Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой взаимодействие семьи и школы в вопросах нравственно-полового воспитания подростков будет более эффективным, если: охарактеризовать основные понятия, существующие проблемы и противоречия при организации данного процесса, на их основе определить оптимальные пути его реализации;- биологическое и гуманитарное образование старшеклассников рассматривать как основу нравственно-полового воспитания, решающего задачи их полоролевой социализации и сексуального просвещения;- систему непрерывного просвещения старшеклассников, охватывающую учебные предметы, специальные и факультативные курсы и внеклассные мероприятия, построить с учетом гендерного подхода на основе сотрудничества «учитель – ученик – семья»; - разработать критерии, выявить особенности, уровни и показатели нравственно-половой воспитанности старшеклассников.
Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. 1.1. Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии……………………………………………………….................. 14
1.2 Необходимость нравственно- полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков …………………………….........................................17
1.3. Содержание и принципы нравственно-полового воспитания...............20
1.5. Особенности нравственно-полового воспитания в семье………………………………… … ........................................................23
1.6. Спорные вопросы в организации нравственно- полового воспитания в школе ……....................................................................................................... 26
Заключение.......................................................................................................30
Список использованной литературы ……………………………………....32
Содержание
1.2 Необходимость нравственно-
полового воспитания детей и подростков
в свете современных тенденций культурного
развития и репродуктивного поведения
подростков ……………………………...................
1.3. Содержание и принципы нравственно-полового воспитания...............20
1.5. Особенности нравственно-полового
воспитания в семье…………………………………
… ..............................
1.6. Спорные вопросы в организации
нравственно- полового воспитания в школе
……............................
Заключение....................
Введение
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание – это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология. Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 – 15 лет ), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20 летним60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание – замедляется . Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.
Актуальность
исследования. В настоящее время в Казахстане
сложилась неблагоприятная ситуация со
здоровьем и благополучием подростков,
основными причинами которой являются:
отсутствие необходимых знаний в сфере
здоровья, недостаточная нравственная
устойчивость в сфере межполовых отношений,
неспособность школы и семьи оказать помощь
и ответить на вопросы, которые встают
перед каждым старшеклассником. Сложившееся
положение — следствие столкновения бесполой
педагогики прошлых лет с экспансией «сексуальной
революции». Так, в условиях либеризации
половой морали, ослабления воспитательной
функции семьи и образовательных учреждений,
ответственности родителей за детей перед
обществом гендерная социализация молодежи
превратилась в стихийный процесс. В последние
годы всё больше старшеклассников заражается
венерическими заболеваниями и СПИДом,
участились случаи половой распущенности
и проституции, что привело к стремительному
росту числа детей, рожденных вне брака,
абортов, уголовных преступлений на сексуальной
почве и др. Все это требует принятия экстренных
мер государственного и общественного
характера по формированию нравственной
позиции молодежи в сфере взаимоотношения
полов, нравственно-половой культуры в
целом. Существующее положение усугубляется
«девальвацией» нравственности, обесцениванием
института семьи и семейно-брачных отношений,
что, несомненно, актуализирует проблемы
усвоения индивидом культурной системы
гендера. При этом общая стратегия образования
должна быть направлена на усиление гуманистической
нравственной составляющей; формирование
половой культуры строить на принятии
старшеклассниками позиции сознательного
подхода к началу половой жизни, развитии
моральных принципов, не согласующихся
с нравственной распущенностью; формировании
мотивации и позитивного отношения к планированию
семьи и ответственному супружеству.
Очевидно, что вопросы нравственно-полового
воспитания старшеклассников должны решаться
во взаимодействии семьи и образовательных
учреждений. В этом аспекте представляется
важным и актуальным изучение механизмов
их взаимодействия, изучение их воспитательного
потенциала, специфики влияния на формирование
ценностного отношения старшеклассников
к браку
и семье. По мнению некоторых исследователей
(Л.А. Богданович, С.Г. Ваниева,
И.Ф. Гончаров, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов,
М.Г. Колесников, И.С. Кон, Ю.М. Лотман,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Д.И. Чечот
и др.), указанная проблема не должна выступать
в качестве самостоятельной образовательной
темы, она должна быть интегрирована в
другие более широкие разделы, рассматривающие
вопросы здоровья и здорового образа жизни
в целом. Между тем в средних общеобразовательных
школах России, в том числе школах Карачаево-Черкесской
республики, недостаточное внимание уделяется
разрешению данной проблемы: до сих пор
не разработаны пути взаимодействия школы
и семьи по вопросам пропаганды здорового
и безопасного образа жизни старшеклассников,
их ответственного поведения; формирования
нравственно-половой культуры – неотъемлемой
части нравственного воспитания молодежи.
Решение данной проблемы требует активного
привлечения родителей к психопрофилактической
деятельности среди старшеклассников,
реализации для них программ всеобуча
в данном направлении, превентивного обучения
старшеклассников и др. Важно выявить
условия и принципы, определить стратегию
взаимодействия семьи и школы по формированию
ценностного отношения старшеклассников
к противоположному полу, браку и семье.
Немалую тревогу и озабоченность педагогов
и родителей вызывает массовый выпуск
и некомпетентное использование литературы
о процессах зачатия и деторождения, не
контролируемый ни представителями педагогической
или медицинской общественности, ни соответствующими
органами государственной власти. Зачастую
в изложении материала авторы не придерживаются
определённых этических норм, соответствующих
возрасту подростков, что приводит к неправильному
истолкованию ряда фактов, к выработке
неправильного, нездорового отношения
к интимной информации. Серьезной проблемой
в наши дни является и негативное воздействие
на подрастающее поколение используемых
средствами массовой информации приемов
освещения вопросов пола и межполовых
взаимоотношений. Анализ работ по проблеме
нравственного воспитания в целом (С.Г.
Ваниева, И.Ф. Гончаров, Г.К. Зайцев, Д.Н.
Исаев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесников, О.Р.
Кунц, Ю.В. Флоровский и др.), нравственно-полового
воспитания старшеклассников (П.П. Блонский,
Е.А. Лозинский, В.Е. Каган, Л.Г. Качан, И.С.
Кон, Н.К. Крупская, Ю.М. Орлова, С.В. Чернышева
и др.), формирования нравственно-половой
культуры (И.А. Арабов, В.И. Барский, И.В.
Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, В.Г. Карпиков
и др.) показал, что на сегодняшний день
недостаточно изучены условия, принципы
и механизмы взаимодействия школы и семьи
в нравственно-половом воспитании старшеклассников.
Проведенный анализ обозначенной
проблемы позволил выявить противоречия,
требующие разрешения в поле нашего научного
поиска, между:- существующей
тенденцией к ослаблению института семьи
и брака среди молодых людей и его значимостью
для государства и общества; -необходимостью
консолидации усилий общества, школы и
семьи в вопросах нравственно-полового
воспитания молодёжи и отсутствием целостной
государственной концепции нравственно-полового
воспитания, отвечающей требованиям современности;
-необходимостью воспитания у старшеклассников
ценности к брачно-семейным отношениям,
ответственному супружеству и недостаточной
научно-теоретической и методической
обоснованностью этого процесса; -потребностями
поиска реальных путей утверждения семейных
ценностей
в повседневной жизни учащихся и их семей
и доминированием декларативного, абстрагированного
характера их провозглашения в существующих
методиках нравственно-полового воспитания.
С учетом обозначенных противоречий сформулирована проблема
исследования: определение
условий и форм наиболее эффективного
взаимодействия школы и семьи в вопросах
нравственно-полового воспитания старших
школьников. Решение данной проблемы явилось целью нашего исследования,
обусловило выбор его темы:
«Взаимодействие школы и семьи в процессе
нравственно-полового воспитания старшеклассников».
Объект
исследования – процесс нравственно-полового
воспитания старшеклассников.
Предмет
исследования – педагогические условия
взаимодействия семьи и
школы в процессе нравственно-полового
воспитания старшеклассников. В основу
исследования положена гипотеза, согласно
которой взаимодействие семьи и школы
в вопросах нравственно-полового воспитания
подростков будет более эффективным, если:
охарактеризовать основные понятия, существующие
проблемы и противоречия при организации
данного процесса, на их основе определить
оптимальные пути его реализации;- биологическое
и гуманитарное образование старшеклассников
рассматривать как основу нравственно-полового
воспитания, решающего задачи их полоролевой
социализации и сексуального просвещения;-
систему непрерывного просвещения старшеклассников,
охватывающую учебные предметы, специальные
и факультативные курсы и внеклассные
мероприятия, построить с учетом гендерного
подхода на основе сотрудничества «учитель
– ученик – семья»; - разработать
критерии, выявить особенности, уровни
и показатели нравственно-половой воспитанности
старшеклассников. В соответствии
с целью, объектом и предметом исследования,
положениями гипотезы были поставлены
следующие задачи:
1. Проанализировать генезис и состояние
проблемы нравственно-полового
воспитания старшеклассников в отечественной
педагогике.
2. Рассмотреть нравственно-половое воспитание
как социально-
педагогическую проблему, стоящую перед
семьей и школой.
3. Разработать модель взаимодействия
семьи и школы в вопросах
нравственно-полового воспитания старшеклассников,
условия ее реализации, критерии и уровни
данного процесса; апробировать ее в условиях
образовательных учреждений Карачаево-Черкесской
республики.
4. Обосновать содержание программ по биологии,
культурологии, литера-
туре и гигиене общеобразовательной школы;
специальных и факультативных курсов;
тематики классных часов и внеклассных
мероприятий для наиболее эффективного
нравственно-полового просвещения старшеклассников
силами семьи и школы.
Методологической
основой исследования явились: философские и психолого-педагогические
концепции, рассматривающие категории
«духовно-нравственные ценности» и «морально-этические
традиции» в структуре целостного развития
личности; личностно деятельный подход
(Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн и др.); системный подход,
методологические принципы (принцип целостности,
принцип субъективности, принцип единства
сознания и деятельности); исследования
физиологических особенностей развития
детей и возрастных взаимоотношений и
подростков обоего пола (Д.Н. Исаев, В.Е.
Каган, Д.В. Колесов, Ю.М. Орлов, А.Г. Хрипкова
и др.); исследования, посвященные проблеме
подготовки молодежи к личной жизни и
брачно-семейным отношениям (И.И. Аваткова,
И.И. Арабов, В.И. Барский, И.В. Гребенников,
В.Г. Карпиков и др.); ценностный подход
к половому воспитанию (А.С. Макаренко,
Д. В. Колосов и др.). Концептуальная модель
формирования нравственно-половой воспитанности
рассматривалась: в контексте субъективно-деятельностного
(С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); гуманистического
(В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Е.В.
Бондаревская и др.) и социально-деятельностного
подходов (А.В. Петровский, А.С. Чернышев
и др.).
Теоретической
основой исследования послужили работы
по теории развития семейного воспитания
(А.Ю. Гранкин); теории и практике нравственного
воспитания (М.Ю. Айбазова, П.Т. Лихачев,
В.А. Сухомлинский, М.П. Якобсон
и др.); теории психосексуального развития
детей и подростков (Е.А. Аркин, П.П. Блонский,
А.Б. Залкинд и др.). Труды, освещающие физиологические
закономерности развития подростков (И.А.
Аршавский, Т.М. Марютина), теорию воспитания
школьников (О.С. Богданова, С.Г. Ваниева,
Л.С. Выготский, Д.М. Гришин, А.Н. Леонтьев,
И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачёв, С.Л. Рубинштейн,
Н.Е. Щуркова и др.) и теорию полового воспитания
(В.С.Агеев, А.Л. Баскина, Л.П. Бочкарева,
Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С.Кон,
З.Г. Костяшкин, А.Г. Хрипкова и др.).
На основании того, что
нравственно-половое вос-
питание – процесс формирования моральных
норм поведения, связанных с Научная обоснованность
и достоверность результатов исследования
определяется обоснованностью исходных
теоретических положений; использованием
системного подхода; адекватностью применяемых
в исследовании методов его цели и задачам;
опорой основных положений и научных выводов
на исторические и современные достижения
педагогики, психологии и сексологии;
рациональным сочетанием теоретической
и экспериментальной составляющие исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Нравственно-половое воспитание
старшеклассников представляет собой
комплекс воспитательных и просветительных
мероприятий со стороны семьи и школы,
направленных на овладение ими нормами
поведения, свойственными представителям
его пола; является особой частью нравственного
воспитания, специфическим предметом
которого является воспитание нравственного
отношения человека одного пола к другому
и связанных с этим сложных навыков поведения
и самоконтроля.
2. Модель взаимодействия семьи и школы
в вопросах нравственно-полового воспитания,
разработанная на основе гендерного подхода,
основанная на сотрудничестве «учитель
– ученик – семья», охватывающая учебные
предметы (биология, литература, культурология,
гигиена), специальные («Основы полового
воспитания старшеклассников», «Особенности
психологии старшеклассников») и факультативные
курсы («Нравственность и Ты») и внеклассные
мероприятия (тематические классные часы,
родительский лекторий, встречи
с семьями известных в республике людей
и т.д.), способствует эффективному протеканию
данного процесса, повышению уровня нравственно-половой
воспитанности старшеклассников.
3. Основными направлениями взаимодействия
семьи и школы в вопросах
нравственно-полового воспитания старшеклассников
являются: полоролевое воспитание,
помогающее формированию психологической
мужественности и женственности, установлению
оптимальных коммуникативных установок
мужчины и женщины; сексуальное воспитание,
направленное на оптимальное формирование
сексуально-эротических ориентаций и
сексуального сознания в контексте психосексуальной
культуры и нравственных требований; подго-
товка к ответственному
супружеству как формированию супружеских
ролей и выработка установок взаимно ответственного
партнерства; подготовка к ответственному
родительству, предполагающая формирование
ролевого поведения матери и отца по отношению
к детям и выработку оптимальных
репродуктивных установок и формирование здорового
образа жизни.
4. Процесс взаимодействия
школы и семьи в вопросах нравственно-полового
воспитания старшеклассников представляет
собой целостную систему формирования нравственно-полового
сознания (система знаний, представлений,
личностных смыслов, формирующих гендерную
Я- концепцию); нравственно-половых
чувств (культура чувств – чувство
собственного достоинства, чести, бережного
и ответственного отношения к партнёру); нравственно-полового
поведения (культура взаимоотношений),
результатом которого становится вы-
работка качеств, черт, свойств и установок
личности, определяющих ее нрав-
ственное отношение к представителю другого
пола.
Но споры по поводу внедрения полового
воспитания в семье и школе не прекращаются
и по сей день, что подчеркивает актуальность
темы.Таким образом, для современной постановки
вопроса о разработке систем полового
воспитания существует целый ряд причин.
По прежнему является нормой общегосударственное
невежество многих педагогов и родителей
в вопросах сексуального просвещения
детей, приводящее к стремительному росту
числа внебрачного рождения, абортов,
уголовных преступлений на сексуальной
почве, к отсутствию ранней ориентации
на выполнение социальной роли в жизни(отца,
матери).Проблемы полового воспитания,
связанные с методической оснащенностью
этого процесса, с неадаптированностью
научно-исследовательского материала
не единичны. Немалую тревогу и озабоченность
педагогов и родителей вызывает массовый
выпуск и некомпетентное использование
литературы о процессах зачатия и деторождения,
выпуск и допуск которой к распространению
не контролируется компетентными организациями.
Многие из этих книг, адресуемых детям,
не соответствуют требованиям, предъявляемым
к детской литературе, а также не учитывают
уровень развития восприятия при использовании
рисунков. Да и при адаптации текста для
восприятия его дошкольниками следует
придерживаться определенных этических
норм. Все это происходит по причине того,
что в подготовке таких книг к выпуску
не участвуют педагоги и психологи, а лишь
медики, сексопатологи и художники. Некомпетентное
использование такой литературы может
привести к неправильному истолкованию
детьми ряда фактов и к выработке у ребенка
неправильного, нездорового отношения
к такой интимной информации.Наконец,
программы и учебные пособия по половому
воспитанию,а также по валеологии, куда
составной частью входит этот раздел,
настолько разнородны по характеру включаемого
в них материала, что практически не поддаются
обобщению и систематизации. В то же время
отсутствие грамотного и этичного полового
воспитания в большинстве семей и школ
приводит к наблюдаемому ныне высокому
проценту незащищенных половых связей
в среде подростков,нежелательных беременностей
школьниц, венерических заболеваний и
т. д. Сегодня в условиях отсутствия национальной
идеи, «девальвации» нравственности, обесценивания
института семьи и коммерциализации общества
в сочетании с низким уровнем репродуктивного
здоровья молодежи концепция адекватного
полового воспитания приобретает особую
значимость.
Необходимо разделять половое и сексуальное
воспитание. Половое воспитание – все
то, что воспитывает здоровую и целостную
личность женщины и мужчины, желание создать
гармоническую семью. Оно должно начинаться
с рождения ребенка и проводиться общественными
институтами, ответственными за формирование
личности молодого человека (семья, образовательные
учреждения, средства массовой информации,
общественные организации, здравоохранение).
Сексуальное воспитание – это составная
часть полового воспитания,
ориентированная на формирование правильного
сексуального поведения. Эту работу имеют
право осуществлять только специалисты,
знающие физиологию и патологию подростков.
В основу работы необходимо положить единые
принципы, приемлемые для системы семейного
и школьного воспитания.
Первый – профессиональная
компетентность, касающаяся собственно
сексуального просвещения, проводимого
врачом-сексологом, а в психологических
аспектах сексуального партнерства –
специально подготовленного медицинского
психолога. Эта часть работы должна выполняться
вне стен образовательного учреждения
– в молодежных и женских консультациях,
в специальных центрах и службах, располагающих
телефонами доверия для подростков, имеющих
индивидуальные интересы и проблемы.
Второй принцип
- доверительный обмен информацией с соблюдением
профессиональной этики (медицинской,
педагогической, психологической) и с
ответственностью за сохранение личной
тайны.
Третий принцип - полоролевое воспитание
и половая социализация как одна из сторон
гуманистического воспитания. Этот принцип
всех форм воспитательной работы в школах
и учреждениях дополнительного
образования.
Четвертый принцип
– востребованность и добровольность
получения информации о проблемах пола.
Соблюдение этого принципа исключает
проведение уроков, единых для всего учебного
коллектива, занятия могут
проводиться факультативно с согласия
родителей и с учетом интересов учащихся
подготовленными учителями биологии и
классными руководителями. Медицинский
персонал может оказывать консультативную
помощь педагогам и родителям по вопросам
профилактики болезней, передающихся
половым путем, и предупреждения незапланированной
беременности.
Пятый принцип
- полная ответственность родителей (или
лиц их заменяющих) за формирование нравственных
норм в половом воспитании детей и подростков.
Шестой принцип
– ответственность руководителей образовательных
учреждений за получение учащимися доступной
их пониманию корректной информации по
вопросам пола в соответствии с особенностями
их развития, исключая неправильный выбор
содержания и форм представления учебного
материала.
Седьмой принцип
– сочетание коллективных и индивидуальных
форм взаимодействия с родителями в осуществлении
полового воспитания, учитывая этнические,
религиозные, социально-экономические
и
культурологические особенности семейного
уклада, не вызывая разногласий и конфликтов
на этой почве.
Половое развитие – период жизни, который
начинается с появления вторичных половых
признаков и завершается полной соматической
и половой зрелостью. Он протекает у каждого
ребенка по-разному , как в психологическом
плане, так и в физиологическом. Половое
развитие начинается в возрасте 10,5 – 14
лет у мальчиков и продолжается примерно
в течение 2 лет, у девочек в 10-13 лет и продолжается
в среднем чуть больше 1 года.
Половое развитие проходит ряд стадий
и заканчивается обычно между 17 и 21 годами.
В половом развитии девочки на 2 года опережают
мальчиков. Эти различия создают небольшие
проблемы во взаимоотношениях между мальчиками
и девочками одного возраста. К концу подросткового
периода подросток достигает своих взрослых
пропорций. Половое воспитание сводится
к культивированию тех качеств личности,
которые на данном историческом этапе
принято считать присущими представительницам
женского пола: доброта, отзывчивость,
способность сопереживать, уступчивость,
хозяйственность, аккуратность, трудолюбие,
умение вести дом,
желание воспитывать детей, стремление
создать семью, легкость в общении, кокетливость.
Половое образование – здесь большое
место отводится вопросам интимной гигиены,
профилактике гинекологических заболеваний,
технике половой близости, вариантам сексуального
поведения, проблеме
контрацепции, профилактике инфекций,
передаваемых половым путем.
В препубертатный период закрепляются
полоролевые установки. Важен не только
пример родителей и окружающих взрослых,
но и детские игры, совместные занятия.
В обществе со сверстниками дети самонастраиваются
на подобающую психологическую ориентацию
и половое распределение ролей. В совместных
играх девочки учатся
общаться с представителями противоположного
пола, проигрывают житейские ситуации.
В стереотипе поведения девочки должны
быть заложены тормозная реакция на гипотетическую
ситуацию возможного полового сближения.
Умение с честью выйти из щекотливой ситуации
закладывается до 10-12 летнего возраста.
В дальнейшем усилия родителей малоэффективны.
Родители и взрослые обязаны с пониманием
относиться с изменениями, происходящими
в организме девочек и мальчиков, особенно
девочек.
В период интенсивного роста и умственного
развития не следует допускать слишком
большой интеллектуальной и чрезмерной
физической нагрузки, нарушения режима
сна и бодрствования.
Любые насмешливые замечания подростку
по поводу его внешности могут способствовать
развитию у него дисморфобии - неудовлетворенность
своей внешностью, носящая болезненный,
навязчивый характер, и стремление любой
ценой от них избавиться.
К сожалению, на сегодняшний день в нашем
российском образовании отсутствуют программы
по половому воспитанию детей и подростков,
этой проблемой на государственном уровне
целенаправленно никто не
занимается. Мало просто научить подростков
правильно использовать контрацептивы,
напугать последствиями ранних беременностей,
абортов и заболеваний, необходимо сформировать
у подростков культуру сексуальных отношений.
Основой формирования половой культуры
должно стать присвоение учащимся позиции
сознательного
подхода к началу половой жизни, развитие
морально-нравственных принципов, не согласующихся
с множественными беспорядочными половыми
связями, позиции личной ответственности
за совершаемые ими действия, формирование
мотивации и позитивного отношения к планированию
семьи и ответственному родительству.
Глава 1. Нравственно-половое воспитание учащихся старших классов
1.1.Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации, которая является неотъемлемой частью общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.
Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку. А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов Д.В. определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт,свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [18; 202]. Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З. Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля». Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.
Для постановки и решения
проблем полового воспитания принципиальное
значение имеет определение понятий
"пол" и"секс". Последнее иноязычное
понятие в русском языке
Мужчина и женщина биологически и психологически
различаются по своему месту и роли в сложнейшей
природосообразной системе продления
человеческого рода.Психофизиологическая
конституция мужчин предопределяет их
более высокую готовность к экстремальным,
рискованным ситуациям, потребность в
риске,изменения себя и других, достижении
различных целей. Ситуации, в которых требуется
полная мобилизация, с дефицитом времени
на принятие решения, с несколькими динамичными
объектами для внимания именно они позволяют
мужчине мобилизоваться, проявить потенциальную
энергию. Женщина, обладая более слабым
типом нервной системы, склонна скорее
избегать, чем стремиться к подобным условиям
и ситуациям жизнедеятельности. Но зато
она более приспособлена к тонкой, кропотливой
и монотонной работе, требующей сосредоточения
всего внимания на одном объекте (например,
на грудном ребенке). Такие различия объективно
обусловили появление исторически мужских
и женских ролей и профессий.