Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа
Проблема борьбы с алкоголизмом актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза.
2. Социально – психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально – положительных связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т. д.);
3. криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание неблагоприятных ситуаций, способствующих криминализации, и т. д.);
4. физические (наносится вред
не только здоровью конкретных людей,
злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью
будущих поколений).
Подростковый
алкоголизм: показатель неблагополучия
семьи, средство время препровождения
и самоутверждения ребенка, компенсация
его психических отклонений от нормы,
иллюзорная реальность для ребенка, реклама.
Нравственно – эмоциональная сторона
семейных отношений — важнейшее условие
нравственного развития детей. Характер
этих отношений выступает в качестве главного
обстоятельства благополучия или неблагополучия
семьи, от которого зависит успех или неуспех
семейного воспитания. Выделяют несколько типов
семей, в которых ребенок начинает употреблять
спиртные напитки чаще, чем в других семьях:
1) конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.
2) десоциализированные семьи,
ведущие аморальный, а в большинстве
случаев анти социальный образ
жизни, с низким материальным
уровнем, санитарной
У детей и подростков в неблагополучных
семьях, как правило, не развита культура
общения. Отсутствие душевной близости
с родителями и контактов со сверстниками
из благополучных семей, некоммуникабельность
приводят к поиску уличной компании, часто
неоднородной по возрасту, где подростки
имеют реальные возможности для самоутверждения
и прежде всего через приобщение к алкогольным
традициям компании.
Алкоголь как средство самоутверждения.
Одна из причин пьянства
подростков - усиленные притязания
на взрослость. Потребление алкоголя
в подростковом и юношеском возрасте
считается символом мужественности,
состоятельности. Внутренняя духовная
ограниченность, неумение проявить себя
в школьном коллективе обусловливают
частое употребление подростками алкоголя
ради самоутверждения в уличной
группе товарищей. Сама по себе потребность
в самоутверждении в
Алкоголь как реклама.
Привлекательность для
подростков спиртных напитков
усугубляется популяризацией
Алкоголь как компенсация
психических отклонений от нормы.
Психологической предпосылкой
развития алкоголизма у детей
часто становятся отклонения от нормы
психического здоровья или патологии,
затрудняющие социальную адаптацию
личности. Независимо от причин появления
дефекта (врожденная аномалия, заболевание
психики и т. д.) у ребенка нарушаются
гармоничные отношения с
Алкоголь как времяпрепровождение.
В связи с резким
уменьшением числа внешкольных
детских и юношеских
Уровни развития
алкогольной зависимости у
Уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации:
Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних,
которые никогда не употребляли алкоголя
благодаря личной установке на полную
трезвость. Мотивы отказа от употребления
спиртных напитков: убежденность в отрицательном
влиянии спиртного на организм, самочувствие
и поведение.
Начальный уровень
характеризуется единичными или очень
редкими случаями употребления спиртных
напитков. Употребление алкоголя сопровождается
комплексом неприятных ощущений, переносимость
спиртных напитков низкая. Мотивы употребления
алкоголя следующие: приобщиться к миру
взрослых, поступать как все. Эта стадия
длится, как правило, 1-2 месяца.
Уровень эпизодического
употребления алкоголя характер
Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев. Под действием алкоголя у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает активность, агрессивность. Устанавливаются контакты с выпивающими подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состояние опьянения от взрослых. Принятие спиртного провоцируется компанией, доступностью спиртного в семье, наличием свободных денег, избытком незанятого времени. На данном этапе выявляется склонность, но еще не зависимость от алкоголя.
Уровень выраженной
психической зависимости от
Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, отключиться от ре-ости, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления спиртных напитков, происходит одновременно усиление психической зависимости наряду сфизиологической и изменение ее содержания, четко выражен похмельный синдром. В период Похмелья отмечается тревожно-подавленное настроение, обидчивость, плаксивость, нарушение физиологических функций организма. Замедляется интеллектуальное развитие. Дети часто пропускают занятия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.
Уровень алкогольного
распада личности характеризует
2.1 Структура социально - педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.
Социально- педагогическая
деятельность – это
Социально- педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Социально- педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
1. Индивидуально – психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития.
2. Индивидуально – соматический: предполагает наличие у ребёнка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
3. Социальный, внешкольный:
включающий нарушение прав
4. Социально школьный, где
в качестве составляющих
Это основные факторы, влияющие
на развитие и ведущие к развитию
у подростка алкогольной
Цель социально- педагогической деятельности может быть реализована путём решения следующих задач:
Второй компонент структуры деятельности – это её субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.
Третий компонент- это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются школьники в алкоголизации.
Четвёртый компонент - функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.
У социального педагога такими основными функциями являются три:
1.Социально – педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребёнку и в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребёнка, осуществление контроля за ребёнком.
2.Социально - обучающая функция направлена на овладение ребёнком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации.
3.Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.
Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог.
Информация о работе Подростковый алкоголизм как социально-педагогическая проблема