Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: актуализация проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом весьма велика. Ей занимались такие учёные как Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.А. Левин, И.А. Коробейникова и многие другие.
Задачи:
убедились в том, что проблема действительно существует.
неоднократно посетили детский дом.
провели некоторые, которые подтвердили то, о чём писали многие ученые ученые-психологи.
смогли разобраться в причинах возникновения проблемы, а этому послужила эмоциональная депривация, материнская депривация.
проследили процентное соотношение детей-сирот, которые негативно относятся ко всему, что приходит из вне и не хотят общаться.
наблюдение трудностей в общении со сверстниками, детьми из полноценных семей.

Оглавление

Введение. стр.3-5
I. 1. Исследования учёных-психологов проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом. стр.5-7
2. Причины возникновения проблемы взаимодействия сирот друг с другом и обществом: эмоциональная депривация, материнская депривация и как следствие- агрессия. стр.8-11
3. Обзор исследований причин, возникновения, проблемы
взаимодействия детей воспитывающихся в детских домах друг
с другом и обществом. стр.12-18
II. 1. Трудности в общении со сверстниками.
2. В чём проблема взаимодействия детей-сирот между собой, сверстниками и социумом. стр.19-20
3. Общение детей-сирот друг с другом, с детьми из благополучных семей, со взрослыми. стр.19-20
4. Контент-анализ стр 21-22
III. Выводы. стр. 23
IV. Заключение. стр. 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом..doc

— 287.00 Кб (Скачать)

        С.А. Левин отмечал, что некоторые  детские дома, где работают заинтересованные люди, понимающие суть детских проблем и детского развития, окажутся более эффективной моделью воспитания.

        Четырёх авторов  объединила заинтересованность  в проблеме сиротства  и возможность совместно проецировать и решать её с разных ракурсов и разных позиций – психолога-специалиста по творческому мышлению и социальному проектированию, а также социально-педагогической реабилитации детей с особенностями развития (В.К. Зарецкий). Социального психолога, специалиста по социально-психологическим аспектам проблемы сиротства, одного из организаторов программы, противостоящей росту числа детей-социальных сирот (М.О. Дубровская), клинических психологов, специалистов по психическому здоровью, семейной психологии и психотерапии (В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова).

          Согласно обзору Й.Лангмейера  и З.Матейчика, у воспитанников  сиротских учреждений при нормальном физическом развитии отмечается дефицит речевого развития и социализации. Вместе с тем, справедливости ради надо сказать, что более позитивное развитие детей наблюдалось в тех учреждениях, где проявлялось много заботы о создании максимально благоприятного социального окружения, кроме того, тяжесть последствий институционального воспитания прямо зависела от индивидуальных особенностей конституции ребёнка. В некоторых исследованиях были получены данные о том, что при наличии благоприятных условий когнитивное развитие ребёнка в сиротских учреждениях (изучались учреждения в Израиле, Югославии, Польше, Австрии) не отличается от таковой у детей, воспитанных в семье. Гораздо более согласованы между собой данные, касающиеся эмоционального и личностного развития детей. Разные исследователи показывают, что дети в сиротских учреждениях имеют в среднем более низкую самооценку по сравнению с детьми, проживающими в семье, причём отмечается отрицательная корреляция между уровнем самооценки и длительностью пребывания в детском доме (чем дольше пребывание, тем ниже самооценка).

       Обеднение  среды, как показали результаты  исследования, приводит к сенсорной депривации, уменьшению коммуникаций с окружающими – к социальной депривации; уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом – к эмоциональной депривации, жёсткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации.

         Тем не менее модель детских  домов имеет своих сторонников  среди управленцев, воспитателей и даже психологов. Помимо ведомственной и экономической заинтересованности людей, которые связаны с этими учреждениями и благодаря их существованию имеют работу и зарплату, за этим стоит укоренившийся стереотип веры в преимущество коллективного воспитания. В качестве аргумента приводится возможность устранения перечисленных выше недостатков путём совершенствования самой модели детского дома.

           Во всех отечественных исследованиях описывается особый тип личности, характерный для ребёнка детского дома. А.Н. Прихожанин и Н.Н. Толстых указывают на недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимого, реактивного поведения у детей из сиротских учреждений. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией – тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины возникновения проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом: эмоциональная депривация, материнская депривация и как следствие – агрессия.   

        Трудно найти более беспомощное  существо, чем новорожденный ребёнок. Он даже плакать ещё не умеет, а только тихонько хнычет. Ему предстоит всему научиться самому. И обучение начинается буквально с рождения. Ребёнок привыкает к позе, в которой его кормят, у него формируются первые условные рефлексы, он испытывает разнообразные ощущения, связанные с пеленанием и т.п. И при этом рядом всегда есть один постоянный участник: взрослый человек, роль которого для ребёнка незаменима. Лицо ухаживающего взрослого – единственный постоянный элемент в непрерывно меняющемся окружающем мире. Поэтому именно человеческое лицо- это первое, что начинает выделять ребёнок, на чём он старается сосредоточить свой пока ещё туманный взгляд.

Проходит немного времени –  и взгляд становится осмысленным. Младенец начинает улыбаться склоняющемуся над ним человеку, что-то лепечет в ответ на обращённые к нему слова. Психологи называют общение со взрослым «ведущей деятельностью» младенца. Да, это именно так: для младенца общение – серьёзнейшая деятельность. Оно определяет всё его дальнейшее развитие, без него он не научился бы ни радоваться, ни огорчаться. Ведь и радость, и огорчение первоначально адресованы взрослому. Так, огорчение – это сигнал «мне плохо, сделай что-нибудь».

Значение ранних форм общения со взрослым доказано многочисленными исследованиями. В частности, психологи изучали развитие детей, с младенчества воспитывающихся в приютах, где им обеспечивался нормальный физический уход, но не создавались условия для полноценного общения. Оказалось, что некоторые из приютских детей умирали «от грусти», другие же вырастали пассивными, замкнутыми, боязливыми, в дальнейшем они так и не могли успешно строить отношения с другими людьми.

У детей, с раннего возраста воспитывавшихся  без родителей, опыт индивидуального общения со взрослыми часто крайне скуден, а опыт общения на познавательные темы иногда и вовсе отсутствует. Происходит так потому, что в интернатах на группу детей приходится один воспитатель, и ему трудно, а порой и невозможно выслушать все заданные вопросы, а тем более дать ответы на них. Из-за этого у многих детей-сирот отсутствуют или, по меньшей мере, оказываются недостаточно развитыми познавательные интересы.

Личность формируется  в общении

У воспитанников интернатов все  этапы развития проходят с искажениями. Когда они начинают самостоятельную жизнь за пределами интерната, то оказываются практически не готовы к ней.

Как уже говорилось, воспитанники детского дома часто оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, не соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей. Такую ситуацию развития называют социальной депривацией. Дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, часто отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру. Уних не складываются позитивные формы социального поведения, нарушается умственное развитие, затрудняется социализация.

Тяжесть последствий социальной депривации и трудность компенсации зависят от возраста, в котором ребёнок лишился полноценных и устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов. Следует отметить, что со временем последствия социальной депривации могут быть хотя бы частично преодолены.

Особую форму социальной депривации представляет эмоциональная депривация (лишение эмоциональных контактов с другими людьми, особенно близкими). Наиболее серьёзное негативное значение для психического развития имеет отсутствие общения с матерью. Так называемая материнская депривация может возникать в результате недостаточной привязанности матери к ребёнку, в ситуации длительной разлуки, при отсутствии материнского воспитании с младенчества, а также при лишении матери в более позднем возрасте.

Как показано в исследованиях, последствия  материнской депривации резко негативно сказываются на дальнейшем развитии ребёнка и могут привести к глубоким отклонениям в личностном развитии. Почему же эти нарушения происходят даже в том случае, если ребёнок попадает в достаточно комфортные условия детского дома, где о нём вполне хорошо заботятся?

Для разъяснения этого вопроса  обратимся к теории психического развития Эриксона. Согласно этой теории, первая стадия развития( до двух лет) характеризуется полной зависимостью ребёнка от взрослых. В этот период при благоприятных обстоятельствах у ребёнка вырабатывается «чувство хорошести» жизни, формируется представление о мире как предсказуемом и добром, при других условиях- наоборот, как о непредсказуемом и опасном. У ребёнка развивается социальное взаимодействие, которое в положительном варианте приводит к появлению доверия, а в отрицательном – недоверия.

Степень доверия, которым ребёнок  проникается к миру, другим людям  и самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой о нём заботы. Если младенец получает всё, что ему нужно, и не испытывает дискомфорта, если его потребности быстро удовлетворяются, если с ним разговаривают и играют, достаточно его ласкают, то он начинает считать, что мир – уютное место, а люди достойны любви и доверия. Ребёнок, получивший в течение первого года жизни достаточно любви и заботы, становится эмоционально уравновешенным и приобретает доверие к окружающим людям и миру в целом, поэтому в дальнейшем он способен устанавливать глубокие тёплые эмоциональные отношения с другими людьми.

 Если же ребёнок не получает  должного ухода, не встречает  понимания, заботы и любви, то у него появляются недоверие, подозрительность и боязливость по отношению к миру и людям. Это недоверие ребёнок несёт с собой в другие стадии своего развития, что негативно отражается на его взаимоотношениях с окружающими людьми. Его самоощущение в этом случае можно было бы описать словами: «Хочу быть любимым, но это не получается». Этот конфликт  может найти своё выражение в истерических реакциях, психосоматических заболеваниях, смысл которых состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и добиться их любви.

Успешное прохождение младенческого  возраста открывает ребёнку возможность полноценно войти в более широкое социальное окружение, а неблагополучное – даёт о себе знать в течение всей последующей жизни, особенно- в периоды жизненных неудач.

Чувство безопасности и защищённости возникает у ребёнка в условиях, когда мать (или замещающие её люди) обеспечивает ребёнку полноценное комфортное состояние. Это, в свою очередь, помогает сформироваться чувству привязанности к взрослому. Психологи считают, что в норме привязанность к матери формируется у младенца к 7-8 месяцам жизни.

Привязанность- это устойчивые эмоционально психологические связи ребёнка с любящими его людьми. Она проявляется по отношению к людям, которые заботятся о ребёнке, удовлетворяют его потребности и обеспечивают ему эмоционально комфортное состояние. Можно считать, что привязанность у ребёнка сформировалась, если реакция на взрослого становится избирательной: исчезает радостная, дружелюбная реакция на абсолютно любого человека. Доброжелательные проявления сохраняются только по отношению к близким людям. Напротив, при приближении чужого, незнакомого взрослого у малыша появляются признаки беспокойства, тревоги. Однако и когда от ребёнка уходит мама, он также огорчается, плачет, требуя её возвращения.

Непостоянное или неполноценное  удовлетворение основных потребностей, прежде всего в любви и принятии ребёнка, ведёт к затруднению или искажению формирования у него привязанности. В отдельных случаях это может привести к появлению специфического заболевания, которое так и называется: «реактивное расстройство привязанности детского возраста». Считается, что главной причиной его происхождения является плохая забота о ребёнке, пренебрежение к его основным нуждам на раннем этапе развития.

В условиях детского дома из-за крайней  неустойчивости и кратковременности эмоциональных связей привязанность не успевает сформироваться из-за частой смены воспитателей, а также при неоднократном и кратковременном нахождении ребёнка раннего возраста в разных приёмных семьях.

Основные проявления расстройства привязанности выражаются в устойчивом нежелании ребёнка вступать в контакт с взрослым или поддерживать общение.

У младенцев это можно заметить по отсутствию заинтересованности в  зрительном и эмоциональном контакте (ребёнок не смотрит на лицо взрослого, не отвечает на улыбку, не подражает его голосу).

У более старших детей (1-2года) можно  наблюдать сниженное настроение, боязливость, настороженность, отсутствие любопытства, эмоциональной живости и непосредственности. Дети отказываются от совместных игр со взрослыми, оказывают сопротивление при попытке организовать с ними игру. Они плохо взаимодействуют со сверстниками, могут проявлять агрессию по отношению к окружающим  и к самим себе.

У детей дошкольного  возраста (с 3-4 лет) расстройство привязанности  иногда выражается в поверхностной рассеянной общительности, в отсутствии чувства дистанции. Такие дети излишне фамильярны в общении даже с незнакомыми людьми. Они обращаются к взрослым с незначительными просьбами, стараются всеми способами привлечь к себе внимание. Такое поведение называется «прилипчивым». Дошкольники с расстройством привязанности неразборчивы в установлении дружеских связей со сверстниками; проявляют к ним амбивалентное (двойственное) отношение: то они боязливы, недоверчивы, то агрессивны.

В более старшем возрасте у детей с расстройством привязанности замедленно и ущербно формируется представление о себе. У этих детей возникает ощущение отторгнутости, заброшенности, которое поначалу может не соответствовать реальности. Однако само это ощущение приводит к напряжённости, недоверию в отношениях с людьми, и, как итог, к уже вполне реальному неприятию себя и окружающих. В ходе дальнейшего взаимодействия усиливается негативное отношение как к самому себе, так и к другим людям.

Для возникновения отрицательного представления о себе у ребёнка-сироты, воспитывающегося в детском доме, помимо влияния материнской депривации, имеется ещё одна серьёзная причина. Начиная с самого раннего возраста, ребёнок, растущий в семье, усваивает два уровня отношения к себе. С одной стороны, взрослые, особенно родители, любят ребёнка, безусловно, вне зависимости от его реального поведения, свойств характера, способностей, а с другой – объективно и беспристрастно оценивают (плохо или хорошо он поступает, каков ребёнок в конкретной ситуации).

Информация о работе Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом