Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой взаимодействие семьи и школы в вопросах нравственно-полового воспитания подростков будет более эффективным, если: охарактеризовать основные понятия, существующие проблемы и противоречия при организации данного процесса, на их основе определить оптимальные пути его реализации;- биологическое и гуманитарное образование старшеклассников рассматривать как основу нравственно-полового воспитания, решающего задачи их полоролевой социализации и сексуального просвещения;- систему непрерывного просвещения старшеклассников, охватывающую учебные предметы, специальные и факультативные курсы и внеклассные мероприятия, построить с учетом гендерного подхода на основе сотрудничества «учитель – ученик – семья»; - разработать критерии, выявить особенности, уровни и показатели нравственно-половой воспитанности старшеклассников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. 1.1. Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии……………………………………………………….................. 14
1.2 Необходимость нравственно- полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков …………………………….........................................17
1.3. Содержание и принципы нравственно-полового воспитания...............20
1.5. Особенности нравственно-полового воспитания в семье………………………………… … ........................................................23
1.6. Спорные вопросы в организации нравственно- полового воспитания в школе ……....................................................................................................... 26
Заключение.......................................................................................................30
Список использованной литературы ……………………………………....32

Файлы: 1 файл

курсовая работа. педагогика.docx

— 77.13 Кб (Скачать)

Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков и девочек  в соответствии с идеалами мужественности и женственности основывается на разделении семейных ролей между  матерью и отцом. Основа полового воспитания- личный пример родителей, наблюдаемые ребенком изо дня  в день их поступки и высказывания. Если идеал мужественности и женственности  формулируется только на словах (а  именно этим чаще всего приходится ограничиваться школьным педагогам),а  на деле ни мать, ни отец не приближаются к эталонам мужественности и женственности, ребенок в большинстве случаев  практически не усваивает требуемые  образцы.

Правильное половое воспитание основывается на подчеркивании позитивных и компенсации негативных черт мужской  или женской психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно недопустимо  противопоставление полов, выпячивание  кажущихся преимуществ.Формирование половых стереотипов обусловлено не только влиянием взрослых; в этом смысле дети рано становятся "учителями"друг для друга. В детском саду наибольшее количество реакций отвержения со стороны сверстников заслуживают те дети, чье поведение не соответствует половой роли. Половое воспитание дошкольника должно включать ознакомление с элементарными сведениями о половых различиях и деторождении. Но еще более важным является опыт "неполовой" любви к родителям и сверстникам -залог нравственности в зрелом возрасте.

Осознание ребенком своей  половой принадлежности начинается с того, что он научается различать  пол других людей .

1.2. Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков

Знание собственной половой  принадлежности развивается в полной мере к трем годам, по мере того как  ребенок осознает свое “ Я “ ( ты –мальчик , я – девочка ).

В 2 – 4 года у ребенка особенно активно проявляется “половое любопытство“, т. е. стремление к разглядыванию  и ощупыванию своих половых органов. Дело в том, что осознание своего собственного “Я“ обязательно включает в норме и осознание собственной  половой принадлежности. А половая  принадлежность является важнейшим  стержнем формирования личности, а  значит ,формирования в детях эталонов настоящего мужчины и женщины. И  в каждом определенном возрасте у  ребенка должно быть соответствующее  его уровню понимания представление  о сущности половых различий. Ребенок  должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол противоположный. Так уже в маленьком мальчике необходимо развивать уважение к  женщине, а девочку нужно научить  вести себя в соответствии с половой  принадлежностью.

Поступление в школу знаменует  начало нового ответственного этапа  полового воспитания. Взаимоотношения  со сверстниками противоположного пола становятся более интенсивными. Особую роль приобретает учитель как  авторитетный носитель знаний и образцов поведения. В современной школе  большинство педагогов составляют женщины, что во многом определяет специфику  школьных требований, практически ориентированных  на фемининный стиль поведения.Девочки поэтому оказываются в более выигрышном положении. Они приходят в школу несколько более зрелыми эмоционально, с лучше развитыми тонкими движениями пальцев рук, больше склонными ориентироваться на мнение и отношение к ним взрослых, более аккуратными и тихими, менее критичными и агрессивными, чем мальчики. Таким образом они гораздо больше мальчиков соответствуют требованиям к идеальному ученику. Кроме того, их стиль поведения ближе и понятнее учительнице. В итоге при негласном подразделении класса на сильных и слабых учеников, последние как правило оказываются представлены почти исключительно мальчиками, что может быть и не связано с их умственными способностями. Такое положение не на пользу и девочкам, с первых шагов усваивающим чувство ничем не оправданного превосходства над мальчиками.

Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового  возраста, центральным моментом которого является половое созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе  входит правильное реагирование на особенности  поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек  – к менструациям. Период полового созревания связан с формированием  эротических чувств, сексуальной  потребности, половой самооценки.Для подростка характерно несовпадение влюбленности и эротических ощущений, страхи по поводу своей половой неполноценности. Половое воспитание в этот период решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни в собственной семье, предусматривает половое просвещение. Замалчивание проблем пола по существу подрывает идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Подросток, безусловно, должен быть огражден от проявлений аморализма в сфере половых отношений (в частности, всех видов порнографии), но не столько с помощью запретов и наказаний, сколько доведением до его чувства и сознания,что плоха не сама сексуальность, а ее низведение до физиологических отправлений и их смакования. Гарантией против ранних и случайных половых связей выступает не запрет, а формирование социальной ответственности, которая предусматривает предвидение человеком последствий своих поступков и восприятие взаимоотношений полов прежде всего как личностных.

Важным аспектом полового воспитания является сексуальное просвещение. Опыт стран, где оно широко практикуется, показывает, что тактичное и своевременное  информирование о проблемах взаимоотношения  полов не влечет в принципе негативных изменений полового поведения подростков и юношей. Этим фактом опровергаются  существующие опасения, что информированность  в вопросах секса приводит к распущенности. Сексуальное просвещение, начатое на ранних этапах становления личности, предваряет возникающий у детей естественный интерес к данным проблемам, избавляет их от многих заблуждений и травм. Оно способствует предотвращению различных отклонений в психосексуальном развитии,чреватых последующими сексуальными нарушениями и дисгармонией семейных отношений.

Статистические данные различных  организаций позволяют сделать  следующие выводы:

§ работа в школах по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании проводится недостаточно,несмотря на крайне неблагополучную эпидемиологическую ситуацию среди подростков и школьников в городе и области;

§ многие преподаватели не готовы обсуждать проблемы ВИЧ-инфекции, наркомании и связанные с этим вопросы сексуального воспитания школьников;

§ большинство родителей  не осознают той опасности для  подростков, которая существует в  реальной действительности, создавшейся  в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа,наркоманией и различными венерическими заболеваниями.

Следующая проблема кроется  в характере изменений,происходящих в организме в пубертатный период и психологическом состоянии подростка в период взросления.

У мальчиков в это время  происходит "ломка" голоса,начинаются первые поллюции, у девочек – менструации.Наступление их иногда застаёт подростков врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических (если естественые физиологические процессы принимаются за заболевание) последствий.

Физиологическая перестройка  организма в подростковом возрасте, повышенная выработка половых гормонов приводят к изменениям отношений между полами, а это уже имеет социальную и нравственную окраску.Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими советами и рекомендациями (о безвредности поллюций и менструаций и мерах гигиены в связи с ними), а более широко оценивать наступившие в организме изменения. Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь. Наиболее частыми причинами их могут быть наступление беременности у подруги и различные проблемы, связанные с этим, заражение венерическими заболеваниями или хотя бы страх заражения и т. д. Известно множество семейных разладов, обусловленных перенесённой в юношеском возрасте психотравмой,вызванной именно этими и подобными причинами.

1.3. Содержание и принципы нравственно-полового воспитания

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения  между людьми разного пола, нормы  этих взаимоотношений,личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики  педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в  сочетании использования методов  и форм, которое проявляется в  своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика  педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции  ее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы  организации;

б) знание специфики возрастного  развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и  сфер человеческой деятельности,которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знание принципов полового воспитания:

- принцип единого подхода  к половому воспитанию со стороны  родителей, педагогов и медицинских  работников, проявляющийся в общности  взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

- принцип дифференцированного  и поэтапного характера полового  воспитания, предполагающего учет  пола детей, их возраста, степени  психологической и моральной  подготовленности как детей, так  и родителей, их интеллектуального  уровня;

- принцип правдивости,  заключающийся в достоверности  информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно  взаимосвязаны и в большей  степени касаются сексуального  просвещения детей);

- принцип индивидуального  подхода, проявляющийся в"адресном  характере информации", которая  должна быть адаптирована для  конкретного ребенка с учетом  принципа дифференцированного и  поэтапного характера полового  воспитания;

- принцип сочетания нравственной  атмосферы и гигиенических условий  (невозможно воспитать в ребенке  качества мужественности или  женственности, если условия,  в которых живет ребенок и  окружающая его обстановка не  соответствует им).

Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно  решить задачи полоролевой социализации детей.

Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно  подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике  когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

А следующее направление  работы может быть связано с формированием  представлений о связях людей  в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами  родословной,перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье,на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а  также с соблюдением преемственности  в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности -единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности  и деликатности сексологических  проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно  отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение. Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько  этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила  поведения. Важное значение имеет закаливание  организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано  с обще физическим. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности,устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной,тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания.Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола.Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся"тайной" их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, "как я тебя родила в роддоме" или "ты вырос у меня в животике". В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более "осведомленных" старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям.В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость,сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия.

Информация о работе Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии