, среди которых
особое место в жизнедеятельности занимает
психологические науки. Их объектом является
все то в реальном мире, что выступает
действительным или потенциальным носителем
психического. А предметом – психика,
психическое во всех формах и разновидностях
его существования: закономерности возникновения,
формирования, функционирования и проявлений
психики, её отдельных феноменов. Эта наука,
прежде всего о закономерностях психической
жизни и деятельности человека и различных
форм общности людей. Психология как наука
изучает факты, закономерности и механизмы
психики (А.Н.Петровский). Объектом психологии
выступают не только люди, человек, но
и другие высокоорганизованные животные,
особенности психологической жизни которых
изучает такая отрасль психологии, как
зоопсихология. Однако традиционно основным
объектом психологии является человек.
В таком случае психология – это наука о
закономерностях возникновения, формирования,
развития, функционирования и проявлений
психики людей в различных условиях и
на разных этапах их жизни и деятельности. Объектом
психологии выступает не только конкретный
и отдельный человек, но и различные социальные
группы, массы и другие формы общностей
людей.
2.Субъективность как предмет психологии человека.
Всякое психическое явление получает свою определенность и свое содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью. Психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире. Внутренний мир человека всегда неповторим, пристрастен, но эта пристрастность, неповторимость есть в то же время активное воспроизведение, конструирование, понимание того мира, в котором реально живет и действует конкретный человек. Это положение имеет принципиальное значение для понимания субъективной реальности. Иное ее понимание исходит из представления о замкнутом в самом себе внутреннем мире человека. Субъекту доступны только явления его сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения. Они недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания. Однако наш собственный опыт, опыт других людей, научно-психологические данные говорят о том, что психическое достаточно точно ориентирует нас в мире, позволяет нам адекватно строить свое поведение в этом мире. Поэтому относить психические явления только к внутренним (искать их во внутреннем пространстве человека) ошибочно. Психическое столь же внутренне, сколь и внешне. Разумеется, психология не отождествляет субъективный образ с тем объективным предметом, который находится в реальности, вне сознания человека. Психический образ не зеркальное отображение предмета, но в то же время он и не только продукт мозговой деятельности. О психике мы говорим тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами. "Всякий психический факт, - писал отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, - это и кусок реальной действительности и отражение действительности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением - единством реального и идеального". Психические явления двойственны по своей природе, с одной стороны, они присущи данному телесному субъекту, имеют органическую основу, есть продукт и компонент органической жизни; с другой - есть активное отражение и результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта. Первичным является реальная, объективная форма существования психического. Психические процессы и явления - это, прежде всего реальные свойства человека, включенные в действительные процессы его жизни, выполняющие реальные функции в его жизнедеятельности. Вторичным является субъективная форма существования психического, его существование в форме переживания, самосознания. Только на определенном этапе своего развития человек становится способным к восприятию и осознанию своего собственного психического мира. Психологический, внутренний мир человека, мир его сознания есть одновременное выражение субъекта и отражение объекта.
3. Методы психологии.
Методы психологии – это способы
изучения психических особенностей людей,
сбора, обработки, и анализа психологической
информации, получения выводного знания.
Это способы использования тех или иных
средств для решения исследовательских
и других психологических задач. В
познании психических феноменов используются
следующие основные средства: интеллектуально-познавательная
деятельность исследователя, специалиста,
первая и вторая сигнальные системы, компьютерная,
видео - и аудиозаписывающая техника, тестовые
и другие опросные бланки и средства. Методы
психологии имеют своей целью раскрыть
особенности, закономерности, механизмы
индивидуальной и групповой психики, отдельных
психических явлений и процессов. При
этом каждый метод имеет свои возможности
и ограничения, знание и учет которых необходимы
на практике, профессиональной и других
видах деятельности. Психологическое
изучение людей должно быть направленно
на получение максимально объективного,
инстинктивного знания об особенностях
их психики. Этому в значительной степени
помогает овладение специалистами методами
психологии, методикой профессионально-
1.Эмпирические методы – сбора информации о психических особенностях, как отдельного человека, так и социальной группы. Наблюдения ведется в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека. Очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Важно, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, исследователь часто сам включается в те виды деятельности, которыми заняты испытуемые, проводя так называемое включенное наблюдение.
2.Методы обработки - полученной информации, в том числе и с использованием методов математической статистики и электронно-вычислительной техники. Пари качественном анализе можно либо использовать уже известные показатели и устанавливать их наличие или отсутствие у испытуемых, либо, анализируя фактический материал, выделять эти показатели, а затем, опираясь на них, проводить обработку всего фактического материала в целом. При качественном анализе особое внимание следует обратить на вновь зарождающиеся психические проявления, так как это позволяет установить не только их описание и качественная характеристика, всегда важно определить и доказать типичность найденного качества. Это может быть сделано на основе количественной обработки материалов исследования. Наиболее широко используется методы альтернативного, корреляционного, вариационного анализа.
3.Теоретические методы – анализа и интерпретации результатов- исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы.
4.Методы практического характера - к числу которых относятся:
а) методы оказания различных форм психологической помощи; б) методы социально-психологического научения (тренинг группы, методы индивидуального обучения методики регуляции психических состояний т.п.)
Наибольший практический смысл
деятельности специалиста
- наблюдения;
- познавательной беседы (индивидуальной и групповой);
-опроса (письменного, устного) разновидностью которого является анкетирование интервью;
- экспертные оценки;
- оценка полярных профилей эксперимента (естественного лабораторного);
- тестирование;
- анализ документов;
- анализа результатов деятельности;
- самонаблюдения и самоотчетов и др.
Рассмотрим некоторые методы подробней.
Метод наблюдения – целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных ситуациях.
Метод беседы. Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Особенность беседы как научного метода заключается в том, что благодаря непосредственному контакту с испытуемым имеется возможность, сохраняя на протяжении, свей беседы одну и ту же цель ее проведения, видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами. В условиях непосредственного контакта с испытуемым очень важно на протяжении всей беседы сохранять непринужденную доброжелательную обстановку. Не на одном из этапов беседа не должна превратиться в опрос, а тем более в допрос испытуемого.
Метод анкеты. Анкета- метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составлено программе. При составлении анкеты большое значение имеет четкое содержание вопросов и четкая их формулировка. Вопросы должны быть заданны так, чтобы их однозначно понимали все испытуемые. Это важно, поскольку при анкетировании нет непосредственного контакта с испытуемыми. В силу последнего обстоятельства весьма важна и подробная инструкция о порядке заполнения анкеты.
Метод эксперимента. Основным методом психологии ,как и других наук, является эксперимент. Эксперимент- метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.