Предмет, объект и методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:18, реферат

Краткое описание

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас, трудно- объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люд стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Предмет, объект, методы психологии………………………………………..4-11
1.Предмет и объект психологии …………………………………………….4
2.Субъективность как объект психологии………………………………….6
3.Методы психологии………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………...13

Файлы: 1 файл

реф псих (Автосохраненный).docx

— 35.13 Кб (Скачать)

 

 

                        Московская открытая социальная академия

 

                                               Реферат

 

По дисциплине – Психология и педагогика

Тема работы – Предмет,  объект и методы психологии

 

 

Выполнил студент Ю-(09) группы

Юридического факультета

Басаргина

Ольга Ивановна

Домашний адрес г.Бийск

Ул. Митрофанова 35-62

 

ОЦЕНКА…………………………….

<<         >>……………………...2010

Преподаватель

К.пс.н., доц. Варшавская

Надежда Евгеньевна

Подпись…………………………….

 

 

 

 

 

 

 Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..….3

Предмет, объект, методы психологии………………………………………..4-11

       1.Предмет и объект психологии …………………………………………….4

       2.Субъективность как объект психологии………………………………….6

       3.Методы психологии………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………….12

Список используемой литературы……………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас, трудно- объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люд стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах .[1 .с. 3]          Вес отросли психологии, взаимно связаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не может быть полным, если оно осуществляется в рамках, лишь отдельной отросли психологии. Но в любом случае оно предполагает достаточно глубокое изучение, прежде всего проблем общей и социальной психологии, создающих системное представление об индивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных феноменах. Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивирование  его поведения и деятельности, формирование и развитие личности.    К.Д.Ушинский не без основания считал - чтобы всесторонне воспитать человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно изучать наращивать это знание и учитывать его как на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политических систем так и в практической деятельности. [2 .с.6]            Наша отечественная психология складывалась и развевалась преимущественно в рамках марксисткой концепции и ей в значительно меньшей степени присущ плюрализм позиций в понимании сущности и истоков человеческой психики, сущности самого человека. Характерным для отечественной психологии является диалектно – материалистический монизм в понимании психики человека, общественного сознания.   Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой собственный предмет, объект и методы исследования. В данной работе попытаемся более четко определить - предмет, объект, и методы изучения психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Предмет и объект психологии

           Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания, среди которых особое место в жизнедеятельности занимает психологические науки. Их объектом является все то в реальном мире, что выступает действительным или потенциальным носителем психического. А предметом – психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования: закономерности возникновения, формирования, функционирования и проявлений психики, её отдельных феноменов. Эта наука, прежде всего о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общности людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А.Н.Петровский). Объектом психологии  выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психологической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности. Объектом психологии выступает не  только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей.                                                                                      Таким образом, предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности.          Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сферах социальной жизни, занимается разными видами деятельности. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихийно складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отраслям психологического знания: психология труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искусства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, медицинской, этнической и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Субъективность как предмет психологии человека.

Всякое психическое явление  получает свою определенность и свое содержание через связи и отношения  человека с окружающей действительностью. Психологический мир человека - это  мир в человеке и человек в  мире. Внутренний мир человека всегда неповторим, пристрастен, но эта пристрастность, неповторимость есть в то же время  активное воспроизведение, конструирование, понимание того мира, в котором  реально живет и действует  конкретный человек.       Это положение имеет принципиальное значение для понимания субъективной реальности. Иное ее понимание исходит из представления о замкнутом в самом себе внутреннем мире человека. Субъекту доступны только явления его сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения. Они недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания. Однако наш собственный опыт, опыт других людей, научно-психологические данные говорят о том, что психическое достаточно точно ориентирует нас в мире, позволяет нам адекватно строить свое поведение в этом мире. Поэтому относить психические явления только к внутренним (искать их во внутреннем пространстве человека) ошибочно. Психическое столь же внутренне, сколь и внешне.       Разумеется, психология не отождествляет субъективный образ с тем объективным предметом, который находится в реальности, вне сознания человека. Психический образ не зеркальное отображение предмета, но в то же время он и не только продукт мозговой деятельности. О психике мы говорим тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами.                                "Всякий психический факт, - писал отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, - это и кусок реальной действительности и отражение действительности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением - единством реального и идеального". Психические явления двойственны по своей природе, с одной стороны, они присущи данному телесному субъекту, имеют органическую основу, есть продукт и компонент органической жизни; с другой - есть активное отражение и результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта.          Первичным является реальная, объективная форма существования психического. Психические процессы и явления - это, прежде всего реальные свойства человека, включенные в действительные процессы его жизни, выполняющие реальные функции в его жизнедеятельности. Вторичным является субъективная форма существования психического, его существование в форме переживания, самосознания. Только на определенном этапе своего развития человек становится способным к восприятию и осознанию своего собственного психического мира. Психологический, внутренний мир человека, мир его сознания есть одновременное выражение субъекта и отражение объекта.

 

      

 

 

 

 

 

 

3. Методы психологии.

            Методы психологии – это способы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки, и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.     В познании психических феноменов используются следующие основные средства: интеллектуально-познавательная деятельность исследователя, специалиста, первая и вторая сигнальные системы, компьютерная, видео - и аудиозаписывающая техника, тестовые и другие опросные бланки и средства.        Методы психологии имеют своей целью раскрыть особенности, закономерности, механизмы индивидуальной и групповой психики, отдельных психических явлений и процессов. При этом каждый метод имеет свои  возможности и ограничения, знание и учет которых необходимы на практике, профессиональной и других видах деятельности.  Психологическое изучение людей должно быть направленно на получение максимально объективного, инстинктивного знания об особенностях их психики. Этому в значительной степени помогает овладение специалистами методами психологии, методикой профессионально-психологического изучения человека. Все многообразие методов, используемых в психологии, можно свести в группы.

 

          1.Эмпирические методы – сбора информации о психических особенностях, как отдельного человека, так и социальной группы. Наблюдения ведется в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека. Очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Важно, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, исследователь часто сам включается в те виды деятельности, которыми заняты испытуемые, проводя так называемое включенное наблюдение.

 

     2.Методы обработки -  полученной информации, в том числе и с использованием методов математической статистики и электронно-вычислительной техники. Пари качественном анализе можно либо использовать уже известные показатели и устанавливать их наличие или отсутствие у испытуемых, либо, анализируя фактический материал, выделять эти показатели, а затем, опираясь на них, проводить обработку всего фактического материала в целом. При качественном анализе особое внимание следует обратить на вновь зарождающиеся психические проявления, так как это позволяет установить не только их описание и качественная характеристика, всегда важно определить и доказать типичность найденного качества. Это может быть сделано на основе количественной обработки материалов исследования. Наиболее широко используется методы альтернативного, корреляционного, вариационного анализа.

 

       3.Теоретические методы – анализа и интерпретации результатов- исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы.

 

4.Методы практического  характера - к числу которых относятся:

а) методы оказания различных  форм психологической помощи;            б) методы социально-психологического научения (тренинг группы, методы индивидуального обучения методики регуляции психических состояний т.п.)

         Наибольший практический смысл  деятельности специалиста имеет  методы первой группы - сбор психической информации. К их числу относятся следующие методы:

- наблюдения;

- познавательной беседы (индивидуальной и групповой);

-опроса (письменного, устного) разновидностью которого является анкетирование интервью;

- экспертные оценки;

- оценка полярных профилей эксперимента (естественного лабораторного);

- тестирование;

- анализ документов;

- анализа результатов деятельности;

- самонаблюдения и самоотчетов и др.

Рассмотрим некоторые  методы подробней.

Метод наблюдения – целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных ситуациях.

Метод беседы. Беседа – метод сбора фактов  о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Особенность беседы как научного метода заключается в том, что благодаря непосредственному контакту с испытуемым имеется возможность, сохраняя на протяжении, свей беседы одну и ту же цель ее проведения, видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами. В условиях непосредственного контакта с испытуемым очень важно на протяжении всей беседы сохранять непринужденную доброжелательную обстановку. Не на одном из этапов беседа не должна превратиться в опрос, а тем более в допрос испытуемого.

Метод анкеты. Анкета- метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составлено программе. При составлении анкеты большое значение имеет четкое содержание вопросов и четкая их формулировка. Вопросы должны быть заданны так, чтобы их однозначно понимали все испытуемые. Это важно, поскольку при анкетировании нет непосредственного контакта с испытуемыми. В силу последнего обстоятельства весьма важна и  подробная инструкция о порядке заполнения анкеты.

Метод эксперимента. Основным методом психологии ,как и других наук, является эксперимент. Эксперимент- метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Информация о работе Предмет, объект и методы психологии