Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой взаимодействие семьи и школы в вопросах нравственно-полового воспитания подростков будет более эффективным, если: охарактеризовать основные понятия, существующие проблемы и противоречия при организации данного процесса, на их основе определить оптимальные пути его реализации;- биологическое и гуманитарное образование старшеклассников рассматривать как основу нравственно-полового воспитания, решающего задачи их полоролевой социализации и сексуального просвещения;- систему непрерывного просвещения старшеклассников, охватывающую учебные предметы, специальные и факультативные курсы и внеклассные мероприятия, построить с учетом гендерного подхода на основе сотрудничества «учитель – ученик – семья»; - разработать критерии, выявить особенности, уровни и показатели нравственно-половой воспитанности старшеклассников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. 1.1. Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии……………………………………………………….................. 14
1.2 Необходимость нравственно- полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков …………………………….........................................17
1.3. Содержание и принципы нравственно-полового воспитания...............20
1.5. Особенности нравственно-полового воспитания в семье………………………………… … ........................................................23
1.6. Спорные вопросы в организации нравственно- полового воспитания в школе ……....................................................................................................... 26
Заключение.......................................................................................................30
Список использованной литературы ……………………………………....32

Файлы: 1 файл

курсовая работа. педагогика.docx

— 77.13 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. 1.1. Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии……………………………………………………….................. 14

1.2 Необходимость  нравственно- полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков …………………………….........................................17

1.3. Содержание и принципы нравственно-полового воспитания...............20

1.5. Особенности нравственно-полового воспитания в семье………………………………… … ........................................................23

1.6. Спорные вопросы в организации   нравственно- полового воспитания в школе ……....................................................................................................... 26

Заключение.......................................................................................................30

Список  использованной литературы ……………………………………....32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение

С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание – это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология. Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 – 15 лет ), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20 летним60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание – замедляется . Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.

Актуальность  исследования. В настоящее время в Казахстане сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и благополучием подростков, основными причинами которой являются: отсутствие необходимых знаний в сфере здоровья, недостаточная нравственная устойчивость в сфере межполовых отношений, неспособность школы и семьи оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым старшеклассником. Сложившееся положение — следствие столкновения бесполой педагогики прошлых лет с экспансией «сексуальной революции». Так, в условиях либеризации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, ответственности родителей за детей перед обществом гендерная социализация молодежи превратилась в стихийный процесс. В последние годы всё больше старшеклассников заражается венерическими заболеваниями и СПИДом, участились случаи половой распущенности и проституции, что привело к стремительному росту числа детей, рожденных вне брака, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве и др. Все это требует принятия экстренных мер государственного и общественного характера по формированию нравственной позиции молодежи в сфере взаимоотношения полов, нравственно-половой культуры в целом. Существующее положение усугубляется «девальвацией» нравственности, обесцениванием института семьи и семейно-брачных отношений, что, несомненно, актуализирует проблемы усвоения индивидом культурной системы гендера. При этом общая стратегия образования должна быть направлена на усиление гуманистической нравственной составляющей; формирование половой культуры строить на принятии старшеклассниками позиции сознательного подхода к началу половой жизни, развитии моральных принципов, не согласующихся с нравственной распущенностью; формировании мотивации и позитивного отношения к планированию семьи и ответственному супружеству.  
Очевидно, что вопросы нравственно-полового воспитания старшеклассников должны решаться во взаимодействии семьи и образовательных учреждений. В этом аспекте представляется важным и актуальным изучение механизмов их взаимодействия, изучение их воспитательного потенциала, специфики влияния на формирование ценностного отношения старшеклассников к браку  
и семье. По мнению некоторых исследователей (Л.А. Богданович, С.Г. Ваниева,  
И.Ф. Гончаров, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесников, И.С. Кон, Ю.М. Лотман, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.И. Чечот и др.), указанная проблема не должна выступать в качестве самостоятельной образовательной темы, она должна быть интегрирована в другие более широкие разделы, рассматривающие вопросы здоровья и здорового образа жизни в целом. Между тем в средних общеобразовательных школах России, в том числе школах Карачаево-Черкесской республики, недостаточное внимание уделяется разрешению данной проблемы: до сих пор не разработаны пути взаимодействия школы и семьи по вопросам пропаганды здорового и безопасного образа жизни старшеклассников, их ответственного поведения; формирования нравственно-половой культуры – неотъемлемой части нравственного воспитания молодежи. Решение данной проблемы требует активного привлечения родителей к психопрофилактической деятельности среди старшеклассников, реализации для них программ всеобуча в данном направлении, превентивного обучения старшеклассников и др. Важно выявить условия и принципы, определить стратегию взаимодействия семьи и школы по формированию ценностного отношения старшеклассников к противоположному полу, браку и семье. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, не контролируемый ни представителями педагогической или медицинской общественности, ни соответствующими органами государственной власти. Зачастую в изложении материала авторы не придерживаются определённых этических норм, соответствующих возрасту подростков, что приводит к неправильному истолкованию ряда фактов, к выработке неправильного, нездорового отношения к интимной информации. Серьезной проблемой  
в наши дни является и негативное воздействие на подрастающее поколение используемых средствами массовой информации приемов освещения вопросов пола и межполовых взаимоотношений. Анализ работ по проблеме нравственного воспитания в целом (С.Г. Ваниева, И.Ф. Гончаров, Г.К. Зайцев, Д.Н. Исаев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесников, О.Р. Кунц, Ю.В. Флоровский и др.), нравственно-полового воспитания старшеклассников (П.П. Блонский, Е.А. Лозинский, В.Е. Каган, Л.Г. Качан, И.С. Кон, Н.К. Крупская, Ю.М. Орлова, С.В. Чернышева и др.), формирования нравственно-половой культуры (И.А. Арабов, В.И. Барский, И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, В.Г. Карпиков и др.) показал, что на сегодняшний день недостаточно изучены условия, принципы и механизмы взаимодействия школы и семьи в нравственно-половом воспитании старшеклассников.  
Проведенный анализ обозначенной проблемы позволил выявить противоречия, требующие разрешения в поле нашего научного поиска, между:- существующей тенденцией к ослаблению института семьи и брака среди молодых людей и его значимостью для государства и общества; -необходимостью консолидации усилий общества, школы и семьи в вопросах нравственно-полового воспитания молодёжи и отсутствием целостной государственной концепции нравственно-полового воспитания, отвечающей требованиям современности; -необходимостью воспитания у старшеклассников ценности к брачно-семейным отношениям, ответственному супружеству и недостаточной научно-теоретической и методической обоснованностью этого процесса; -потребностями поиска реальных путей утверждения семейных ценностей  
в повседневной жизни учащихся и их семей и доминированием декларативного, абстрагированного характера их провозглашения в существующих методиках нравственно-полового воспитания. С учетом обозначенных противоречий сформулирована проблема исследования: определение условий и форм наиболее эффективного взаимодействия школы и семьи в вопросах нравственно-полового воспитания старших школьников. Решение данной проблемы явилось целью нашего исследования, обусловило выбор его темы: «Взаимодействие школы и семьи в процессе нравственно-полового воспитания старшеклассников». 
Объект исследования – процесс нравственно-полового воспитания старшеклассников. 
Предмет исследования – педагогические условия взаимодействия семьи и  
школы в процессе нравственно-полового воспитания старшеклассников. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой взаимодействие семьи и школы в вопросах нравственно-полового воспитания подростков будет более эффективным, если: охарактеризовать основные понятия, существующие проблемы и противоречия при организации данного процесса, на их основе определить оптимальные пути его реализации;- биологическое и гуманитарное образование старшеклассников рассматривать как основу нравственно-полового воспитания, решающего задачи их полоролевой социализации и сексуального просвещения;- систему непрерывного просвещения старшеклассников, охватывающую учебные предметы, специальные и факультативные курсы и внеклассные мероприятия, построить с учетом гендерного подхода на основе сотрудничества «учитель – ученик – семья»; - разработать критерии, выявить особенности, уровни и показатели нравственно-половой воспитанности старшеклассников. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, положениями гипотезы были поставлены следующие задачи: 
1. Проанализировать генезис и состояние проблемы нравственно-полового  
воспитания старшеклассников в отечественной педагогике.  
2. Рассмотреть нравственно-половое воспитание как социально- 
педагогическую проблему, стоящую перед семьей и школой. 
3. Разработать модель взаимодействия семьи и школы в вопросах  
нравственно-полового воспитания старшеклассников, условия ее реализации, критерии и уровни данного процесса; апробировать ее в условиях образовательных учреждений Карачаево-Черкесской республики.  
4. Обосновать содержание программ по биологии, культурологии, литера- 
туре и гигиене общеобразовательной школы; специальных и факультативных курсов; тематики классных часов и внеклассных мероприятий для наиболее эффективного нравственно-полового просвещения старшеклассников силами семьи и школы.

Методологической  основой исследования явились: философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие категории «духовно-нравственные ценности» и «морально-этические традиции» в структуре целостного развития личности; личностно деятельный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); системный подход, методологические принципы (принцип целостности, принцип субъективности, принцип единства сознания и деятельности); исследования физиологических особенностей развития детей и возрастных взаимоотношений и подростков обоего пола (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, Ю.М. Орлов, А.Г. Хрипкова и др.); исследования, посвященные проблеме подготовки молодежи к личной жизни и брачно-семейным отношениям (И.И. Аваткова, И.И. Арабов, В.И. Барский, И.В. Гребенников, В.Г. Карпиков и др.); ценностный подход к половому воспитанию (А.С. Макаренко, Д. В. Колосов и др.). Концептуальная модель формирования нравственно-половой воспитанности рассматривалась: в контексте субъективно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); гуманистического (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская и др.) и социально-деятельностного подходов (А.В. Петровский, А.С. Чернышев и др.). 
Теоретической основой исследования послужили работы по теории развития семейного воспитания (А.Ю. Гранкин); теории и практике нравственного воспитания (М.Ю. Айбазова, П.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, М.П. Якобсон и др.); теории психосексуального развития детей и подростков (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд и др.). Труды, освещающие физиологические закономерности развития подростков (И.А. Аршавский, Т.М. Марютина), теорию воспитания школьников (О.С. Богданова, С.Г. Ваниева, Л.С. Выготский, Д.М. Гришин, А.Н. Леонтьев, И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачёв, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Щуркова и др.) и теорию полового воспитания (В.С.Агеев, А.Л. Баскина, Л.П. Бочкарева, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С.Кон, З.Г. Костяшкин, А.Г. Хрипкова и др.).

На основании того, что  нравственно-половое вос- 
питание – процесс формирования моральных норм поведения, связанных с Научная обоснованность и достоверность результатов исследования  
определяется обоснованностью исходных теоретических положений; использованием системного подхода; адекватностью применяемых в исследовании методов его цели и задачам; опорой основных положений и научных выводов на исторические и современные достижения педагогики, психологии и сексологии; рациональным сочетанием теоретической и экспериментальной составляющие исследования.  
На защиту выносятся следующие положения: 
1. Нравственно-половое воспитание старшеклассников представляет собой  
комплекс воспитательных и просветительных мероприятий со стороны семьи и школы, направленных на овладение ими нормами поведения, свойственными представителям его пола; является особой частью нравственного воспитания, специфическим предметом которого является воспитание нравственного отношения человека одного пола к другому и связанных с этим сложных навыков поведения и самоконтроля. 
2. Модель взаимодействия семьи и школы в вопросах нравственно-полового воспитания, разработанная на основе гендерного подхода, основанная на сотрудничестве «учитель – ученик – семья», охватывающая учебные предметы (биология, литература, культурология, гигиена), специальные («Основы полового воспитания старшеклассников», «Особенности психологии старшеклассников») и факультативные курсы («Нравственность и Ты») и внеклассные мероприятия (тематические классные часы, родительский лекторий, встречи  
с семьями известных в республике людей и т.д.), способствует эффективному протеканию данного процесса, повышению уровня нравственно-половой воспитанности старшеклассников. 
3. Основными направлениями взаимодействия семьи и школы в вопросах  
нравственно-полового воспитания старшеклассников являются: полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности, установлению оптимальных коммуникативных установок мужчины и женщины; сексуальное воспитание, направленное на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований; подго- 
товка к ответственному супружеству как формированию супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства; подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок и формирование здорового образа жизни.

4. Процесс взаимодействия  школы и семьи в вопросах нравственно-полового воспитания старшеклассников представляет собой целостную систему формирования нравственно-полового сознания (система знаний, представлений, личностных смыслов, формирующих гендерную Я- концепцию); нравственно-половых чувств (культура чувств – чувство собственного достоинства, чести, бережного и ответственного отношения к партнёру); нравственно-полового поведения (культура взаимоотношений), результатом которого становится вы- 
работка качеств, черт, свойств и установок личности, определяющих ее нрав- 
ственное отношение к представителю другого пола. 
Но споры по поводу внедрения полового воспитания в семье и школе не прекращаются и по сей день, что подчеркивает актуальность темы.Таким образом, для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнему является нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни(отца, матери).Проблемы полового воспитания, связанные с методической оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала не единичны. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и при адаптации текста для восприятия его дошкольниками следует придерживаться определенных этических норм. Все это происходит по причине того, что в подготовке таких книг к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишь медики, сексопатологи и художники. Некомпетентное использование такой литературы может привести к неправильному истолкованию детьми ряда фактов и к выработке у ребенка неправильного, нездорового отношения к такой интимной информации.Наконец, программы и учебные пособия по половому воспитанию,а также по валеологии, куда составной частью входит этот раздел, настолько разнородны по характеру включаемого в них материала, что практически не поддаются обобщению и систематизации. В то же время отсутствие грамотного и этичного полового воспитания в большинстве семей и школ приводит к наблюдаемому ныне высокому проценту незащищенных половых связей в среде подростков,нежелательных беременностей школьниц, венерических заболеваний и т. д. Сегодня в условиях отсутствия национальной идеи, «девальвации» нравственности, обесценивания института семьи и коммерциализации общества в сочетании с низким уровнем репродуктивного здоровья молодежи концепция адекватного полового воспитания приобретает особую значимость.  
Необходимо разделять половое и сексуальное воспитание. Половое воспитание – все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, желание создать гармоническую семью. Оно должно начинаться с рождения ребенка и проводиться общественными институтами, ответственными за формирование личности молодого человека (семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, общественные организации, здравоохранение). Сексуальное воспитание – это составная часть полового воспитания, 
ориентированная на формирование правильного сексуального поведения. Эту работу имеют право осуществлять только специалисты, знающие физиологию и патологию подростков. В основу работы необходимо положить единые принципы, приемлемые для системы семейного и школьного воспитания. 
Первый – профессиональная компетентность, касающаяся собственно сексуального просвещения, проводимого врачом-сексологом, а в психологических аспектах сексуального партнерства – специально подготовленного медицинского психолога. Эта часть работы должна выполняться вне стен образовательного учреждения – в молодежных и женских консультациях, в специальных центрах и службах, располагающих телефонами доверия для подростков, имеющих индивидуальные интересы и проблемы.  
Второй принцип - доверительный обмен информацией с соблюдением профессиональной этики (медицинской, педагогической, психологической) и с ответственностью за сохранение личной тайны. 
Третий принцип - полоролевое воспитание и половая социализация как одна из сторон гуманистического воспитания. Этот принцип всех форм воспитательной работы в школах и учреждениях дополнительного 
образования.  
Четвертый принцип – востребованность и добровольность получения информации о проблемах пола. Соблюдение этого принципа исключает проведение уроков, единых для всего учебного коллектива, занятия могут 
проводиться факультативно с согласия родителей и с учетом интересов учащихся подготовленными учителями биологии и классными руководителями. Медицинский персонал может оказывать консультативную помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики болезней, передающихся половым путем, и предупреждения незапланированной беременности.  
Пятый принцип - полная ответственность родителей (или лиц их заменяющих) за формирование нравственных норм в половом воспитании детей и подростков.  
Шестой принцип – ответственность руководителей образовательных учреждений за получение учащимися доступной их пониманию корректной информации по вопросам пола в соответствии с особенностями их развития, исключая неправильный выбор содержания и форм представления учебного материала.  
Седьмой принцип – сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия с родителями в осуществлении полового воспитания, учитывая этнические, религиозные, социально-экономические и 
культурологические особенности семейного уклада, не вызывая разногласий и конфликтов на этой почве. 
Половое развитие – период жизни, который начинается с появления вторичных половых признаков и завершается полной соматической и половой зрелостью. Он протекает у каждого ребенка по-разному , как в психологическом плане, так и в физиологическом. Половое развитие начинается в возрасте 10,5 – 14 лет у мальчиков и продолжается примерно в течение 2 лет, у девочек в 10-13 лет и продолжается в среднем чуть больше 1 года.  
Половое развитие проходит ряд стадий и заканчивается обычно между 17 и 21 годами. В половом развитии девочки на 2 года опережают мальчиков. Эти различия создают небольшие проблемы во взаимоотношениях между мальчиками и девочками одного возраста. К концу подросткового периода подросток достигает своих взрослых 
пропорций. Половое воспитание сводится к культивированию тех качеств личности, которые на данном историческом этапе принято считать присущими представительницам женского пола: доброта, отзывчивость, способность сопереживать, уступчивость, хозяйственность, аккуратность, трудолюбие, умение вести дом, 
желание воспитывать детей, стремление создать семью, легкость в общении, кокетливость.  
Половое образование – здесь большое место отводится вопросам интимной гигиены, профилактике гинекологических заболеваний, технике половой близости, вариантам сексуального поведения, проблеме 
контрацепции, профилактике инфекций, передаваемых половым путем.  
В препубертатный период закрепляются полоролевые установки. Важен не только пример родителей и окружающих взрослых, но и детские игры, совместные занятия. В обществе со сверстниками дети самонастраиваются на подобающую психологическую ориентацию и половое распределение ролей. В совместных играх девочки учатся 
общаться с представителями противоположного пола, проигрывают житейские ситуации. В стереотипе поведения девочки должны быть заложены тормозная реакция на гипотетическую ситуацию возможного полового сближения. 
Умение с честью выйти из щекотливой ситуации закладывается до 10-12 летнего возраста. В дальнейшем усилия родителей малоэффективны.  
Родители и взрослые обязаны с пониманием относиться с изменениями, происходящими в организме девочек и мальчиков, особенно девочек.  
В период интенсивного роста и умственного развития не следует допускать слишком большой интеллектуальной и чрезмерной физической нагрузки, нарушения режима сна и бодрствования.  
Любые насмешливые замечания подростку по поводу его внешности могут способствовать развитию у него дисморфобии - неудовлетворенность своей внешностью, носящая болезненный, навязчивый характер, и стремление любой ценой от них избавиться.  
К сожалению, на сегодняшний день в нашем российском образовании отсутствуют программы по половому воспитанию детей и подростков, этой проблемой на государственном уровне целенаправленно никто не 
занимается. Мало просто научить подростков правильно использовать контрацептивы, напугать последствиями ранних беременностей, абортов и заболеваний, необходимо сформировать у подростков культуру сексуальных отношений. Основой формирования половой культуры должно стать присвоение учащимся позиции сознательного 
подхода к началу половой жизни, развитие морально-нравственных принципов, не согласующихся с множественными беспорядочными половыми связями, позиции личной ответственности за совершаемые ими действия, формирование мотивации и позитивного отношения к планированию семьи и ответственному родительству.

 

 

 

 

 

Глава 1. Нравственно-половое воспитание учащихся старших классов

1.1.Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии

Пол, с педагогической точки  зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации, которая является неотъемлемой частью общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку. А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов Д.В. определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт,свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [18; 202]. Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З. Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля». Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых  различий и полового поведения. Сексуальное  просвещение представляет собой  неотъемлемый, но не единственный компонент  полового воспитания.

Для постановки и решения  проблем полового воспитания принципиальное значение имеет определение понятий "пол" и"секс". Последнее иноязычное понятие в русском языке приобрело  более узкое содержание, чем в  тех языках, из которых оно заимствовано. Происходящее от латинского корня слово "секс" в европейских языках буквально означает "пол", и  понятием "сексуальный" таким  образом определяется весь спектр половых  различий и полового поведения. В  русском языке этому значению соответствуют понятия "пол", "половой". Так,под половыми различиями понимаются специфические особенности живого организма,связанные с его принадлежностью к тому или другому полу; под половыми стереотипами подразумеваются характерные для каждого пола особенности поведения и т.п. В отдельных случаях понятие "половой" употребляется и как синоним понятия "сексуальный". Укоренившееся в русском языке понятие"секс" принято для обозначения специфических отношений между полами,выражающимися в собственно половых отправлениях. Распространенное в обществе отношение к сексуальным контактам как к чему-то низменному привело к тому, что в сознании отдельных людей понятие "секс" стало ассоциироваться с пороком и развратом, что безусловно неоправданно. Эффективность полового воспитания зависит от учета связанных с полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, начиная с самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или девочкой.Психологическими наблюдениями установлено, что одни и те же особенности внешности и поведения младенца в зависимости от его пола вызывают у взрослых диаметрально противоположные реакции. Родители девочек считают фемининными (женственными) многие обнаруживаемые ими у дочерей черты поведения,а мальчиков - те же черты мускулинными (мужественными). С новорожденными девочками матери больше разговаривают, а на долю мальчиков приходится больше физических упражнений; отцы больше разговаривают с новорожденным сыном, чем с дочерью. Эти различия, особенно яркие в поведении родителей с первенцем, показывают,что практически с начала жизни ребенок и родители обусловливают поведение друг друга: пол проявляется и формируется не только как развивающиеся черты, но и как система отношений. 
Мужчина и женщина биологически и психологически различаются по своему месту и роли в сложнейшей природосообразной системе продления человеческого рода.Психофизиологическая конституция мужчин предопределяет их более высокую готовность к экстремальным, рискованным ситуациям, потребность в риске,изменения себя и других, достижении различных целей. Ситуации, в которых требуется полная мобилизация, с дефицитом времени на принятие решения, с несколькими динамичными объектами для внимания именно они позволяют мужчине мобилизоваться, проявить потенциальную энергию. Женщина, обладая более слабым типом нервной системы, склонна скорее избегать, чем стремиться к подобным условиям и ситуациям жизнедеятельности. Но зато она более приспособлена к тонкой, кропотливой и монотонной работе, требующей сосредоточения всего внимания на одном объекте (например, на грудном ребенке). Такие различия объективно обусловили появление исторически мужских и женских ролей и профессий.

Информация о работе Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии