Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа
Проблема борьбы с алкоголизмом актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза.
Антиалкогольной пропагандой должны быть охвачены самые широкие слои населения и в первую очередь те, кто любит выпивать по поводу и без повода и при этом не считает себя пьяницей. Очень важно разъяснить, к каким опасным последствиям для здоровья приводит злоупотребление алкогольными напитками, как из пьянства развивается грозное заболевание- алкоголизм со всеми присущими ему симптомами. Особое внимание следует уделить необходимости раннего выявления и лечения алкоголизма, воспитывать непримиримое отношение к любому проявлению пьянства. Необходимо также раскрыть связь алкоголизма с преступностью[Андреева Л. Шаг к погибели.// Воспитание школьников. №3. М., 2000г.].
Особо следует остановиться на вопросе о том, как алкоголизм разрушает семью, как от этого страдают дети.
Антиалкогольное воспитание должно проводится не только среди школьников, но и среди их родителей на родительских собраниях.
Очень важно разъяснить родителям, что отношение детей к жизни, их отношение к пьянству во многом зависит от того, как к ним относятся сами родители. Дети, как правило, во всем стараются подражать родителям. Последние должны помнить об этом и не подавать детям дурных примеров.
Родители иногда бывают инициаторами выпивок своих детей. Во многих «благополучных» семьях подчас не считается преступным дать ребенку сухого вина или пива, а иногда потчевать его водкой. «Пусть лучше начнет пить дома», - говорит иной отец, наливая своему сыну-подростку. Да и сами дети, подражая взрослым, нередко наливают себе в рюмку, находясь за общим столом. Такое подражание взрослым может закончиться плачевно.
Родителям, особенно молодым, следует разъяснить вредное влияние алкоголя на потомство, на растущий организм ребенка. Необходимо убедительно показать, что истоки употребления алкоголя детьми в неблагополучии семьи, неправильных взаимоотношений родителей, их ссорах, пьянстве и др.
Наоборот, дружная семья, общие увлечения любимым делом, правильный режим работы- факторы, препятствующие пьянству, равно как и другим отрицательным наклонностям. Необходимо не только разъяснить все это родителям, но и научить тому, как правильно направлять интересы и деятельность ребенка.
Наряду с проведением антиалкогольной пропаганды среди родителей, ею необходимо охватывать и детей. Причем дети сами должны в ней активно участвовать, бороться за трезвую окружающую среду.
Начинать антиалкогольное воспитание молодежи надо с момента поступления их на работу. Содержание бесед имеет другую направленность, чем со старшими школьниками. В них в первую очередь следует подчеркнуть опасность систематического употребления спиртного, показать, как случайные выпивки вызывают пристрастие к алкоголю. Показать отрицательное влияние алкоголя на трудоспособность.
В беседах с учащейся молодежью внимание следует акцентировать на вопросах влияния алкоголя на память, внимание и другие психические функции.
Надо постараться выработать у детей собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя. Ребенок не только должен твердо знать, что алкоголь вреден и употребление его опасно. Он еще должен обладать определенными моральными и волевыми качествами, позволяющими ему отстоять свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить подчас весьма уважаемые им старшие друзья или сверстники.
Некоторые родители воспитывают своих детей в оранжерейных условиях, выполняя все их желания и капризы, не приучая их к умению сдерживать свои порывы и желания. В результате из таких детей нередко вырастают черствые эгоисты. И такие люди, попадая в компанию пьющих, легче попадают под их влияние [Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодёжи. Ростов н\Д., 2001г.].
Приложение А
Методика № 1. Пути преодоления возникающих проблем
Итак, «при возникновении
проблемы я…»:
1. Делюсь переживанием с другом.
2. Стараюсь сделать все от меня зависящее,
чтобы наилучшим образом решить проблему.
3. Осуществляю поиск всех возможных решений,
прежде чем что-либо предпринять.
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы на что-нибудь
другое.
5. Жду, что кто-нибудь проявит сочувствие
ко мне.
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим
возможности заметить, что мои дела плохи.
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как
это обсуждение помогает мне чувствовать
себя лучше.
8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих
постепенно справиться с ситуацией.
9. Очень тщательно взвешиваю все возможности
решить эту проблему.
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.
11. Пытаюсь различными способами разрешить
проблему, пока не найду наиболее подходящий.
12. Доверяю свои переживания другу или
родственнику.
13. Больше времени, чем обычно, провожу
в одиночестве.
14. Рассказываю людям о своей проблеме,
так как только ее обсуждение помогает
мне прийти к ее решению.
15. Все время думаю о том, что нужно сделать,
чтобы исправить положение.
16. Сосредоточиваюсь полностью на решении
проблемы.
17. Обдумываю про себя план действий.
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно
– это помогает мне отвлечься от переживаний.
19. Прошу кого-нибудь помочь мне.
20. Проявляю упорство и борюсь за то, что
мне нужно делать в этой ситуации.
21. Избегаю общения с людьми, замыкаюсь
в себе.
22. Переключаюсь на свои увлечения или
занимаюсь спортом, чтобы отвлечься от
проблемы.
23. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше
понять ситуацию.
24. Иду к другу за советом, как исправить
ситуацию.
25. Принимаю сочувствие друзей и знакомых,
у которых такая же проблема.
26. Сплю больше обычного.
27. Фантазирую о том, что все могло быть
иначе.
28. Представляю себя героем книг или кино,
который успешно преодолевает все трудности.
29. Пытаюсь решить проблему всеми способами,
которые знаю.
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.
31. Принимаю помощь от друга или родственника.
32. Ищу успокоение у тех, кому доверяю.
33. Пытаюсь тщательно планировать свое
поведение, а не действовать под влиянием
эмоций.
Приложение Б
Методика № 2. Шкала
эмоциональной стабильности – нестабильности
Вопросы анкеты
1. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые
вас понимают, могут ободрить или утешить?
2. Не находите ли вы, что вам очень трудно
отвечать «нет»?
3. Часто ли у вас бывают спады и подъемы
в настроении?
4. Возникает ли у вас чувство робости и
смущения, когда вы хотите завести разговор
с симпатичным лицом противоположного
пола?
5. Часто ли вы беспокоитесь из-за того,
что сделали или сказали что-нибудь такое,
чего не следовало бы делать или говорить?
6. Легко ли вас обидеть?
7. Верно ли, что иногда вы полны энергии
так, что все горит в руках, а иногда совсем
вялый?
8. Часто ли вы мечтаете?
9. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
10. Считаете ли вы себя человеком возбудимым
и чувствительным?
11. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное
дело, испытываете чувство, что могли бы
сделать еще лучше?
12. Бывает ли, что вам не спится из-за того,
что разные мысли одолевают вас?
13. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?
14. Бывают ли у вас приступы дрожи?
15. Раздражительны ли вы?
16. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то
неприятных событий, которые могли бы
произойти?
17. Часто ли вам снятся кошмары?
18. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
19. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
20. Легко ли вы обижаетесь, когда вам указывают
на ошибки в работе или на ваши личные
промахи?
21. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то
хуже других?
22. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
23. Страдаете ли вы от бессонницы?
Приложение В
Методика № 3 «Отношение
подростков к спиртным напиткам»
1. Мое желание выпить зависит от настроения:
а) редко
б) иногда
в) всегда
2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться:
а) да
б) нет
в) свой вариант
3. Периодами я выпиваю охотно, периодами
меня к спиртному не тянет:
а) иногда
б) всегда
в) свой вариант
4. Я люблю выпить в веселой компании:
а) да
б) нет
в) иногда
5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев,
могу вызвать насмешки и презрение:
а) да
б) нет
в) свой вариант
6. Спиртное не вызывает у меня веселого
настроения
а) да
б) нет
в) не всегда
7. К спиртному я испытываю отвращение:
а) да
б) нет
в) свой вариант
8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ
плохого настроения, тоски или тревоги:
а) да
б) нет
в) иногда
9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого
самочувствия и сильной головной боли
впоследствии:
а) да
б) нет
в) иногда
10. Я не пью спиртного, так как это противоречит
моим принципам:
а) да
б) нет
в) свой вариант
11. Спиртные напитки меня пугают:
а) да
б) нет
в) иногда
12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю
окружающий мир:
а) да
б) нет
в) иногда
13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить
компанию:
а) да
б) нет
в) иногда
Информация о работе Подростковый алкоголизм как социально-педагогическая проблема