Юридическая
психология изучает психологические
особенности юридической деятельности
(например, особенности поведения
участников уголовного процесса, психические
проблемы формирования личности преступника,
особенности его поведения и
так далее).
Военная
психология изучает психологические
особенности пребывания человека в
армии, в том числе и в условиях
боевых действий.
Психология
рекламы занимается оценкой нужд
или ожиданий потребителей, разработкой
психологических средств воздействия
на людей с целью создания спроса
на подлежащий сбыту товар.
Психология
религии пытается понять и объяснить
поведение верующих в целом или
представителей различных сект.
Экологическая
психология занимается изучением наиболее
эффективных способов улучшения
условий жизни в населенных пунктах,
где протекает деятельность человека.
При этом особое внимание уделяется
проблемам шума, загрязнения окружающей
среды, тому, как эти явления влияют
на психику человека, а также проблемам
взаимовлияния природы и человека.
Прикладные
области психологии, или практическая
психология. Выделяет следующие прикладные
области психологии: клиническая
психология, школьная психология, промышленная
психология, педагогическая психология,
эргономическая психология, психологическое
консультирование.
В центрах
психического здоровья, больницах и
консультационных кабинетах работают
клинические психологи. Чаще всего
они имеют дело с людьми, которые жалуются
на подавленность, раздражительность,
слезливость, бессонницу, чувство одиночества,
утрату радости жизни, трудности взаимопонимания
с людьми, всевозможные страхи (например,
страх езды в транспорте является частой
причиной обращения к специалисту), депрессию,
нарушения деятельности различных функциональных
систем и органов (головные боли, боли
в сердце, заболевания желудочно-кишечного
тракта, бесплодие и гинекологические
заболевания, когда врачи не находят объективной
патологии, а орган ведет себя как «больной»),
состояние тревоги, выражающееся в функциональных
расстройствах эмоционального или сексуального
плана, или же на трудности в преодолении
неурядиц повседневной жизни. Психолог
должен уяснить себе суть и причины проблемы
путем бесед с пациентом или психологического
обследования, с тем, чтобы выбрать и применить
наиболее подходящую психотерапию.
Психолог
– консультант должен облегчить
налаживание конструктивного диалога
между супругами или между
родителями и детьми, с тем, чтобы
они могли разрешить свои проблемы.
Большую работу проводят психологи-консультанты,
участвующие в работе «телефона
доверия», в различных центрах
по предупреждению самоубийств, по борьбе
с наркоманией или преступлениями
против личности, жертвами которых
чаще всего оказываются женщины
и дети. Психологи-консультанты обычно
имеют специализацию (трудно быть специалистом-универсалом,
«невозможно все делать хорошо»).
Например, семейный психолог-консультант
занимается проблемами супругов и родительско-детских
отношений, детский психолог-консультант
помогает в решении проблем в связи с осложнениями
в развитии или воспитании детей, а в кризисных
центрах для наркоманов и жертв насилия
работают в основном клинические психологи.
Школьный
и промышленный психологи помогают
учащимся или служащим выбрать специальность
или работу, наиболее соответствующую
их интересам и способностям.
Школьный
психолог также оказывает поддержку
учащимся, у которых возникают
трудности в учебном процессе,
во взаимоотношениях с родителями и
педагогами, помогает учащемуся разрешить
свои проблемы или рекомендует соответствующую
психотерапию.
Педагогический
психолог занимается разработкой наиболее
эффективных методов обучения, проводит
психологический тренинг с преподавателями.
Промышленный
психолог часто играет важную роль
в разрешении конфликтов между рабочими
и предпринимателями, в оптимизации
взаимодействия людей на производстве,
занимается вопросами рекламы продукции
предприятия.
Психолог-эргономист
на основе накопленных знаний о поведении
и психических возможностях людей дает
рекомендации конструкторам машин и технических
устройств о наилучшем расположении рычагов
управления, средств отображения информации,
оценивает интенсивность шума и освещенности,
приемлемые для человека в данных условиях.
Место психологии
в системе наук.
Современная
психология находится на стыке ряда
наук. Она занимает промежуточное
положение между общественными
науками, с одной стороны, естественными
– с другой, техническими – с
третьей. Близость ее к этим наукам,
даже наличие отраслей, совместно
разрабатываемых с некоторыми из
них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности.
Во всех своих отраслях психология
сохраняет свой предмет исследования,
свои теоретические принципы, свои
пути изучения этого предмета. Что
же касается многогранности психологических
проблем, столь значимых не только для
психологии, но и для смежных с нею наук,
то это объясняется тем, что в центре внимания
психологов всегда остается человек –
главное действующее лицо мирового прогресса.
Все науки и отрасли знаний имеют смысл
и значение только в связи с тем, что они
служат человеку, вооружают его, творятся
им, возникают и развиваются как человеческая
теория и практика. Все дальнейшее развитие
психологических знаний мыслится как
максимальное расширение связей психологии
со смежными науками при сохранении ею
самостоятельного предмета исследования.
- Деятельность. Виды деятельности
Основное,
чисто внешнее отличие живой
материи от неживой, высших форм жизни
от низших, более развитых живых
существ от менее развитых заключается
в том, что первые гораздо более
подвижны и активны, чем вторые. Жизнь
во всех своих формах связана с движениями,
и по мере ее развития двигательная активность
приобретает все более совершенные формы.
Элементарные, простейшие живые существа
гораздо более активны, чем самые сложно
организованные растения. Это относится
к разнообразию и скорости движений, возможности
перемещаться в пространстве на различные
расстояния. Простейшие могут жить только
в водной среде, земноводные выходят на
сушу, червеобразные живут на земле и под
землей, птицы поднимаются в небо. Человек
способен создать себе условия и обитать
в любой среде и в любой точке земного
шара (а в последние годы и вне Земли). Ни
одно живое существо не в состоянии сравниться
с ним по разнообразию, распространению
и формам активности.
Активность
растений практически ограничена
обменом веществ с окружающей
средой. Активность животных включает
элементарные формы исследования
этой среды и научение. Активность
человека самая разнообразная. Кроме всех
видов и форм, характерных для животных,
она содержит особую форму, называемую
деятельностью.
Деятельность
можно определить как специфический
вид активности человека, направленный
на познание и творческое преобразование
окружающего мира, включая самого
себя и условия своего существования.
В деятельности человек создает
предметы материальной и духовной
культуры, преобразует свои способности,
сохраняет и совершенствует природу,
строит общество, создает то, что
без его активности не существовало
в природе. Творческий характер человеческой
деятельности проявляется в том, что благодаря
ей он выходит за пределы своей природной
ограниченности, т.е. превосходит свои
же генотипически обусловленные возможности.
Вследствие продуктивного, творческого
характера своей деятельности человек
создал знаковые системы, орудия воздействия
на себя и природу. Пользуясь этими орудиями,
он построил современное общество, города,
машины, с их помощью произвел на свет
новые предметы потребления, материальную
и духовную культуру и в конечном счете
преобразовал самого себя. Исторический
прогресс, имевший место за последние
несколько десятков тысяч лет, обязан
своим происхождением именно деятельности,
а не совершенствованию биологической
природы людей.
Современный
человек живет в окружении
таких предметов, ни один из
которых не является чистым
творением природы.
Ко
всем таким предметам, особенно
на работе и в быту, оказались
в той или иной степени приложенными
руки и разум человека, так
что их можно считать материальным
воплощением человеческих способностей.
В них как бы опредмечены достижения
разума людей. Усвоение способов обращения
с такими предметами, включение их в деятельность
выступает как собственное развитие человека.
Всем этим человеческая деятельность
отличается от активности животных, которые
не производят ничего подобного: ни одежды,
ни мебели, ни машин, ни знаковых систем,
ни орудий труда, ни средств передвижения
и многого другого. Для удовлетворения
своих потребностей животные пользуются
только тем, что им предоставила природа.
Иными
словами, деятельность человека
проявляется и продолжается в
творениях, она носит продуктивный,
а не только потребительский
характер.
Породив
и продолжая совершенствовать
предметы потребления, человек
кроме способностей развивает
свои потребности. Оказавшись
связанными с предметами материальной
и духовной культуры, потребности
людей приобретают культурный
характер.
Деятельность
человека принципиально отличается
от активности животных и в
другом отношении. Если активность
животных вызвана естественными
потребностями, то деятельность
человека в основном порождается
и поддерживается искусственными
потребностями, возникающими благодаря
присвоению достижений культурно-исторического
развития людей настоящего и
предшествующих поколений. Это
- потребности в познании (научном
и художественном), творчестве, в
нравственном самосовершенствовании
и другие.
Формы
и способы организации человеческой
деятельности также отличаются
от активности животных. Почти
все они связаны со сложными
двигательными умениями и навыками,
которых нет у животных, - умениями
и навыками, приобретенными в
результате сознательного целенаправленного
организованного обучения. Уже с раннего
детства ребенка специально обучают по-человечески
пользоваться предметами домашнего обихода
(вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло,
зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.),
различными инструментами, которые преобразуют
заданные от природы движения конечностей.
Они начинают подчиняться логике предметов,
с которыми человек имеет дело. Возникает
предметная деятельность, которая отличается
от естественной активности животных.
Система
движений, совершаемых животными,
обусловлена анатомо-физиологическим
устройством организма. С предметами
человеческой материальной культуры
(книга, карандаш, ложка и т.п.)
животные обращаются гак, как
если бы они были обычными
природными предметами, без учета
их культурного назначения и
способа употребления людьми. У
человека сами движения рук
и ног преобразуются, подчиняясь
правилам культуры использования
соответствующих предметов, т.е.
становятся искусственными, более
совершенными и социально обусловленными.
Животные
только потребляют то, что им
дано природой. Человек, напротив,
больше создает, чем потребляет.
Если бы его деятельность, так
же как и активность животных,
носила в основном потребительский
характер, то нескольким десяткам
поколений людей не удалось
бы за исторически сравнительно
короткий срок достигнуть такого
прогресса, создать грандиозный
мир духовной и материальной
культуры. Все это - благодаря
деятельностному характеру человеческой
активности.
Итак,
главные отличия деятельности
человека от активности животных
сводятся к следующему:
1. Деятельность
человека носит продуктивный, творческий,
созидательный характер. Активность
животных имеет потребительскую
основу, она в результате ничего
нового по сравнению с тем,
что дано природой, не производит
и не создает.
2. Деятельность
человека связана с предметами
материальной и духовной культуры,
которые используются им или
в качестве инструментов, или
в качестве предметов удовлетворения
потребностей, или в качестве
средств собственного развития.
Для животных человеческие орудия и
средства удовлетворения потребностей
как таковые не существуют.
3. Деятельность
человека преобразует его самого,
его способности, потребности,
условия жизни. Активность животных
практически ничего не меняет
ни в них самих, ни во внешних
условиях жизни.
4. Человеческая
деятельность в ее разнообразных
формах и средствах реализации
есть продукт истории. Активность
животных выступает как результат
их биологической эволюции.
5. Предметная
деятельность людей с рождения
им не дана. Она «задана» в
культурном предназначении и
способе использования окружающих
предметов. Такую деятельность
необходимо формировать и развивать
в обучении и воспитании. То
же относится к внутренним, нейрофизиологическим
и психологическим структурам, управляющим
внешней стороной практической
деятельности. Активность животных
изначально задана, генотипически обусловлена
и разворачивается по мере естественного
анатомо-физиологического созревания
организма.
Деятельность
отличается не только от активности,
но и от поведения. Поведение
не всегда целенаправленно, не
предполагает создания определенного
продукта, носит зачастую пассивный
характер. Деятельность всегда целенаправленна,
активна, нацелена на создание
некоторого продукта. Поведение
спонтанно («куда поведет»), деятельность
организована; поведение хаотично,
деятельность систематична.
Деятельность
человека имеет следующие основные
характеристики: мотив, цель, предмет,
структуру и средства. Мотивом
деятельности называется то, что
побуждает ее, ради чего она
осуществляется. В качестве мотива
обычно выступает конкретная
потребность, которая в ходе
и с помощью данной деятельности
удовлетворяется.
Мотивы
человеческой деятельности могут
быть самыми различными: органическими,
функциональными, материальными,
социальными, духовными. Органические
мотивы направлены на удовлетворение
естественных потребностей организма
(у человека - на создание условий,
в наибольшей степени этому
способствующих). Такие мотивы связаны
с ростом, самосохранением и развитием
организма. Это - производство
продуктов питания, жилища, одежды
и т.п. Функциональные мотивы
удовлетворяются с помощью разного
рода культурных форм активности,
например игр и занятий спортом.
Материальные мотивы побуждают
человека к деятельности, направленной
на создание предметов домашнего
обихода, различных вещей и
инструментов, непосредственно в
виде продуктов, обслуживающих
естественные потребности. Социальные
мотивы порождают различные виды
деятельности, направленные на то,
чтобы занять определенное место
в обществе, получить признание
и уважение со стороны окружающих
людей. Духовные мотивы лежат
в основе тех видов деятельности,
которые связаны с самосовершенствованием
человека. Тип деятельности обычно
определяется по ее доминирующему
мотиву (доминирующему потому, что
всякая человеческая деятельность
полимотивирована, т.е. побуждается несколькими
различными мотивами).