Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа
Цель: актуализация проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом весьма велика. Ей занимались такие учёные как Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.А. Левин, И.А. Коробейникова и многие другие.
Задачи:
убедились в том, что проблема действительно существует.
неоднократно посетили детский дом.
провели некоторые, которые подтвердили то, о чём писали многие ученые ученые-психологи.
смогли разобраться в причинах возникновения проблемы, а этому послужила эмоциональная депривация, материнская депривация.
проследили процентное соотношение детей-сирот, которые негативно относятся ко всему, что приходит из вне и не хотят общаться.
наблюдение трудностей в общении со сверстниками, детьми из полноценных семей.
Введение. стр.3-5
I. 1. Исследования учёных-психологов проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом. стр.5-7
2. Причины возникновения проблемы взаимодействия сирот друг с другом и обществом: эмоциональная депривация, материнская депривация и как следствие- агрессия. стр.8-11
3. Обзор исследований причин, возникновения, проблемы
взаимодействия детей воспитывающихся в детских домах друг
с другом и обществом. стр.12-18
II. 1. Трудности в общении со сверстниками.
2. В чём проблема взаимодействия детей-сирот между собой, сверстниками и социумом. стр.19-20
3. Общение детей-сирот друг с другом, с детьми из благополучных семей, со взрослыми. стр.19-20
4. Контент-анализ стр 21-22
III. Выводы. стр. 23
IV. Заключение. стр. 24
Список литературы
С.А. Левин отмечал, что
Четырёх авторов объединила заинтересованность в проблеме сиротства и возможность совместно проецировать и решать её с разных ракурсов и разных позиций – психолога-специалиста по творческому мышлению и социальному проектированию, а также социально-педагогической реабилитации детей с особенностями развития (В.К. Зарецкий). Социального психолога, специалиста по социально-психологическим аспектам проблемы сиротства, одного из организаторов программы, противостоящей росту числа детей-социальных сирот (М.О. Дубровская), клинических психологов, специалистов по психическому здоровью, семейной психологии и психотерапии (В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова).
Согласно обзору Й.Лангмейера
и З.Матейчика, у
Обеднение
среды, как показали
Тем не менее модель детских домов имеет своих сторонников среди управленцев, воспитателей и даже психологов. Помимо ведомственной и экономической заинтересованности людей, которые связаны с этими учреждениями и благодаря их существованию имеют работу и зарплату, за этим стоит укоренившийся стереотип веры в преимущество коллективного воспитания. В качестве аргумента приводится возможность устранения перечисленных выше недостатков путём совершенствования самой модели детского дома.
Во всех отечественных исследованиях описывается особый тип личности, характерный для ребёнка детского дома. А.Н. Прихожанин и Н.Н. Толстых указывают на недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимого, реактивного поведения у детей из сиротских учреждений. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией – тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде.
Трудно найти более
Проходит немного времени – и взгляд становится осмысленным. Младенец начинает улыбаться склоняющемуся над ним человеку, что-то лепечет в ответ на обращённые к нему слова. Психологи называют общение со взрослым «ведущей деятельностью» младенца. Да, это именно так: для младенца общение – серьёзнейшая деятельность. Оно определяет всё его дальнейшее развитие, без него он не научился бы ни радоваться, ни огорчаться. Ведь и радость, и огорчение первоначально адресованы взрослому. Так, огорчение – это сигнал «мне плохо, сделай что-нибудь».
Значение ранних форм общения со взрослым доказано многочисленными исследованиями. В частности, психологи изучали развитие детей, с младенчества воспитывающихся в приютах, где им обеспечивался нормальный физический уход, но не создавались условия для полноценного общения. Оказалось, что некоторые из приютских детей умирали «от грусти», другие же вырастали пассивными, замкнутыми, боязливыми, в дальнейшем они так и не могли успешно строить отношения с другими людьми.
У детей, с раннего возраста воспитывавшихся без родителей, опыт индивидуального общения со взрослыми часто крайне скуден, а опыт общения на познавательные темы иногда и вовсе отсутствует. Происходит так потому, что в интернатах на группу детей приходится один воспитатель, и ему трудно, а порой и невозможно выслушать все заданные вопросы, а тем более дать ответы на них. Из-за этого у многих детей-сирот отсутствуют или, по меньшей мере, оказываются недостаточно развитыми познавательные интересы.
Личность формируется в общении
У воспитанников интернатов все этапы развития проходят с искажениями. Когда они начинают самостоятельную жизнь за пределами интерната, то оказываются практически не готовы к ней.
Как уже говорилось, воспитанники детского дома часто оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, не соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей. Такую ситуацию развития называют социальной депривацией. Дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, часто отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру. Уних не складываются позитивные формы социального поведения, нарушается умственное развитие, затрудняется социализация.
Тяжесть последствий социальной депривации и трудность компенсации зависят от возраста, в котором ребёнок лишился полноценных и устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов. Следует отметить, что со временем последствия социальной депривации могут быть хотя бы частично преодолены.
Особую форму социальной депривации представляет эмоциональная депривация (лишение эмоциональных контактов с другими людьми, особенно близкими). Наиболее серьёзное негативное значение для психического развития имеет отсутствие общения с матерью. Так называемая материнская депривация может возникать в результате недостаточной привязанности матери к ребёнку, в ситуации длительной разлуки, при отсутствии материнского воспитании с младенчества, а также при лишении матери в более позднем возрасте.
Как показано в исследованиях, последствия материнской депривации резко негативно сказываются на дальнейшем развитии ребёнка и могут привести к глубоким отклонениям в личностном развитии. Почему же эти нарушения происходят даже в том случае, если ребёнок попадает в достаточно комфортные условия детского дома, где о нём вполне хорошо заботятся?
Для разъяснения этого вопроса обратимся к теории психического развития Эриксона. Согласно этой теории, первая стадия развития( до двух лет) характеризуется полной зависимостью ребёнка от взрослых. В этот период при благоприятных обстоятельствах у ребёнка вырабатывается «чувство хорошести» жизни, формируется представление о мире как предсказуемом и добром, при других условиях- наоборот, как о непредсказуемом и опасном. У ребёнка развивается социальное взаимодействие, которое в положительном варианте приводит к появлению доверия, а в отрицательном – недоверия.
Степень доверия, которым ребёнок проникается к миру, другим людям и самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой о нём заботы. Если младенец получает всё, что ему нужно, и не испытывает дискомфорта, если его потребности быстро удовлетворяются, если с ним разговаривают и играют, достаточно его ласкают, то он начинает считать, что мир – уютное место, а люди достойны любви и доверия. Ребёнок, получивший в течение первого года жизни достаточно любви и заботы, становится эмоционально уравновешенным и приобретает доверие к окружающим людям и миру в целом, поэтому в дальнейшем он способен устанавливать глубокие тёплые эмоциональные отношения с другими людьми.
Если же ребёнок не получает должного ухода, не встречает понимания, заботы и любви, то у него появляются недоверие, подозрительность и боязливость по отношению к миру и людям. Это недоверие ребёнок несёт с собой в другие стадии своего развития, что негативно отражается на его взаимоотношениях с окружающими людьми. Его самоощущение в этом случае можно было бы описать словами: «Хочу быть любимым, но это не получается». Этот конфликт может найти своё выражение в истерических реакциях, психосоматических заболеваниях, смысл которых состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и добиться их любви.
Успешное прохождение
Чувство безопасности и защищённости
возникает у ребёнка в
Привязанность- это устойчивые эмоционально психологические связи ребёнка с любящими его людьми. Она проявляется по отношению к людям, которые заботятся о ребёнке, удовлетворяют его потребности и обеспечивают ему эмоционально комфортное состояние. Можно считать, что привязанность у ребёнка сформировалась, если реакция на взрослого становится избирательной: исчезает радостная, дружелюбная реакция на абсолютно любого человека. Доброжелательные проявления сохраняются только по отношению к близким людям. Напротив, при приближении чужого, незнакомого взрослого у малыша появляются признаки беспокойства, тревоги. Однако и когда от ребёнка уходит мама, он также огорчается, плачет, требуя её возвращения.
Непостоянное или
В условиях детского дома из-за крайней неустойчивости и кратковременности эмоциональных связей привязанность не успевает сформироваться из-за частой смены воспитателей, а также при неоднократном и кратковременном нахождении ребёнка раннего возраста в разных приёмных семьях.
Основные проявления расстройства привязанности выражаются в устойчивом нежелании ребёнка вступать в контакт с взрослым или поддерживать общение.
У младенцев это можно заметить по отсутствию заинтересованности в зрительном и эмоциональном контакте (ребёнок не смотрит на лицо взрослого, не отвечает на улыбку, не подражает его голосу).
У более старших детей (1-2года) можно
наблюдать сниженное настроение
У детей дошкольного возраста (с 3-4 лет) расстройство привязанности иногда выражается в поверхностной рассеянной общительности, в отсутствии чувства дистанции. Такие дети излишне фамильярны в общении даже с незнакомыми людьми. Они обращаются к взрослым с незначительными просьбами, стараются всеми способами привлечь к себе внимание. Такое поведение называется «прилипчивым». Дошкольники с расстройством привязанности неразборчивы в установлении дружеских связей со сверстниками; проявляют к ним амбивалентное (двойственное) отношение: то они боязливы, недоверчивы, то агрессивны.
В более старшем возрасте у детей с расстройством привязанности замедленно и ущербно формируется представление о себе. У этих детей возникает ощущение отторгнутости, заброшенности, которое поначалу может не соответствовать реальности. Однако само это ощущение приводит к напряжённости, недоверию в отношениях с людьми, и, как итог, к уже вполне реальному неприятию себя и окружающих. В ходе дальнейшего взаимодействия усиливается негативное отношение как к самому себе, так и к другим людям.
Для возникновения отрицательного представления о себе у ребёнка-сироты, воспитывающегося в детском доме, помимо влияния материнской депривации, имеется ещё одна серьёзная причина. Начиная с самого раннего возраста, ребёнок, растущий в семье, усваивает два уровня отношения к себе. С одной стороны, взрослые, особенно родители, любят ребёнка, безусловно, вне зависимости от его реального поведения, свойств характера, способностей, а с другой – объективно и беспристрастно оценивают (плохо или хорошо он поступает, каков ребёнок в конкретной ситуации).
Информация о работе Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом