Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: актуализация проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом весьма велика. Ей занимались такие учёные как Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.А. Левин, И.А. Коробейникова и многие другие.
Задачи:
убедились в том, что проблема действительно существует.
неоднократно посетили детский дом.
провели некоторые, которые подтвердили то, о чём писали многие ученые ученые-психологи.
смогли разобраться в причинах возникновения проблемы, а этому послужила эмоциональная депривация, материнская депривация.
проследили процентное соотношение детей-сирот, которые негативно относятся ко всему, что приходит из вне и не хотят общаться.
наблюдение трудностей в общении со сверстниками, детьми из полноценных семей.

Оглавление

Введение. стр.3-5
I. 1. Исследования учёных-психологов проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом. стр.5-7
2. Причины возникновения проблемы взаимодействия сирот друг с другом и обществом: эмоциональная депривация, материнская депривация и как следствие- агрессия. стр.8-11
3. Обзор исследований причин, возникновения, проблемы
взаимодействия детей воспитывающихся в детских домах друг
с другом и обществом. стр.12-18
II. 1. Трудности в общении со сверстниками.
2. В чём проблема взаимодействия детей-сирот между собой, сверстниками и социумом. стр.19-20
3. Общение детей-сирот друг с другом, с детьми из благополучных семей, со взрослыми. стр.19-20
4. Контент-анализ стр 21-22
III. Выводы. стр. 23
IV. Заключение. стр. 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом..doc

— 287.00 Кб (Скачать)

Министерство  народного образования Удмуртской Республики

Удмуртский  Государственный Университет

Факультет Психологии и Педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с  обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила: студентка 2-го курса

                                                                            группы 41-21

                                                                                      Габданурова Т. А.

 

                                                             Проверила:  Меньшикова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2003

 

 

Содержание.

 

 

  1. Введение.                                                                                             стр.3-5

 I. 1. Исследования учёных-психологов  проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом.                                                                     стр.5-7

    2.  Причины  возникновения проблемы взаимодействия  сирот друг с другом и обществом: эмоциональная депривация, материнская депривация и как следствие- агрессия.                                                                                            стр.8-11

    3. Обзор исследований  причин,  возникновения, проблемы 

взаимодействия детей воспитывающихся в детских домах друг

с другом и обществом.                                                                             стр.12-18

II. 1. Трудности в общении со сверстниками.                                        

    2. В чём проблема взаимодействия детей-сирот между собой, сверстниками и социумом.                                                                                              стр.19-20

    3. Общение детей-сирот  друг с другом, с детьми из  благополучных семей, со взрослыми.                                                                                                стр.19-20

4. Контент-анализ                                                                                     стр 21-22

III. Выводы.                                                                                               стр. 23

     IV. Заключение.                                                                                        стр. 24

     Список  литературы                                                                                  стр. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Около  700 тыс. официально признанных  по статистике детей-сирот и  около трёх млн. беспризорных  детей (по экспертным оценкам)  поставили проблему социализации этой категории детей в ряд наиболее приоритетных национальных проблем. Фактически общество переживает состояние растерянности по поводу возможности разрешить тот комплекс проблем, который обусловлен ситуацией сиротства. Оно ставит перед психологией, педагогикой и медициной как социально-ориентированными системными науками острые социальные вопросы.

       Проблема  сиротства была включена в  сферу научных и практических  интересов медицины и психологии относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла.

         Традиционная, наиболее распространённая в бывшем Советском Союзе и современной России модель воспитания детей-сирот – детский дом – признана неадекватной потребностям развития ребёнка большинством зарубежных и отечественных исследователей.

          Согласно данным исследований, дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от своих сверстников по основным показателям интеллектуального, эмоционального и социального развития. Лишённые опыта семейной жизни и семейной поддержки, они испытывают огромные трудности при последующей адаптации к широкому социуму, что ведёт к повышенному уровню безработицы и большому числу самоубийств среди выпускников интернатов. Более половины выпускников детских домов и интернатов ведут асоциальный образ жизни или попадают в криминальную среду. К сожалению, создаётся впечатление, что огромные материальные средства, которые вкладывает государство в воспитание детей-сирот (например, годовое содержание ребёнка в детском доме №2 Перми составляет около 50 тыс. рублей в ценах 2001 г.), идут на подготовку «контингента» для криминальных структур и исправительных учреждений.

            В программе «Глас народа»,  посвящённой проблеме сиротства,  на радио «Эхо Москвы» 2 февраля  2002 г. эту позицию чётко сформулировала  одна из слушательниц: «Государство  допустило проблему беспризорности, пусть оно и решает её, а не перекладывает на население».

            Семейное жизнеустройство детей-сирот  – это важнейший путь решения  проблемы сиротства, реализующий  право каждого ребёнка на семью.  Однако само по себе жизнеустройство детей-сирот не решает проблемы во всём её масштабе. Одна из главных задач – приостановить неуклонную тенденцию к росту числа таких детей.    

  Цель: актуализация проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом весьма велика. Ей занимались такие учёные как Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.А. Левин, И.А. Коробейникова и многие другие.

Задачи:

  1. убедились в том, что проблема действительно существует.
  2. неоднократно посетили детский дом.
  3. провели некоторые, которые подтвердили то, о чём писали многие ученые ученые-психологи.
  4. смогли разобраться в причинах возникновения проблемы, а этому послужила эмоциональная депривация, материнская депривация.
  5. проследили процентное соотношение детей-сирот, которые негативно относятся ко всему, что приходит из вне и не хотят общаться.
  6. наблюдение трудностей в общении со сверстниками, детьми из полноценных семей.

 

Собственное видение  актуальности проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом.

          Нас очень заинтересовали эти исследования, и мы сами решили проверить их достоверность. Мы привыкли объяснять сиротство (и в какой-то мере успокоились от собственного объяснения) простыми причинами социального характера: бедность, нищета, безработица, алкоголизм родителей и т.п Однако многие народы, переживая экономические кризисы, не знали такого роста числа детей, оставленных родителями.

         Конечно, экономический кризис  в стране является одним из  важнейших источников проблемы сиротства. Она возникла в эпоху экономических кризисов и в Америке, и в Европе. Увеличение пособий малоимущим семьям во многом способствовало её разрешению. Напомним, что пособие на ребенка в России, независимо от доходов семьи, составляет 90 рублей в месяц (меньше 3 долларов США). В то время как на содержание ребенка в детском доме затрачивается в десятки раз больше (около 3-5 тысяч рублей). Увеличить пособие на детей в малоимущих семьях- один из самых простых и очевидных путей борьбы с сиротством. Нельзя не указать на катастрофический рост потребления алкоголя в последние десятилетия в нашей стране как на важнейший фактор деградации и распада семей, а также высокой смертности мужского населения России.

        Социальное сиротство – комплексная,  многоуровневая социальная и  психологическая проблема. Деятельность во всех сферах общества, которые соприкасаются с детством, прямым или косвенным образом влияет на социальное сиротство: увеличивает или уменьшает его. Характер проблемы таков, что она не локализована в какой-либо одной сфере жизни общества, а «подпитывается» различными процессами, идущими в нем.

       Мы сами уже  во многом подвластны стереотипам:  в нашем представлении бедность  и социальные проблемы неизбежно  должны приводить к тому, что  ребенок оказывается вне дома, без помощи и поддержки. Однако известно  огромное количество семей, переживших страшные экономические и психологические кризисы и сумевших сохранить своих детей.

       При внимательном  знакомстве с семьями, в которых  ребенок стал сиротой или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность: социальному сиротству либо предшествовали нарушения привязанности между родителями и детьми, либо привязанность не была сформирована. Привязанность может быть нарушена и тяжелым экономическим положением семьи, но это только один из нарушающих ее факторов.

        Некоторые  социальные процессы в обществе  не способствуют укреплению связи матери и ребенка, а наоборот, ослабляют ее. В случаях, когда привязанность нарушена, это будет приводить к социальному сиротству. Например, длительное пребывание ребенка в больнице без постоянного присутствия матери является провоцирующим сиротство фактором для определенной группы семей.

        Возможность  передать ребенка на воспитание  государству в возрасте нескольких месяцев по «социальным показателям» (т.е. при материальных средств, отсутствии жилья, необходимости получать профессию и проч.) , с одной стороны благо. С другой стороны, ребенок находится в доме малютки и мать только изредка и очень ограниченное время может быть с ним. Это мешает нормальному формированию привязанности матери к ребенку, что провоцирует мать на последующий отказ от него.

         Режим посещения матерями своих  детей зависит от позиции главного  врача дома ребенка. Можно во  главу угла поставить соблюдение  санитарных норм в детском учреждении, которые не позволяют никому, кроме персонала, быть с детьми (а, значит, матери позволят только гулять с ребенком в колясочке); можно – сохранение и укрепление привязанности между матерью и ребенком. Таким путем пошли в Новгороде, где психологическая работа с матерями и их детьми в возрасте 1-2 лет приобрела постоянный характер. Эту работу ведет детский дом, куда перевели детей в возрасте до трех лет, и Новгородский филиал общественной организации «Институт раннего вмешательства».

         Особую группу среди «отказных»  детей составляют родившиеся  нежелательной беременности. Тщательное многолетнее изучение нарушений привязанности между матерью и ребенком провел научный центр психического здоровья РАМН. Как отмечает психиатр В. И. Брутман, изучавший особенности формирования отношения матери к будущему ребенку в период вынашивания нежелательной беременности, а «в подавляющем большинстве случаев в переживании «отказниц» судьба отказного ребенка полностью игнорируется. В отличие от нормально протекающих беременностей такой будущий ребенок на всем протяжении периода вынашивания и вплоть до родов остается как бы «не мыслимым», так как представления о нем вызывают неприятные фантазии».

         Еще один психологический фактор  сиротства – детский опыт родителей. Зарубежные исследования показывают, что большинство родителей, проявляющих жестокость по отношению к своим детям, имели собственный негативный детский опыт (сами испытали насилие, отвержение  в своей семье, были сиротами).

        Специалисты работающие в небольших российских городах и сельских районах, отмечают, что сироты появляются в одних и тех же семьях. Выросло третье поколение сирот: бабушка была воспитанницей детского дома, в детских домах провели все детство ее дети, а теперь и ее внуки разбросаны по интернатам.

 

 

 

 

 

 

  1. Исследования учёных-психологов проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом.

         Вековой спор между сторонниками  детских учреждений и семейного  жизнеустройства детей-сирот продолжается и сегодня. С самого начала он породил противоречия, критику и конкритику  как во всём мире, так и в нашей стране. Наиболее ярко и эмоционально этот спор отразился в следующих высказываниях:

         Детские приюты должны вообще  прекратить своё существование в качестве постоянного дома для детей.

          Семья не является панацеей  от всех социальных зол, и  не надо её рекламировать как «успокоительный сироп» социальной работы.

         А. Кадушин, сделав фундаментальный  обзор сравнительных исследований, касающихся развития ребёнка в условиях детского дома и замещающей профессиональной семьи, выявил практически полную согласованность выводов, к которым пришли разные учёные: в замещающей семье развитие ребёнка происходит успешнее, чем в сиротских учреждениях.

        После знаменитого исследования Дж. Боулби, выявившего депривацию развития детей в условиях сиротского учреждения, стала нарастать тенденция вплоть до попыток полного отказа от таких учреждений.

Информация о работе Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом