Предмет и методы психологии и педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:18, контрольная работа

Краткое описание

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

Оглавление

1. Объект и предмет психологической науки. Специфика психологического познания…………..стр 3

2. Связь теории и практики в психологии. Методы и методики психологического исследования………..стр 8

3. Метод психоанализа и его роль в развитии психологии. Основные положения гештальт – психотерапии………………стр 18

4. Объект, предмет и функции педагогики……….стр 22

5. Система методов и методика психологического исследования………стр 25

6. Практическое задание……….стр 33

7. Используемая литература……………..стр 39

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ1.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Метод психоанализа и его роль в развитии психологии. Основные положения гештальт –психотерапии.

Психоанализ – метод исследования, представляющий собой в основном выявление бессознательного значения слов, поступков, продуктов воображения (сновидения, фантазии данного субъекта). В основе  метода психоанализа лежат свободные ассоциации субъекта как гарантия надежности истолкования. Кроме того, основу теории психоанализа составляет контролируемое истолкование сопротивления, переноса и желания (в этом смысле психоанализ имеет синонимом выражение «пройти психоанализ », что по смыслу совпадает с выражением «лечение анализом»). По определению основателя психоанализа  З. Фрейда, это:

  • способ исследования душевных процессов, иначе почти недоступных, 
  • метод исследования невротических расстройств, основанный на данном исследовании
  • ряд возникших в результате этого психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

Фрейд называл психоанализом работу по возвращению в сознание больного вытесненного душевного содержания, при котором пациента учат понимать «сложный состав душевных образований, приводя симптомы к лежащим в их основе побуждениям и влечениям и показывая больному в его симптомах ранее не ведомые ему мотивы и влечения».

Открытие психоанализа:

Предшественниками психоанализа считаются Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и “отреагировать” забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза.

Своим открытием психоанализ обязан трудам Зигмунда Фрейда, в которых разработана психоаналитическая концепция. Закончив обучение по специальности нейрофизиология в Вене в 1881 г. Фрейд поехал на стажировку во Францию, где учился у знаменитого невропатолога Шарко. Он был поражен выводами о сходстве между явлением психической диссоциации, которое может быть вызвано гипнозом и диссоциацией между сознательным и бессознательным в психике, наблюдаемым у больных с выраженными истерическими симптомами. Вернувшись в Вену, Фрейд начинает сотрудничать с Йозефом Брейером, который обнаружил, что пациентка, проявлявшая симптомы истерии, испытывала облегчение, когда ей давали возможность высказать свои мысли под гипнозом. В результате Фрейд пришел к выводу, что диссоциация бывает не только у больных психоневрозом, но может случаться и у любого человека.

Каждое ментальное явление с  позиций психоанализа раскрывается в динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс) и структурном аспектах.

Метод свободных  ассоциаций и «основное правило» психоанализа

От гипноза Фрейд  со временем отказался, поскольку он подходил не для всех пациентов, а симптомы, которые купировались, со временем могли возвращаться (рецидивы). В основу концепции психоанализа был положен метод свободных ассоциаций. Фрейд пытался побуждать больных рассказывать о своих фантазиях, грезах, переживаниях, чтобы с помощью этого материала найти доступ к тому, что пациент забыл или от чего он пытался защититься (сопротивление при анализе). Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее обусловленным, чем произвольным или случайным. Предполагаемый психоанализом  детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем или о чем думаем, включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное. По мысли Фрейда, свободные ассоциации далеко не всегда остаются свободными, поскольку пациент остается под воздействием психоаналитической ситуации, и в его сознании возникают только те мысли, которые так или иначе связаны с данной ситуацией.

В этой связи, по определению Лапланша Ж. и Ж.-Б. Понталиса, основное правило, организующее психоаналитическую ситуацию, состоит в том, что пациента просят говорить все, что он думает и чувствует, ничего не выбирая и не упуская из того, что приходит к нему в голову, даже если ему кажется, что сообщать это неприятно, смешно, неинтересно, неуместно. Таким образом, основу психоанализа как метода терапии должны были составить разнообразные попытки вернуть вытесненный в бессознательное психический материал в сознание, вызывая разрядку аффекта в виде «катарсиса».

 

Гештальт – психотерапия – форма психотнрапии , разработанная в рамках гештальт– психологии Фредериком – Соломоном Перлзом.

Гештальт– психология исходит из того, что анализ отдельных частей не может обеспечить целостного понимания (или восприятия) объекта. При этом человеческое восприятие обладает своей собственной организацией, а не механическим суммированием внешних раздражителей. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно в данный момент (например, жажда, голод, вид любимого человека и т.д.). Значимая фигура (голод, боль в каком либо органе, строка из текста или образ любимого) выделяется на первый план, а все остальные объекты сливаются, становятся нечеткими и становятся фоном. Гештальт - психотерапия подчеркивает целостность организма, неделимую на отдельные части (независимо существующие органы или душу и тело).  
Основные положения Гештальт психотерапии:

1.Человек представляет  собой целостное существо, Любое  деление его на составные части  (напр. психику и тело) является  искусственным. 
2.Человек и окружающая его среда составляют единый Гештальт, структурное целое, которое называют полем организм – окружающая среда. Среда влияет на организм и организм преображает окружающую его среду, также как и в межличностных отношениях, – поведение окружающих влияет на нас, если мы меняем свое поведение, – то и окружающие вынуждены меняться. 
3.Человеческое поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Голод – поиск пищи – удовлетворение голода – завершение гештальта и его разрушение.  
4.Контакт – базовое понятие гештальт психотерапии. Человек не может развиваться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности удовлетворяются в только в контакте с окружающей средой. Насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу.  
5.Осознание – осведомленность о том, что происходит внутри организма и его окружающей среде. Это переживание восприятия стимулов внешнего мира, внутренних процессов организма и мыслительной деятельности (идей, образов, воспоминаний, предвосхищении, фантазий). Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофированно мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и зачастую ложными представлениями, например о том, что можно ждать от людей, как они относятся ко мне и т.д. (по выражению Ф. Перзла– «Интуиция это разум организма, а интеллект – продажная девка разума», «Отбросьте разум и доберитесь до Ваших чувств»). Гешталтьт - психотерапевты предполагаю, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. 
6.Принцип «здесь и теперь» - актуальное для организма всегда происходит в настоящем, даже если это мысли, воспоминания о прошлом или будущем – все они находятся в настоящем моменте. 
7.Ответственность – способность отвечать за происходящее и выбирать свои реакции. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь, опираться на себя. 
Главная цель гештальт психотерапии достижение возможно – более полного осознания себя внешнего мира и, в первую очередь мира межличностных отношений. 
 
Рассматривая организм и среду, как единое целое, Перзл подчеркивал, что существует контактная граница между человеком и внешней средой (отсутствие границы, – по сути, отсутствие ощущения собственного «Я»). Поэтому постоянно происходит контакт со средой и отход от нее. Движущая сила этого ритма – иерархия потребностей. Для удовлетворения своих потребностей мы должны быть в постоянном контакте со своей внутренней и внешней зонами. Причина неврозов по Перлзу – сосредоточение на средней зоне – зоне фантазий. В отличие от психоанализа смысл гештальт-психотерапии не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании настоящего. Основу и этапы осознавания составляют: организм как целое; здесь и сейчас; как важнее, чем почему;  
Одной из важных целей гештальт – психотерапии является достижение состояния зрелости – способности перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и на саморегуляцию. Если индивид не достиг зрелости, то он, вместо того чтобы попытаться самому удовлетворить собственные потребности и брать ответственность за неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Люди не способные пойти на риск порой берут на себя защитную роль «беспомощного» или «дурачка». 
Жизненная философия гештальт – психотерапии  
1.Живи теперь. Будь в настоящем, а не в прошлом или будущем. 
2.Живи здесь, Имей дело с тем, что есть, а не с тем, чего нет. 
3.Не фантазируй. Опыт реален. 
4.Прекрати ненужные размышления. Лучше пробуй и смотри. 
5.Выражай чувства, вместо того, чтобы манипулировать, объяснять, рассуждать, оправдываться. 
6.Принимай неприятности и боль так же, как и удовольствие. 
7.Ориентируйся не на «должен» и «следовало бы» других людей, а на себя. Не сотвори себе кумира. 
8.Принимай полную ответственность за свои поступки, мысли, чувства. 
9.Будь самим собой.

 

 

 

 

 

 

  1. Объект, предмет и функции педагогики.

 

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" ("пайд" - "дитя", "гогос" - "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение". 
В Древней  Греции эта функция осуществлялась непосредственно - педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном "Житии": "...книги писати и учити ученики грамотные хитрости". 

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает  определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: "Повторение - мать учения", "Яблоко от яблоньки недалеко падает", "Век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции. 
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них. 
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог  К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине. 
Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К. Д. Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным". 
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так  и в настоящем времени существуют три концепции. Представители первой из них считают, что педагогика - междисциплинарная область человеческого  знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.). 
Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

 

Объект - предмет познания и деятельности человека, субъекта. 
Психология - наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных. 
Социология - наука об обществе как целостной системе и об отде льных социальных институтах, процессах, общественных группах

 

При таком подходе  не может быть разработана целостная  фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики.  Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений. 
Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина,  имеющая свой объект и предмет изучения.

Объект педагогики

А. С. Макаренко - ученый и  практик, которого трудно обвинить в  пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о  специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают  объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. 
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Информация о работе Предмет и методы психологии и педагогики