Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой взаимодействие семьи и школы в вопросах нравственно-полового воспитания подростков будет более эффективным, если: охарактеризовать основные понятия, существующие проблемы и противоречия при организации данного процесса, на их основе определить оптимальные пути его реализации;- биологическое и гуманитарное образование старшеклассников рассматривать как основу нравственно-полового воспитания, решающего задачи их полоролевой социализации и сексуального просвещения;- систему непрерывного просвещения старшеклассников, охватывающую учебные предметы, специальные и факультативные курсы и внеклассные мероприятия, построить с учетом гендерного подхода на основе сотрудничества «учитель – ученик – семья»; - разработать критерии, выявить особенности, уровни и показатели нравственно-половой воспитанности старшеклассников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. 1.1. Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии……………………………………………………….................. 14
1.2 Необходимость нравственно- полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков …………………………….........................................17
1.3. Содержание и принципы нравственно-полового воспитания...............20
1.5. Особенности нравственно-полового воспитания в семье………………………………… … ........................................................23
1.6. Спорные вопросы в организации нравственно- полового воспитания в школе ……....................................................................................................... 26
Заключение.......................................................................................................30
Список использованной литературы ……………………………………....32

Файлы: 1 файл

курсовая работа. педагогика.docx

— 77.13 Кб (Скачать)

2. Проблемы нравственно- полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.

3. Эффективность нравственно-полового воспитания зависит от учета связанных с полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах,начиная с самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или девочкой.

4. Поступление в школу  знаменует начало нового ответственного  этапа полового воспитания. Взаимоотношения  со сверстниками противоположного  пола становятся более интенсивными.

5. Роль полового воспитания  повышается по достижении ребенком  подросткового возраста, центральным  моментом которого является половое  созревание. В задачи полового  воспитания на этом этапе входит  правильное реагирование на особенности  поведения, связанные с полом,  подготовка мальчиков к поллюциям,  а девочек - к менструациям.

6. Период полового созревания  связан также с формированием  эротических чувств, сексуальной  потребности, половой самооценки. Важно в подростковом возрасте  не допустить у детей эмоциональных  срывов, психических травм, которые  могут оставить глубокий след  на всю жизнь.

7. В половом воспитании  используются общие принципы  воспитательной работы. Оно должно  быть составной частью учебно-воспитательных  мер, осуществляемых в семье,  дошкольном учреждении, школе, и  проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей,  а также с соблюдением преемственности  в процессе воспитания. Обязательное  условие его эффективности -единый  подход родителей, медработников,  педагогов, воспитателей.

8. Родители первыми начинают  половое воспитание своих детей,даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают,что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки. Половое воспитание в семье — важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков.

9. Проблема нравственно-полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе, в связи с чем многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Надо сказать, что в современных российских условиях это опасение, как и скепсис относительно уровня преподавания и качества учебных материалов для полового воспитания далеко не беспричинны: немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе //Вопросы психологии. 1987. № 5.

2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2.

3. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.

4. Борисов И. Запретный плод для российской школы // Управление школой.

5. Валеология/ Разработана М. А. Алексеевой. М., 1998.

6. Валеология:Программа специального курса, тематический план и методические материалы для работников социокультурной сферы / Сост. Ю. Н. Дрешер. Казань, 1998.

7. Валеология.Юнита 1 / Разр. М. А. Алексеевой. М.,1998.

8. Зайцев Г.К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья.

9. Зицоев А. А. Садомазохизм – результат плохого обращения с детьми// 
Алиевские чтения: Материалы научной сессии. Ч.1. – Карачаевск: КЧГУ, 2008.  
– С. 88-90. 
10. Зицоев А.А. Глобальное падение нравов//Формирование национально- 
го самосознания в процессе художественного образования: Материалы Все- 
российской научной конференции. – Карачаевск: КЧГУ, 2008. – С. 51-54. 
11.Зицоев А.А. Нравственно-половое воспитание детей и подростков в  
семье и школе//Психология и психотехника: научно-практический журнал  
Института философии РАН. – Москва, 2010, № 8 (23). – С. 88-95. 
12. Зицоев А.А. Формирование нравственно-половой воспитанности стар- 
шеклассников на уроках литературы//Вестник Башкирского государствен- 
ного университета. – Уфа, 2011, № 32. – С. 172 – 180 .

13.  Зицоев А.А. Нравственно-половое воспитание детей в семье//Актуаль- 
ные проблемы гуманитарных и естественных наук. – №6. – М., 2010. – С. 221  
- 225. 
14.Зицоев А.А. Влияние коммуникационных средств связи на формирова- 
ние нравственного облика подростков//Вестник КЧГУ: научно-методический  
журнал. – № 28. – Карачаевск, 2010. – С. 320-322. 
15. Зицоев А.А. Роль семьи в половом воспитании детей//Ашколи апста- 
заарей («Школа и жизнь»): Ежеквартальный научно-педагогический журнал  
Министерства образования Республики Абхазия. – №1. – Сухум, 2011. – С.  
94- 99. 
16.Зицоев А.А. Психолого-педагогические принципы работы с отклоне- 
ниями в половом развитии старшеклассников//Вестник КЧГУ, 2011. – № 30.  
– С.268-281.21

17. Захарова П. Н. Растут в семье папа и мама. М., 1978.

18.Захарова П. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1.

19.Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1979.

20.Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988.

21.Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980.

22.Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

23.Колесов В. Е. Беседы о половом воспитании. М., 1988.

24.Коломинский Я. С. Мальчики и девочки // Знание-сила. 1971. № 2, 1971.

25.Кон И. С.Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975.

 


Информация о работе Понятие нравственно- полового воспитания и актуальность проблемы в педагогике и психологии