Предмет и методы психологии и педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:18, контрольная работа

Краткое описание

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

Оглавление

1. Объект и предмет психологической науки. Специфика психологического познания…………..стр 3

2. Связь теории и практики в психологии. Методы и методики психологического исследования………..стр 8

3. Метод психоанализа и его роль в развитии психологии. Основные положения гештальт – психотерапии………………стр 18

4. Объект, предмет и функции педагогики……….стр 22

5. Система методов и методика психологического исследования………стр 25

6. Практическое задание……….стр 33

7. Используемая литература……………..стр 39

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ1.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургская  Химико-фармацевтическая академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология  и педагогика

 

 

Контрольная работа №1

 

 

 

 

Выполнила студентка  заочного отделения

 

6 курса  1 группы

 

 

ТЕМА 8 Предмет и методы психологии и педагогики.

 

 

 

 

 

 

Стародубцева  Анна Сергеевна

 

Шифр 07864

 

 

Адрес: г.Орел пер. Ягодный д.8 кв.48 302027

 

 

 

 

 

 

План работы:

 

 

 

  1. Объект и предмет психологической науки. Специфика психологического познания…………..стр 3

 

 

  1. Связь теории и практики в психологии. Методы и методики психологического исследования………..стр 8

 

 

  1. Метод психоанализа и его роль в развитии психологии. Основные положения гештальт – психотерапии………………стр 18

 

 

  1. Объект, предмет и функции педагогики……….стр 22

 

 

  1. Система методов и методика психологического исследования………стр 25

 

 

  1. Практическое задание……….стр 33

 

 

  1. Используемая литература……………..стр 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Объект и предмет психологической науки. Специфика психологического познания.

 

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

 

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика  приобретает качественно новый  характер в силу того, что его  биологическая природа преобразуется  социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

 

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения  в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории.ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых  психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий  предмет и объект исследовании, или  же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как  и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как  наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет  свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и  психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока  основных понятий:

  • психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
  • психические состояния - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
  • психические свойства личности - с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
  • психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические  феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тссно взаимосвязаны и  влияют друг на друга. Так. например, состояние  бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

Особенности психологического познания. Знания о мышлении позволят нам представить особенности интеллекта данного человека, оценить его способности, определив, в частности, где, в чем и каком образе они больше всего проявляются: в решении практических заданий с помощью реальных действий по материальные предметы (практическое или наглядно действующее мышление) или при внутренних манипуляциях с обидами (образное мышление), а возможно, в решении абстрактно логических, теоретических проблем с помощью понятий и за законами логики(словесно логическое мышление).

Психологические знания о состояниях человека включают представление  о его позитивном или негативном эмоциональном настроении, об общем  тонусе (повышенному или сниженному), о внутренней напряженности, об особенностях внимания, а также о характере эмоций: аффектов, чувств, страстей и стрессов.

Выучив мотивацию человека, также можно получить немало важных сведений о нем: какие его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, каким образом он принимает и реализует разнообразные решения.

Немаловажное иметь  представление и о типе темперамента человека, знать, например, холерик  он, флегматик, сангвиник или меланхолик. Еще более важно точно знать черты характера, потому что именно они определяют непосредственное поведение человека, его действия, реакции, поступки в тех или других социальных ситуациях. Особенный интерес представляет выявление акцентированных черт характера, степени развитой тех свойств личности, от которых зависит отношение к людям, например чуткость, доброта, готовность прийти на помощь, порядочность, честность и др.

Наконец, далеко не последнюю  роль в психологическом познании человека играет выяснение его отношения  к самому себе и к окружающим людей: доволен ли он собой и своими взаимоотношениями с окружающими, любит или не любит себя и людей, удовлетворенный или не удовлетворенный своим местом в системе человеческих отношений, добрый или твердый, честолюбивый или без особенных претензий, сговорчивый или несговорчивый, контактный или замкнут, товарищеский или нетоварищеский по своей натуре.

Знание психологических  состояний человека позволяет находить способы общения с ним, которые  отвечают его настроению, и тем  самым избегать недоразумений и конфликтов (например, человек в этот момент находится в состоянии аффекта, стрессу или просто находится в плохом настроении и не расположенный к общению). Представление о мотивах и потребностях человека поможет найти общий язык с ним, заинтересовать его и организовать взаимодействую с ним таким образом, чтобы оно в наибольшей степени отвечало актуальным интересам и потребностям данного человека.

Имея информацию о  том, как человек принимает и  практически реализует принятые решения, мы можем привести наши ожидания в соответствие с психологической индивидуальностью этого человека. Зная, например, о том, что он принимает решение сразу, не размышляя, и сразу пытается его реализовать, общаясь, взаимодействуя с ним, мы настраиваемся на быструю реакцию с его стороны и тщательным образом продумываем свои действия. Напротив, если известно, что человек не склонный сразу принимать решения и начинает действовать, лишь тогда, когда все к мелочам обстоятельно обдумано и взвешено, мы не ожидаем от него немедленных реакций и действий.

Точное представление  о темпераменте и характере человека также позволяет прогнозировать, предусматривать его реакции. Кроме  того, поскольку темперамент и  характер достаточно стойкие, придется принимать как неминуемы некоторые поступки человека, строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учетом уже сформированных особенностей.

Наконец, зная отношения  человека к себе и других людей, мы можем или подстраиваться под  эти отношения или предварительно настраиваться на то, чтобы в окончательном итоге изменить их в нужную сторону.

 

Источники психологических знаний

Знание о себе человек  может получать из всевозможных источников. Первый, с которым человек сталкивается в детстве, - окружающие его люди: родители, родственники, что замещают их люди. Они психологически оценивают ребенка, характеризуют его поведение. Ребенок принимает эти оценки на веру, относит их к себе: в итоге у него складывается определенная самооценка, что, по сути дела, является оценкой, сформированной у него другими людьми.

Психологические характеристики, которые человек дает другим людям, формируются на основе того, что  сам человек видит, общаясь с  этими людьми и изучая отзывы окружающих об этих людях. Соизмеряя собственные  впечатления с оценками других людей, человек формирует обиды этих людей. Все это, вместе взятое, и составляет первый и основной источник знаний человека о себе и об окружающих его людях. Такими знаниями в том или другой степени он пользуется практически в течение всей жизни, начиная с того момента, когда овладеет языком и научится понимать окружающих людей.

Вторым важным источником психологического познания являются практические дела и продукты человеческой деятельности. Оценивая их, сравнивая результаты своей деятельности и деятельности других, человек формирует представление о собственных качествах, способностях и возможностях. У него складывается самооценка знаний, умений, навыков, деловых, волевых и других персональных качеств. Сопоставляя достижение других людей со своими собственными успехами и неудачами, человек формирует обиды других людей.

Третьим возможным источником психологического самопознания и познания других людей могут служить разного  рода испытания и критические  жизненные ситуации, в которых  человек больше всего ярко проявляет  свои особенности. Тесты, которые иногда дополнительно используются в некоторых случаях, дают наиболее достоверную и точную информацию о человеке. Они же чаще всего являются единственным источником знаний о таких психологических свойствах людей, которых невозможно наблюдать и оценивать непосредственно.

Как следующий источник психологических знаний могут стать  произведению науки, литературы и искусства, в которых воплощена или представлена психология разных людей. Да, важным источником психологического познания людей являются произведения талантливых писателей - знатоков человеческих душ: по общему признанию, это Шекспир, Чехов, Достоевский, Толстой и др.

Информация о работе Предмет и методы психологии и педагогики