Подростковый алкоголизм как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема борьбы с алкоголизмом актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза.

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 64.01 Кб (Скачать)

2. Социально – психологические  (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально – положительных связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т. д.);

3. криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание неблагоприятных ситуаций, способствующих криминализации, и т. д.);

4. физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений). 

 
Подростковый  алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама. 
Нравственно – эмоциональная сторона семейных отношений — важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания. Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:

1) конфликтные семьи,  когда отношения между членами  семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2) десоциализированные семьи,  ведущие аморальный, а в большинстве  случаев анти социальный образ  жизни, с низким материальным  уровнем, санитарной запущенностью.  Такая семья активно формирует  у детей агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру. В таких семьях отсутствует контроль за ребенком. У ребенка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребенок чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и пониженная самооценка. Дети в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность.  
 
У детей и подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки имеют реальные возможности для самоутверждения и прежде всего через приобщение к алкогольным традициям компании.

 Алкоголь как  средство самоутверждения.

Одна из причин пьянства подростков - усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают  частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной  группе товарищей. Сама по себе потребность  в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков  полезной деятельности и интереса к  ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

 Алкоголь как  реклама.

 Привлекательность для  подростков спиртных напитков  усугубляется популяризацией употребления  алкоголя в кино, телевизионных  передачах, рекламных роликах  и проспектах. “Социологи США  считают, что примеры пьющих  телегероев, а в основном, они  играют положительные роли, - наиболее  действенная форма вовлечения подростков в пьянство” [ И. В. Гельн. Алкоголь и дети. М:. Медицина 1982.]. "Польза" алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми зарубежными и отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья - дело обыденное и непредосудительное. 
 
Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы.

Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей  часто становятся отклонения от нормы  психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию  личности. Независимо от причин появления  дефекта (врожденная аномалия, заболевание  психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

 Алкоголь как  времяпрепровождение.

 В связи с резким  уменьшением числа внешкольных  детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности  общественных организаций, завышенной  платой за всевозможные дополнительные  образовательные услуги (обучение  музыке, танцам и т. д.) большинство  подростков испытывает избыток  свободного времени. Объединенные  в компании, не занятые полезной  деятельностью подростки, как  правило, начинают употреблять  спиртные напитки. Круг активной  социальной жизни ограничивается  проблемами и интересами алкогольной  компании, в которой иногда можно  встретить лиц, ранее судимых,  состоящих на учете в инспекции  по делам несовершеннолетних. Новый  член такого микроколлектива  почти обречен на прохождение  обязательной программы, начинающейся  с хулиганских действий в состоянии  опьянения, а заканчивающейся  нередко и серьезными правонарушениями. Употребление спиртного становится  патологически необходимым атрибутом  времяпрепровождения, расширяется  число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя становится  чуть ли не основным смыслом  жизни. 

Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

Уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации:

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение. 
Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употребления алкоголя следующие: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца.

 Уровень эпизодического  употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев. Под действием алкоголя у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает активность, агрессивность. Устанавливаются контакты с выпивающими подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состояние опьянения от взрослых. Принятие спиртного провоцируется компанией, доступностью спиртного в семье, наличием свободных денег, избытком незанятого времени. На данном этапе выявляется склонность, но еще не зависимость от алкоголя.

 Уровень выраженной  психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения. Мотивы: временно уйти от ре-ости, повысить уверенность в себе. Психическая зависимость формируется в течение 1,5 лет. Формируется психическая зависимость от алкоголя. Изменяется суточный ритм приема спиртного. Суточная доля приема возрастает, часто меняется настроение, проявляется конфликтность и агрессивность. Они превращаются в активных инициаторов выпивок, вовлекая в это младших детей. Наряду с педагогическими и воспитательными воздействиями здесь необходимы медицинские меры — обращение и лечение у нарколога.

 Уровень физической  зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, отключиться от ре-ости, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления спиртных напитков, происходит одновременно усиление психической зависимости наряду сфизиологической и изменение ее содержания, четко выражен похмельный синдром. В период Похмелья отмечается тревожно-подавленное настроение, обидчивость, плаксивость, нарушение физиологических функций организма. Замедляется интеллектуальное развитие. Дети часто пропускают занятия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.

 Уровень алкогольного  распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние.В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

 

 

 

 

 

2.1 Структура социально - педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

 Социально- педагогическая  деятельность – это деятельность, направленная на конкретного  учащегося, способствующая решению  его индивидуальных проблем посредством  изучения развития личности и  окружающего его социума; поиска  адекватных способов общения  с ребёнком; выявления средств,  помогающих ребёнку самостоятельно  решить свою проблему.

Социально- педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации  различных сфер жизнедеятельности  детей.

Социально- педагогическая деятельность опирается на следующие  принципы:

    • индивидуально - личностный подход к ребёнку;
    • опора на положительные стороны личности ребёнка;
    • объективность подхода к ребёнку;
    • конфиденциальность.

Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными  к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

1. Индивидуально – психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития.

2. Индивидуально – соматический: предполагает наличие у ребёнка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

3. Социальный, внешкольный:  включающий нарушение прав ребёнка  со стороны взрослых, отсутствие  опеки над ребёнком, либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

4. Социально школьный, где  в качестве составляющих включены  следующие составляющие: негативно  влияющий социально – психологический  климат учебной группы, низкий  статус группы.

Это основные факторы, влияющие на развитие и ведущие к развитию у подростка алкогольной зависимости. Поэтому социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка.

Цель социально- педагогической деятельности может быть реализована путём  решения следующих задач:

    1. Создание форм активной, действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребёнка.
    2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентацией в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.
    3. Вовлеченье школьников в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.
    4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
    5. Укрепление физического и психического здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.
    6. Формирование основ правовой культуры ребёнка.
    7. Формирование навыков "выживания" в условиях кризиса современного общества.

Второй компонент структуры  деятельности – это её субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.

Третий компонент- это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются школьники в алкоголизации.

Четвёртый компонент - функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.

У социального педагога такими основными  функциями являются три:

1.Социально – педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребёнку и в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребёнка, осуществление контроля за ребёнком.

2.Социально - обучающая функция направлена на овладение ребёнком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации.

3.Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.

Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать  родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог.

Информация о работе Подростковый алкоголизм как социально-педагогическая проблема