Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: актуализация проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом весьма велика. Ей занимались такие учёные как Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.А. Левин, И.А. Коробейникова и многие другие.
Задачи:
убедились в том, что проблема действительно существует.
неоднократно посетили детский дом.
провели некоторые, которые подтвердили то, о чём писали многие ученые ученые-психологи.
смогли разобраться в причинах возникновения проблемы, а этому послужила эмоциональная депривация, материнская депривация.
проследили процентное соотношение детей-сирот, которые негативно относятся ко всему, что приходит из вне и не хотят общаться.
наблюдение трудностей в общении со сверстниками, детьми из полноценных семей.

Оглавление

Введение. стр.3-5
I. 1. Исследования учёных-психологов проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом. стр.5-7
2. Причины возникновения проблемы взаимодействия сирот друг с другом и обществом: эмоциональная депривация, материнская депривация и как следствие- агрессия. стр.8-11
3. Обзор исследований причин, возникновения, проблемы
взаимодействия детей воспитывающихся в детских домах друг
с другом и обществом. стр.12-18
II. 1. Трудности в общении со сверстниками.
2. В чём проблема взаимодействия детей-сирот между собой, сверстниками и социумом. стр.19-20
3. Общение детей-сирот друг с другом, с детьми из благополучных семей, со взрослыми. стр.19-20
4. Контент-анализ стр 21-22
III. Выводы. стр. 23
IV. Заключение. стр. 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом..doc

— 287.00 Кб (Скачать)

       От того, насколько  спортсмен сможет реализовать  себя, свои способности в тех  или иных конкретных социальных  условиях, во многом зависят от  его спортивная карьера и спортивные  результаты. От тренера и спортсмена, менеджеров и спонсоров требуется высокая подготовленность в решении вопросов социальной поддержки занятий спортом, создания имиджа спортсмена и команды, обеспечения зрительских симпатий и т.п. Необходимо создавать такие социальные условия, которые обеспечивали бы благоприятное включение спортсмена в занятия спортом, его социализацию (то есть усвоение и активное воспроизводство социального опыта), формирование высокого личностного смысла занятий спортом, привлекательности их для самого спортсмена.

       Для решения  проблемы социализации в разных странах созданы и используются многочисленные культурные и материальные предпосылки, однако немало забот в данном направлении психологической подготовки ложится непосредственно на плечи самих тренеров и спортсменов.

      Обеспечение  динамики командной деятельности в спорте. Успехи в целом ряде видов спорта, так называемых « командных», напрямую зависят от достигнутого уровня взаимодействия спортсменов, взаимопонимания, сыгранности, взаимовыручки, взаимной ответственности. Предмет особых забот тренеров, менеджеров и спортсменов- оптимальные межличностные отношения, в которых особую роль играют взаимная требовательность, взаимное уважение, способность преодолевать конфликтные преграды, умение в необходимый момент предстать перед соперниками единым сплочённым коллективом.

       В психологической  подготовке спортсменов и команд  решаются вопросы совместимости, лидерства. Особый предмет заботы тренера- обеспечение взаимной адаптации спортсменов или звеньев в команде как по строкам, так и по стилю взаимодействия. Извечной проблемой является обеспечение условий реализации индивидуальных качеств спортсменов, желательных для разнообразия игровых действий, но иногда выступающих препятствием создания коллективного стиля.

      Психологическая  подготовленность команды во многом зависит от степени её сплочённости, когда достигнуто уверенное взаимодействие и одновременно найден оптимальный путь реализации индивидуальности спортсменов.

      Очевидно и то, что построение психологической  подготовки, направленной на динамику командной деятельности, необходимо не только в командных видах спорта, поскольку преобладающее большинство спортивных состязаний в индивидуальных видах также имеет командный зачёт. Хотя спортсмены не встречаются непосредственно друг с другом, посредством подсчета занятых мест, набранных очков и т.п. проводится определение командного первенства. Известно немало спортсменов, которые существенно улучшают свои результаты в личном зачёте при выступлении в зачёт команды, слывут «командными бойцами».

     Развитие личности  и психических процессов спортсмена. Данное направление психологической подготовки спортсмена ставит своими задачами развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психологических особенностей, а также формирование и динамику специализированного восприятия, предстартовых состояний, психической устойчивости, надёжности спортсмена.

      Серьёзные изменения  в процессе спортивной деятельности  претерпевают ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к их развитости и располагает большими возможностями для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным  представление о том, что эта развитость и это улучшение происходят сами по себе и всегда имеют необходимую положительную направленность. Типичными ошибками в развитии качеств личности и психических процессов являются неоправданно завышенные требования к спортсмену по части достижения высоких результатов на соревнованиях, неумелый волевой контроль, недостаточный учёт и использование индивидуальных психических особенностей спортсменов, что приводит, в частности, к отстаиванию уровня психической надёжности от физических качеств.

Виды психологической  подготовки спортсменов и команд.

В планировании подготовки, в оценке готовности спортсменов и команд, в определении специфики нагрузок тренеры и спортсмены постоянно встречаются с необходимостью определения структуры подготовки, то есть знания видов подготовки и взаимосвязей этих видов.

      В соответствии  с указанными только что целями  принято различать общую и специальную психологическую подготовку. Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных (всеобъемлющих, разносторонних, пригодных для многих целей) свойств личности и психических качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека. Сюда относят: подготовленность к длительному тренировочному процессу, социально-психологическую подготовленность, волевую подготовку, соревновательный опыт, способность к самовоспитанию.

      Специальная  психологическая подготовка характеризуется  направленностью на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, способствующих успеху в  особых, конкретных условиях спортивной деятельности. Она включает: подготовку к конкретному соревнованию,  к конкретному сопернику, к этапу тренировки, ситуативное управление состоянием.

       Оба  вида психологической подготовки  в процессе деятельности испытывают взаимное влияние: успехи специальной подготовки приводят к коррекции общей психологической подготовки и наоборот.

       Подготовка  к длительному тренировочному процессу предполагает решение множества проблем, связанных с адаптацией спортсмена к постоянным, систематическим многолетним тренировочным нагрузкам. Тренировочная работа связана не только с перенесением нагрузок, но также и с целым рядом ограничений, обусловленных режимом питания, сна, отдыха, проведения досуга, преодолением некоторых привычек. При правильной подготовке спортсмен испытывает желание тренироваться, ему свойственна готовность к физическим и психическим нагрузкам, он проявляет интерес к планированию тренировок и, несмотря на тяжесть нагрузок, не пытается различными способами облегчить задание. Существенную роль в подготовке к длительному тренировочному процессу играет исходная, начальная установка. Чаще всего начинающие спортсмены ожидают быстрого роста спортивных результатов или приобретения необходимых навыков и качеств. Как правило, у тренера всегда есть возможность продемонстрировать такому воспитаннику успехи других занимающихся и сказать, скольких лет тренировки стоят такие успехи.

     Повышению  переносимости постоянных физических  и психических нагрузок в длительном тренировочном процессе в значительной мере способствуют групповые тренировки, работа вместе с командой.

Эмоциональные факторы  соревновательной деятельности.

      Эмоциональные переживания во время соревнований отличаются значительной насыщенностью, быстротой смены состояний, интенсивностью протекания процессов.

      Наиболее  важными предпосылками динамики  эмоций во время соревнований  можно считать следующие: 

Масштаб соревнования. Крупные международные соревнования, олимпийские игры, чемпионаты стран и континентов характеризуются большим накалом страстей, командной и личной ответственности спортсменов за исход борьбы. Как правило, с участием в крупных по масштабу соревнованиях связаны высокие занятия и титулы, порой разыгрывается весьма значительный призовой фонд, устанавливаются нормативы допуска к соревнованиям и т.п. Разумеется , масштаб соревнований играет роль не только сам по себе, объективно, но и в соотношении с уровнем подготовленности спортсмена;

    Личностная значимость. Почти всегда исход соревнования  сильно затрагивает личные интересы спортсмена, имеет личностный смысл, влияет на ход спортивной карьеры, иногда порождает глубокие межличностные конфликты отдельных участников соревнований, служит предпосылкой становления многолетнего соперничества. Удачи и неудачи выступлений вызывают бурные эмоции, которые у слабо подготовленных спортсменов нередко приводят к дезорганизации соревновательной деятельности, а у сильных спортсменов вызывают подъём настроения, уверенность в своих силах; 

     Состав участников. Разные уровни компетентности  участников соревнований служат условием возникновения и динамики многочисленных эмоциональных переживаний.

     Примерное  равенство спортсменов и команд по уровню мастерства создаёт оптимальные предпосылки для интересной , захватывающей спортивной борьбы. Явное превосходство одного или нескольких спортсменов вызывает отрицательные эмоции у менее компетентных соперников. А низкий уровень подготовленности всех участников чаще всего приводит к непредсказуемым результатам и аналогичным эмоциональным процессам;

        Наличие  опыта. Опыт участия в соревнованиях  данного ранга, в данном составе,  на данном стадионе или в  сходных условиях порождает большую уверенность в своих силах, способствует более эффективному контролю за протеканием эмоциональных процессов;

         Уровень  тренированности. Хорошо тренированным  спортсменам свойственны стенические (сильные, действенные) эмоции, создающие предпосылки для мобилизации сил в борьбе за победу, для использования резервов организма, в том числе и психики. Слабо тренированный спортсмен склонен к астеническим эмоциям, к «сберегательным технологиям» спортивной борьбы, к уходу от соперничества;

        Индивидуальные  особенности. В процессе занятий  спортом и всей предшествовавшей  жизни спортсмен вырабатывает  свой особый почерк взаимоотношений с соперниками,  ведения борьбы, находит свои неповторимые способы обеспечения мотивации деятельности, реализует присущим ему путём особенности своего темперамента, характера и способностей. Всё это создаёт условия для богатых , содержательно насыщенных переживаний. Напротив, бедность индивидуальной эмоциональной жизни ведёт к однообразию, стереотипности соревновательного поведения, что облегчает победу соперникам спортсмена. Чаще всего проблема традиционно трудного соперника лежит именно в плоскости индивидуализации.

      Говоря о роли  эмоциональных состояний в соревновательной  деятельности, уместно напомнить о законах Йерксе-Додсона. Согласно первому  из этих законов существует оптимум мотивации для качественного выполнения конкретного действия. Более низкий или более высокий уровень мотивации ухудшают результат. Согласно второму закону, чем выше сложность действия для данного субъекта, тем более низкий уровень мотивации является для него оптимальным. Повышение мотивации приводит к ошибкам даже в тех действиях, которые были ранее успешно освоены при обычных стимулах ,в привычных условиях.

        Спортивные соревнования как одна из основных составляющих спортивной деятельности отличаются не только высоким накалом эмоций и чувств, но и их значительным разнообразием. Чаще всего психологи спорта выделяют следующие эмоциональные переживания спортсменов:

     Соревновательное возбуждение- характеризуется высокой общей активностью спортсмена и стеническими эмоциями. Как правило, успешное выступление в соревнованиях сопряжено с оптимальным для данного спортсмена уровнем соревновательного возбуждения;

      Боевой настрой- сопровождается уверенностью в победе, готовностью к энерготратам, высоким уровнем самоконтроля спортсмена за своими эмоциями;

       Спортивная увлечённость- сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, полной сосредоточенностью на спортивной борьбе; в большей мере характерна для  игровых видов спорта;

       Спортивный азарт-  отрицательное эмоциональное состояние,  когда увлечённость спортивной  борьбой приобретает аффективные оттенки, частично нарушается самоконтроль действий;

        Спортивная злость- чаще всего возникает как фрустрация- кратковременная реакция на ситуацию объективной или субъективной недосягаемости цели, которая казалось такой близкой; при этом имеется в виду, что злость направлена на себя, а не на противника;

         Состязательность- представляется наиболее эффективным эмоциональным состоянием для борьбы с определённым соперником. Направленность состязательности на человека заставляет использовать оценку множества различных факторов спортивной деятельности, хорошо знать и изучать соперника, претендующего на такой же результат; как правило сопровождается уважением к сопернику  и его мастерству;

         Агрессивность-  отрицательная эмоция, также направленная  на соперника, однако сопровождающаяся  обострённой враждебностью, выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта; агрессивность часто искусственно подогревается болельщиками и менеджерами профессионального спорта, особенно в единоборствах; характер происхождения агрессивности наукой до конца не установлен;  

        Спортивная  честь- рассматривается как сложное  нравственное чувство, порождаемое глубоким личностным участием спортсмена в решении принципиальных вопросов спортивной деятельности , культурных традиций спорта, знанием не только буквы, но и духа спортивных правил; сопровождается стремлением к объективности оценки соревновательных действий, высокой требовательностью к себе;

       Чувство  личного превосходства- проявляется  в самолюбовании, зазнайстве,»звёздной болезни», когда спортсмен не соотносит свои эмоции с эмоциями других участников соревнований, стараясь подавить соперников своими прошлыми заслугами, требует повышенного внимания к своей персоне, ставит превыше всего свои личные интересы;

         Чувство долга и ответственности перед командой, коллективом, фирмой, страной, интересы которой спортсмен представляет на соревнованиях, - субъективно это чувство связано с благодарностью, признательностью за помощь в подготовке, за предоставленную возможность померяться силами с другими спортсменами; выражается в высокой самоотдаче, в готовности к борьбе, к преодолению трудностей, оправданному риску;

Информация о работе Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом