Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:42, реферат

Краткое описание

Сам термин тренинг появился в русскоязычной литературе как калька английского и употребляется в двух смыслах, более широком и более узком, вполне адекватно передаваемых словами подготовка и тренировка. В последнее время широкое понимание термина стало более распространенным. И в него включается довольно большое количество разного рода активностей, как то: лекция, демонстрация, индивидуальное консультирование, дискуссия, ролевая игра, разбор критических случаев, тренинговые игры, тренинги на базе компьютерных программ, интерактивные видеопрограммы, пособия по тренингам для самостоятельного обучения (использование самоучителя), анализ

Оглавление

Введение
1. Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга
2. История социально-психологического тренинга
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2.docx

— 39.01 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

     1. Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга

     2. История социально-психологического  тренинга

     Заключение 

     Список  литературы 
 

 

     Введение

     Сам термин тренинг появился в русскоязычной  литературе как калька английского  и употребляется в двух смыслах, более широком и более узком, вполне адекватно передаваемых словами  подготовка и тренировка. В последнее время широкое понимание термина стало более распространенным. И в него включается довольно большое количество разного рода активностей, как то: лекция, демонстрация, индивидуальное консультирование, дискуссия, ролевая игра, разбор критических случаев, тренинговые игры, тренинги на базе компьютерных программ, интерактивные видеопрограммы, пособия по тренингам для самостоятельного обучения (использование самоучителя), анализ конкретных ситуаций (кейс-стади), инструктирование на рабочем месте, программированное обучение, работа в проектных группах. Единственное, что на первый взгляд объединяет этот весьма неоднородный набор форм обучения, — это наличие некоторой степени структурированности или формальности, не случайно слово «тренинг» часто сопровождается прилагательным «формальный», для того чтобы отличить тренинг от разнообразных форм «стихийного» приобретения опыта. Кроме некой степени формальности приобретения опыта в тренинге он приобретается целенаправленно и, часто, в сжатые сроки.

     Грамотность в общении сейчас необходима всем. Политик, руководитель, менеджер, предприниматель, учитель, психотерапевт – для них коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством. Компетентность в общении способствует профессиональной эффективности человека и является важным фактором психологической профилактики. Сегодня развитие компетентности в общении успешно решается в рамках С.-п. т. Особенность этого метода в том, что он носит групповой характер, причем проводится в малых лабораторных группах. Уже к пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы с группами. Именно тренинг позволяет среди других психологических методов реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.  Как сказал  С.И. Макшанов в своей работе «Психология тренинга», тренинг помогает преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обучения, и может выступать в качестве мостика, между безусловно необходимыми, но тем не менее «перцептивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой, с другой стороны. В традиционных формах профессиональной подготовки предполагается, что сначала специалист получает информацию и только через неопределенное время возможность ее использовать. Только тогда происходит реальная оценка субъектом применимости полученного знания и закрепление того, что от них еще осталось. В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Проходящий подготовку в тренинге специалист при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков, а также неадекватность установок и стереотипов. Также психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами. Психологический тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, он ориентирует человека на чувствование себя, своего “Я”, дает возможность прикоснуться и частично осознать в себе то, что обычно спрятано и исподтишка навязывает свои решения. Объектом - является тренинг. Предметом - общение как сложный, многоплановый процесс установления контакта между людьми.

 

     1. Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга

     Социально-психологический  тренинг - один из методов активного  обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. В отечественной литературе авторы, освещающие теоретические и практические проблемы С.-п. т., используют этот термин очень широко и обозначают им, по сути, целую отрасль прикладной социальной психологии. Рассматривая С.-п. т. как "психологическое воздействие на уровне группы в рамках оказания помощи психически здоровым людям" (Петровская Л. А., 1982), они относят к нему тренинг сенситивности, группы личностного роста и др. Такое расширение понятия С.-п. т. если и оправдано методологически (всякий групповой процесс является социально-психологическим феноменом, методические и технические приемы заимствуют друг у друга различные виды тренинга), то вряд ли целесообразно, поскольку вносит терминологическую путаницу. Устоявшийся у нас в стране термин С.-п. т. введен немецкими психологами для обозначения программ, направленных на приобретение социально-психологического опыта и повышение социально-психологической компетентности в процессе группового взаимодействия.

     Групповые методы такой ориентации имеют и  другие названия: активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение, лабораторный тренинг и др. Общая цель С.-п. т. - повышение компетентности в сфере общения - конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен С.-п. т., он может приобретать различные формы. Все многообразие этих форм условно можно разделить на 2 больших класса: 1) ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков, например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и др.; 2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, например коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей, анализировать ситуации группового взаимодействия. Процесс приобретения новых навыков и опыта осуществляется при активном участии членов группы. Принцип активности, реализующийся в С.-п. т., предполагает не усвоение готовых знаний и приемов, а самостоятельную выработку более эффективных навыков общения. Другой важный принцип С.-п. т. - принцип обратной связи, на котором строится приобретение нового персептивного, эмоционального и когнитивного опыта. В практике С.-п.т. эмпирически выделены условия, являющиеся необходимой предпосылкой конструктивной обратной связи, например описательный, а не оценочный характер обратной связи, ее неотсроченность, специфичность, релевантность потребностям и получающего и отправляющего, реализация ее в контексте группы. С.-п. т. проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. Обычно цикл занятий рассчитан на 30-50 часов, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от характера решаемых задач. В то же время опыт показывает, что непродолжительные занятия (менее 20-24 часов) не позволяют в полной мере реализовать программу С.-п. т. и снижают его эффективность. Занятия могут проводиться с интервалами в 1-3 дня (со средней продолжительностью каждого занятия 3 часа). Но более эффективной формой организации работы является марафон (несколько занятий подряд по 8-10 часов). В процессе С.-п. т. применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевые игры, невербальные методики и др.

     Использование в ходе занятий видеозаписи существенно  повышает эффективность С.-п. т., предоставляя участникам наряду с обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь. С.-п. т. получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки специалистов различного профиля - руководителей, педагогов, врачей, психологов, работников торговли и др. Подготовка специалистов в области психотерапии, предполагающая использование активных методов обучения в групповых формах, также включает С.-п. т. Компетентность в общении является одним из существенных компонентов успешной профессиональной деятельности психотерапевта. Умение установить эмоциональный контакт, организовать пространство общения, идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения, создать благоприятный "климат общения", выслушать и понять пациента, контролировать собственное экспрессивное поведение (позу, мимику, жестикуляцию), аргументировано высказать свою точку зрения, разрешать конфликтные, проблемные ситуации - таков неполный перечень необходимых психотерапевту навыков. Овладение ими и приобретение опыта более эффективного их применения на практике и является задачами С.-п. т. для психотерапевтов. На групповых занятиях с помощью ролевых игр могут выявляться и анализироваться ошибки, допускаемые в общении с пациентом, приобретается опыт ведения клинической беседы, осуществляется коррекция эмоционального состояния.

     Не  менее важная задача С.-п. т., проводимого  в системе подготовки психотерапевтов, - выявление поведенческих стереотипов, свойственных участникам группы. Очевидно, что стереотипы, затрудняющие успешное общение, мешают профессиональной деятельности психотерапевта, однако и стереотипы, в обычном общении способствующие успеху, должны быть отрефлексированы, так как в профессиональной деятельности могут оказаться нежелательными. Наряду с осуществлением специфических для С.-п. т. задач в таких группах, как и при других видах тренинга, в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других людей, повышается чувствительность к групповым процессам и вырабатываются навыки использования этого опыта в своей профессиональной деятельности.

     2. История социально-психологического  тренинга

     Развитие  подходов к активным групповым методам  в России и в западных странах значительно отличается друг от друга.

     До XIX-XX столетий поведение людей в  группах систематически не изучалось. Развитие и использование групп  в целях позитивных индивидуальных изменений было в большей степени обусловлено возрастанием знаний проблем, связанных с человеком.

     В западных станах интенсивнее всего активные групповые методы развивались в сфере медицины с целью оказания психологической помощи. В США первоначально ориентация на групповую терапию называлась «репрессивно-вдохновляющей», и она доминировала в начале XX столетия .

     Творцом теории и практики психотерапии, в  том числе групповой, считается  австрийский врач Ф. Месмер. Он осуществлял  лечебные воздействия в группе, в которой в процессе выполнения им различных мероприятий у пациентов возникали, в частности, гипнотические явления. В последующие десятилетия на применение гипноза в медицинской и психотерапевтической практике влияли две противоположные тенденции: его популяризации способствовал факт несомненной эффективности этого метода, как помогающего при многих нарушениях; сомнение в нем или прямое его отрицание были связаны с нападками на концепцию реактивности характера человека, управляемого окружением или другими внешними силами.

     Такой образ человека не был также чужд концепциям творцов терапевтической идеологии, действовавших одновременно с Ф. Месмером в англосаксонских странах. Поскольку они выросли на почве протестантской и пуританской культуры и мировоззрения, то подчеркивали значение передачи пациентам собственных ценностей и образцов поведения.

     Одним из первых специалистов, также практиковавших «репрессивно-вдохновляющий» подход был Джозеф Пратт, бостонский врач – интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Его пациенты вели дневники, свидетельствующие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению, заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебной практике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь в 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.

     Именно  с началом работы с психически здоровыми людьми в научных публикациях  наметилось новое направление в  применении активных групповых методов. Эти методы применялись в целях обучения и коррекции поведения психически здоровых людей. Начали формироваться службы и центры, где проводилась работа с группами людей, объединенных сходными проблемами: одинокие матери, больные онкологическими заболеваниями, жертвы пожаров, люди с излишним весом, эмигранты и пр.

     «Говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в современные активные групповые методы, нельзя не назвать Я. Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г. термина «групповая психотерапия. Свой метод Я. Морено построил на основе опыта театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией, а предназначалась для развития творческого потенциала человека. Но внутри – и межличностные изменения, достигаемые участниками послужили основой для развития психодрамы как активного группового метода психологического воздействия. Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре. Исполняя различные роли, человек получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами.

     В начале 50-х годов ХХ века В. Байон  сформулировал динамическую теорию функционирования группы. Его концепция  оказала большое влияние на теоретическое осознание групповых явлений. На основе спонтанного развития группы он выделил две доминирующие в ней формы деятельности: 1) целевую активность на рациональной основе и 2) активность, продиктованную эмоциями, которая, однако, укладывается в определённый тип взаимодействия. Группа всегда представлена как бы в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы вполне рационально, осознанно принимают участие; с другой стороны, Байон вычленяет аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы. Байон говорит о возможности конфликтов между этими планами и закономерности формирования «коллективных защитных механизмов». Байон пытается перенести понятия и механизмы, вычлененные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказывается не отдельная личность, а целая группа.

     Одним из наиболее уважаемых в западной социальной психологии специалистов по активным групповым методам считается  К. Левин, который также использовал малые группы, прежде всего, не в целях лечения, а для развития участников. К. Левин, так же как и З. Фрейд и другие пионеры психоанализа, с помощью понятия «поля» объяснял процесс развития личности. Подобно тому, как в физике использование механистической модели оказывается во многих случаях недостаточным, Левин показал, что при рассмотрении процесса развития личности необходимо принимать во внимание многообразие разных влияний, представляющих собой различные поля. Одним из наиболее значимых влияний является влияние со стороны других людей. Поэтому, вполне естественно, что Левин заинтересовался взаимодействием людей в малых группах. Будучи в первую очередь исследователем и теоретиком, Левин проводил эксперименты с группами, рассматривая их как средство развития навыков принятия решений, повышения групповой эффективности и развития групповой морали. После второй мировой война К. Левин продолжил свою работу в Центре исследования групповой динамики Массачусетского института технологии. Работа Центра стала первым академическим проектом, посвященным изучению динамики малых групп.

Информация о работе Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга