Подростковый алкоголизм как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема борьбы с алкоголизмом актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза.

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 64.01 Кб (Скачать)

Следующим компонентом деятельности являются методы. Они зависят от специфической деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня вовлеченности ребенка в алкоголизацию.

Методы социально-педагогической деятельности, так или иначе, связаны  с организацией, мотивацией и осмыслением  деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее  средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации  и осмысления деятельности, которые  восстанавливают или формируют  заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Последний компонент структурной  деятельности – формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, а в данном случае деятельность социального педагога, направленная на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм применяемых  в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального  педагога со школьниками склонными  к алкоголизму, и ее характерные  особенности.

 

Содержание социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными  к употреблению алкоголя

Можно выделить основные направления  в деятельности социального педагога при работе со школьниками, склонными  к употреблению спиртных напитков.

1.Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьника, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития.

2.Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

3.Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.

4.Деятельность по социальной реабилитации школьника, имеющего алкогольную, психическую или физическую зависимость.

5.Посредническую деятельность между школьником и окружающего его социума по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих  основных функций:

Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения школьников к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя; изучение и оценивание разных особенностей его личности; выявление информации о семье школьника; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию; определение алкогольных лидеров; изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на школьника микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или  письменного) самого подростка, его  родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяются  стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального  диагноза развития ребенка, вовлечение его в процесс алкоголизации  и определение конкретных задач  социально-педагогической деятельности. Ими могут быть профилактика, коррекция, реабилитация и комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности со школьником склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция –образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же методов ее осуществления; определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав школьника.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития школьника, склонного к алкоголизму.

Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации.

Седьмая функция – предупредительно – профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

  • советника, информирующего семью о важности возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогический совет.
  • консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного характера, а так же вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам решения проблемных жизненных ситуация, по вопросам воспитания детей в семье.
  • защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей, учителей, ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социальных педагогов со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного  и социального воспитания, нацеленному  на формирование у школьников отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания школьников является возврат их к норме. Для социальной нормы характерны социальная приспособленность личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и при алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить различные потребности, нагружать детей различными полезными  делами, организовать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность  употребления алкоголя, в том числе  и в небольших дозах. Следует  делать акцент не только на последствия  алкоголизма, сколько на безнравственность  самого факта употребления алкоголя. Необходимо обратить внимание на моральный урон, который наносит алкоголик окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя – это признак выносливости и возмужания.

Работа с семьёй, страдающей алкоголизацией.

Алкоголизм-болезнь в  основном семейная. Во- первых, она может встречаться у нескольких членов одной семьи, передаваясь из поколения в поколение. Во- вторых, даже если в семье только один алкоголик, все остальные члены семьи страдают психологически, они как бы созависят от него. Созависимость – это психологическое состояние родственников больного алкоголизмом, живущих или живших с ним.В России вплоть до настоящего времени помощь при лечении алкоголизма в большинстве случаев оказывается только самому больному. Для них действуют наркологические диспансеры, антиалкогольные клиники, кабинеты анонимного лечения. В этом направлении работали и печально известные лечебно-трудовые профилактории. Существует обильная информация различных целителях, которые кодируют от алкоголизма. Помощь, однако, нужна не только больным; она крайне необходима и членам их семей.

Организация социально-педагогической помощи семьям, имеющим алкогольную созависимость, строится по следующим направлениям:

  • выявление алкогольной зависимости в семье,
  • определение нуждаемости семьи в помощи социального педагога, нарколога, психолога,
  • в критических ситуациях - защита прав ребёнка, консультирование семьи по вопросам помощи,
  • информирование о наличии в городе, районе наркологических служб;
  • работа по профилактике пьянства, наркомании и токсикомании среди подростков;
  • работа с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, но решившими сделать шаг к выздоровлению.

 

При работе с семьей существует ряд препятствий:

  • первое препятствие связанно со сложившимся в нашей культуре отношением к алкоголикам как к морально несостоятельным людям, которые должны быть поставлены вне общества. Понятно, что человеку легче отрицать всё, чем признать себя алкоголиком. Поэтому публикации в местной печати, передачи на местном телевиденье, радио должны быть посвящены пагубным последствиям алкоголизма как специфической болезни, а не этической категории;
  • второе препятствие связанно с отсутствием достаточной мотивировки у алкоголика для обращения за помощью по решению своих проблем. Он не хочет их афишировать. Поэтому существуют телефоны доверия;
  • третье препятствие связанно с заблуждением всей семьи алкоголика в том, что её задача - заставить алкоголика не пить, не меняясь самой. Чтобы преодолеть такое заблуждение, проводится большая работа социальным педагогом. Его основная задача - доказать членам семьи необходимость таких изменений и настроить их для обращения за соответствующей помощью к психологу. Социальная работа с семьями, страдающими от алкогольной зависимости, является делом новым. Не хватает литературы о работе с семьёй, мало квалифицированных специалистов. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация взрослого и детского населения, рост преступности на этой почве, разбитые семьи и брошенные дети- всё это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями [Чуянов А.Ф. Вопросы социальной работы. Выпуск 4. Вологда, 2001г.].

 

Профилактика  алкоголизма.

«Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил  М.Я. Мудров. Профилактика- это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий. Перечислим их кратко:

  • Ограничить доступ к алкоголю и уменьшить спрос на него, особенно для подрастающего поколения.
  • При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголю, попытаться «установить» психологический заслон.
  • Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации (ЦТ, радио, пресса) с привлечением специалистов и «потерпевших», вышедших из данного состояния (болезни).
  • Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма.
  • Принять юридически обоснованные меры ограждения детей алкоголиков от пагубного влияния их родителей.

Успех борьбы с пьянством  и алкоголизмом в значительной мере зависит от их профилактики, одно из ведущих мест в которой занимает санитарно-просветительская работа.

Однако на современном  этапе мало только «просветить» человека, рассказать ему об общих гигиенических  правилах, его надо научить определенному  режиму труда, отдыха, быта в конкретных условиях жизни.

Поэтому цель противоалкогольного санитарного просвещения в настоящее время заключается в следующем:

  • разъяснить населению причины возникновения пристрастия к алкоголю и распространенности злоупотребления спиртными напитками;
  • на убедительных примерах показать последствия пьянства и алкоголизма;
  • воспитывать у населения отношение к алкоголику как к больному, требующему лечения;
  • воспитывать нетерпимое отношение к пьянству;
  • широко информировать население о мерах профилактики и методах лечения алкоголизма;
  • способствовать формированию гигиенически правильного поведения человека;
  • помочь в организации режима труда, досуга.

В настоящее время нужна  пропаганда, которая не ограничивалась бы сообщением общеизвестных правил, а строилась на доказательных  научных данных, воздействовала не только на разум, но и на чувства  слушателей. Очень важно, чтобы она  была психологически ярко окрашенной, эмоциональной.

Информация о работе Подростковый алкоголизм как социально-педагогическая проблема