Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой взаимодействие семьи и школы в вопросах нравственно-полового воспитания подростков будет более эффективным, если: охарактеризовать основные понятия, существующие проблемы и противоречия при организации данного процесса, на их основе определить оптимальные пути его реализации;- биологическое и гуманитарное образование старшеклассников рассматривать как основу нравственно-полового воспитания, решающего задачи их полоролевой социализации и сексуального просвещения;- систему непрерывного просвещения старшеклассников, охватывающую учебные предметы, специальные и факультативные курсы и внеклассные мероприятия, построить с учетом гендерного подхода на основе сотрудничества «учитель – ученик – семья»; - разработать критерии, выявить особенности, уровни и показатели нравственно-половой воспитанности старшеклассников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. 1.1. Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии……………………………………………………….................. 14
1.2 Необходимость нравственно- полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков …………………………….........................................17
1.3. Содержание и принципы нравственно-полового воспитания...............20
1.5. Особенности нравственно-полового воспитания в семье………………………………… … ........................................................23
1.6. Спорные вопросы в организации нравственно- полового воспитания в школе ……....................................................................................................... 26
Заключение.......................................................................................................30
Список использованной литературы ……………………………………....32

Файлы: 1 файл

курсовая работа. педагогика.docx

— 77.13 Кб (Скачать)

1.4. Особенности  нравственно- полового воспитания в семье

Родители первыми начинают половое воспитание своих детей,даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают,что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки.

Раньше, когда обманывали детей аистом или капустой, ребёнок,узнавая от сверстников “правду” о взаимоотношениях полов, чувствовал обман со стороны родителей и подозрение, что его родители занимаются “грязными” делами и скрывают это от него. Тогда пропасть между ним и родителями углублялась ещё больше. Но это - не самое худшее, и со временем “уляжется”, а вот замкнутость и брезгливость, воспитанные в нём, могут серьёзно помешать в его будущей супружеской жизни.

Родителям не надо забывать, что половое воспитание не должно резко выделяться из общего воспитания и носить наставительно-навязчивый характер. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями.Эта тема не должна чересчур отличаться от других.

Хорошим подспорьем в половом  воспитании дошкольников и младших  школьников могут стать современные  детские энциклопедии и книжки типа“Откуда  я взялся?”, в которых не только текст, но и иллюстрации доступно и однозначно рассказывают как о деторождении, так и о половом акте родителей. А так как в этом возрасте у детей нет эротических ассоциаций, то новые знания -даже о сексе - особо не фиксируются в их мозгу, вернее - не выделяются из общего потока новых знаний.

"Как бы нам ни  хотелось иного, дети рождаются  сексуально-мотивированными, и родители  постоянно дают им уроки полового  воспитания, сознательно или бессознательно. Стержневой вопрос полового воспитания  состоит в том, как родители  воспринимают прирожденную сексуальность  ребенка и в какой степени  дают ей развернуться. Отношение  родителей к этой проблеме  гораздо важнее для формирования  полового поведения ребенка, чем  вся информация или дезинформация,  которую они могут предоставить  по данному вопросу. 

Имеются четыре основные типа отношения родителей к вопросам пола, которые проявляются в семейной жизни, назвав их соответственно репрессивным, избегающим, навязчивым и экспрессивным (авторы исходили из того, что взгляды обоих родителей на эту проблему совпадают, хотя это случается не всегда). Репрессивный тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс— это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произносить неприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: "это неприлично", "это опасно" и "подожди пока выйдешь замуж". При избегающем типе родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию. Сами того не подозревая, они выхолащивают идею тепла, человечности и любви, которая неотъемлема от понятия сексуальности, однако дети очень быстро распознают этот пробел.

· При навязчивом типе отношения  к сексуальности родители смотрят  на секс как на полезное и здоровое явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной жизни. Они чересчур либеральны во всем, что  касается сексуальной активности и  иногда столь явно выставляют напоказ  свою половую жизнь, что приводят в недоумение и замешательство собственных  детей. (Например, могут открыто говорить о своих интимных отношениях или своей коллекции видеокассет с эротическими фильмами.) Чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызывать у них чувство подавленности. Так, например, если отец8-летнего мальчика будет каждый месяц показывать сыну "Плейбой",ребенку станет неприятен сам вид этого журнала.  Родители,чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное,рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей (точно так же, как всех других форм поведения). Они пытаются внушить детям, что сексуальность - это положительное и здоровое явление, не заслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы.

К сожалению, лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание детей. Даже в  тех случаях, когда школа уделяет  достаточно внимания половому воспитанию, от родителей требуется активное проведение аналогичной работы в  домашних условиях. Только совместные усилия школы и семьи позволяют  ребенку вырасти в сексуально образованного и отвечающего  за свои поступки подростка, а потом  и взрослого человека. Практические советы, которые могут оказаться полезными при проведении этой работы, приведены выше. Залог успеха в половом воспитании — такая обстановка в семье, когда ребенок может свободно задавать интересующие его вопросы родителям, не боясь выслушать вместо ответа нравоучительную лекцию.

Хотя многие родители полагают, что половое воспитание — это  доведение до ребенка определенной информации в виде лекций; оно на самом деле представляет собой непрерывный  процесс, который во многом определяется примером родителей,их реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и, конечно,характером получаемой информации. Половое воспитание в семье — важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков.

1.5. Спорные вопросы в организации нравственно-полового воспитания в школе

В настоящее время многие психологи считают, что детям  полезно обучаться и по внесемейным программам полового воспитания, который не заменяют,а дополняют домашние уроки. Это обусловлено следующими причинами:

1. Некоторые родители  или дети, сталкиваясь в семейной  или общественной жизни с темой  или событием, имеющими отношение  к сексуальности, настолько смущаются,  что они просто не могут  обсуждать этот предмет. (Мама  говорит, чтобы я поговорила  на эту тему с папой, а  папа говорит,что он занят.)

2. Некоторые родители  ждут, пока дети начнут задавать  им вопросы о сексуальности,  но дети об этом не спрашивают, или родители не замечают вопросов, заданных в косвенной форме. 

3. Некоторые родители  просто не имеют необходимой  информации — за исключением  простейших сведений о том,  откуда берутся дети, — чтобы  ответить на вопросы своих  детей. 

4. Зачастую людям, получившим  специальную педагогическую подготовку, проще сообщить детям информацию  ясно, доходчиво и объективно, чем  родителям, которые чрезвычайно  эмоционально относятся к своим  детям, что вполне естественно  и правильно. 

5. Когда дети вступают  в пубертатный период и перед  ними встают новые задачи, характерные  для подросткового возраста, они  особенно сильно стремятся добиться  независимости в таких областях, как половые отношения и сексуальность.  Они не могут понять, почему  родителей так беспокоит их  половая жизнь. Они очень хотят  физической и психологической  приватности во всем, что касается  секса, и действительно в ней  нуждаются, но тем не менее  им необходимо иметь возможность  говорить о сексе друг с  другом и с уважаемыми авторитетными  людьми.

6. В большинстве семей  у детей мало возможностей  поговорить о вопросах пола  и сексуальности со своими  ровесниками, а ведь это умение  необходимо людям любого возраста. Такие беседы помогают подготовить  мальчиков и девочек к взаимопониманию  со своими будущими супругами,  научить их принимать разумные  решения и нести за них ответственность. 

7. В классе можно создать  "безопасную",частично структурированную  ситуацию, в которой молодым людям  легче высказаться,чем в более интимной семейной обстановке. Кроме того, у них появляется возможность учиться молча, слушая, как другие обмениваются мнениями.

Однако многие родители против внедрения практики всестороннего  полового воспитания в учебных заведениях.

Противники введения этого  учебного курса приводят следующие  доводы:

1. 1. Предоставление детям информации о сексе будет разжигать их половое любопытство и стимулировать раннее начало половой жизни.

2. 2. Половое воспитание  настолько тонкая и деликатная  материя, что должно осуществляться  только в домашних условиях  или в церковной среде.

3. 3. Уровень преподавания  и качество учебных материалов  для полового воспитания по  меньшей мере неодинаковы в  разных школах и в большинстве  случаев очень низки.

Однако многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни  будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Надо сказать, что в современных  российских условиях это опасение, как и скепсис относительно уровня преподавания и качества учебных  материалов для полового воспитания далеко не беспричинны. Большинство  родителей, несомненно, шокируют уроки, на которых пятиклассника учат одевать  на макет презерватив или рассказывают восьмикласснику о зоофилии. Большие скандалы и судебные разбирательства вызвали подобные программы и семинары, после которых «сексуально подкованные» дети начали просвещать родителей относительно сексуальных позиций. По сути, здесь половое воспитание было заменено исключительно сексуальным просвещением.

Особое сопротивление  встретила концепция полового воспитания в лице церкви. Сейчас во многих школах преподают православие. Неудивительно,что две концепции – православного воспитания и секс-просвета в его худших проявлениях – столкнулись и пришли в противоречие. Однако было бы неверным представлять себе позицию церкви как абсолютно отрицательно относящейся к самой идее полового воспитания – как явствует из «Основы социальной концепции русской православной церкви», церковь признает необходимым половое воспитание в рамках тактичности и установленных в данной культуре принципов: «Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и телесной природе человека, Церковь не может поддержать те программы«полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте».

В то же время не только церковь, но и широкая общественность выступает  против осознанной, профессиональной и спланированной деятельности вследствии внедрения программ, которые разрушают традиционные нравственные ценности человеческого общества: идеи семьи, брака, супружеской верности, целомудрия. Показательным примером в этом отношении являются США, где в настоящее время правительство ежегодно выделяет значительную сумму для воспитания молодых людей в духе целомудрия и воздержания от половых связей до вступления в брак.

Таким образом, главным принципом  полового воспитание должна выступать  тактичность и соответствие традиционным ценностям. Возможно, если родители считают  желательным, лекции мальчикам и  девочкам читать раздельно, что избавило бы учителя от необходимости дозировать информацию.

1.8. Анализ программ и  учебников, содержащих компоненты 

полового воспитания

Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием  четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе.

И. Борисов составил типологию  имеющихся на сегодняшний день различных  программ полового воспитания:

1. «Государственная») программа,  которая все еще пишется усилиями  Министерства образования и Академии  образования;

2. Малоизвестные и почти  недоступные специалистам «местные»(региональные  и муниципальные) программы «полового  воспитания»,– как имеющие научное  содержание, так и откровенно  антинаучные;

3. Программы, предложенные  общественными организациями и/или  фармацевтическими компаниями;

4. Деятельность медицинских  компаний по повышению квалификации  наших врачей и консультативная  работа с населением (службы экстренной  консультативной помощи);

5. Программы «социальной  рекламы», известные населению в  основном по телевизионной трансляции  видеороликов;

6. Программы нашего здравоохранения  – например, Федеральная программа  «Планирование семьи»;

7. Программы международных  (наднациональных) организаций типа  ООН, ВОЗ и др.;

8. Опубликованные на русском  языке зарубежные учебные программы  (учебники) и – более широко  – зарубежный опыт «полового  воспитания»,информация о котором  недоступна большинству наших  граждан [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно  сделать следующие выводы:

1. Нравственно-половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача нравственно-полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции,содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Информация о работе Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии